![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейские проблемы, связанные с Россией
Я много думаю о России, потому что мое участие в ее судьбе было довольно большим. Когда Михаил Горбачев позвонил в конце 1986 года Андрею Сахарову, находящемуся в ссылке в Горьком, и попросил его вернуться в Москву, чтобы «возобновить свою патриотическую деятельность», я почувствовал, что Советский Союз готов к переменам. Я посетил страну весной 1987 года и создал в ней фонд, ставший весьма влиятельной силой в вопросах развития демократии и открытого общества. Мои усилия были весьма высоко оценены и горячо поддержаны, в том числе министерством иностранных дел Советского Союза, которое тогда являлось частью советской бюрократии, выступавшей за перестройку. Хотя я был не так хорошо известен в то время, мне было предложено создать международную рабочую группу по созданию «открытого сектора» в экономике. Этот проект постепенно сошел на нет, поскольку централизованная экономика уже была слишком больна для того, чтобы сохранить зародыш рыночной экономики. Весной 1989 года на конференции «Восток—Запад», проходившей в Потсдаме (тогда он еще был частью Восточной Германии), я предложил внедрить своего рода аналог плана Маршалла для Советского Союза, который мог бы финансироваться в основном за счет европейских стран. Мое предложение было встречено громким смехом, в частности одного из младших министров в правительстве Маргарет Тэтчер. В октябре 1990 года я направил делегацию молодых экономистов во главе с Григорием Явлинским на ежегодное совещание Всемирного банка и МВФ в Вашингтоне. Они выступали в поддержку программы «500 дней» (ранее называвшейся планом Шаталина), предполагавшей роспуск Советского Союза и его замену экономическим союзом по образцу европейского общего рынка. Этот план не получил международного одобрения, и после возвращения участников делегации на родину Горбачев высказался против его реализации. В конце концов Советский Союз все-таки распался, однако этот процесс был более беспорядочным. Западные державы, в свою очередь, решили передать функцию содействия Советскому Союзу и странам-преемникам Международному валютному фонду, так как не хотели, чтобы на их собственные бюджеты ложилась какая-либо нагрузка. МВФ плохо подходил для решения этой задачи. Принцип его работы заключался в том, чтобы получать от правительств стран, требующих помощи, письма о намерениях, а затем контролировать выполнение правительствами заявленной программы. Однако в то время ни СССР, ни Россия (и ни одно из государств-правопреемников) не имели правительства, способного выполнить программу МВФ. Одна программа за другой терпела поражение, и Россия пережила период политического, экономического, социального и морального срыва. Мой фонд, к тому времени охвативший всю территорию бывшей советской империи, сделал все, что было в его силах, в областях культуры, образования, СМИ, построения гражданского общества и правового государства, хотя с учетом масштабности проблем его влияние было незначительным. Исключение составляла только область науки, где мы смогли протянуть руку помощи более чем 30 тысячам ведущих ученых. Если бы Запад в то время занялся примерно такой же программой помощи, но в более широких масштабах, его деятельность была бы положительно воспринята в России и история пошла бы по другому пути. Когда Владимир Путин сменил Ельцина на посту президента, то сумел создать новый порядок в условиях хаоса, однако этот новый порядок был очень похож на старый. Надежды на установление демократии по западному образцу так и остались неосуществленными. Западные державы не смогли оправдать чрезмерных ожиданий российских реформаторов. Запад не предпринял сколь-нибудь значимых усилий и не пожертвовал ничем для того, чтобы привить России свои ценности; он попросту воспользовался слабостью России, чтобы расширить сферу своего влияния дальше на Восток. Это исторический факт, который оказал огромное влияние на поведение России, но который редко признается на Западе. Ничто из того, что западные страны делают сейчас, не способно изменить историю. Так или иначе, обоим российским правителям и населению Российской Федерации присуще чувство глубокого негодования из-за поведения Запада по отношению к стране, попавшей в беду. Наиболее сильна обида у тех, кто стремился к демократии западного образца. Геополитические игры кремлевской власти привели к вооруженному конфликту с Грузией в августе 2008 года. Корни конфликта — в грузинской «революции роз» 2003 года и последовавшей за ней украинской «оранжевой революции». Увенчавшиеся успехом восстания против коррумпированных и бестолковых властей представляли собой мощный вызов новому порядку и вызвали беспокойство в Кремле. Грузия стояла на пути геополитических амбиций Кремля, направленных на то, чтобы вернуть влияние на бывшие советские республики и впоследствии расширить контроль над поставками нефти и газа в Европу. Помимо этого у Владимира Путина и Михаила Саакашвили имеется глубокая личная неприязнь по отношению друг к другу. Прогнозируя агрессию со стороны России, Саакашвили перестроил силы обороны Грузии. Взяточничество питало коррупцию, а коррупция привела к появлению новых проблем. Режим Саакашвили потерял прежний ореол примера демократии и открытого общества. Однако зимой 2006/07 года, когда Россия нанесла упреждающий удар и отключила подачу газа в Грузию и на Украину — а в первом случае произошел еще и подрыв линии электропередачи, — Грузия смогла отбиться от нападения более успешно, чем Украина. Саакашвили стал любимцем администрации Буша. Его провозглашали борцом за демократию, и он не понес никакой ответственности за собственные нарушения закона. Напротив, администрация Буша активно содействовала шагам Грузии по вступлению в НАТО. Успех ударил Саакашвили в голову. Вопреки всем рекомендациям грузинский президент ответил на провокацию со стороны России в Южной Осетии и инициировал вооруженное нападение в августе 2008 года. Россия воспользовалась своей огромной военной мощью и раздавила вооруженное сопротивление Грузии. Пока что непонятно, как в точности разворачивались события, и будет полезно, если комиссия по установлению фактов сможет прояснить происходившее. По заявлению России, у нее была причина для военных действий. Тем не менее граждане Российской Федерации, о защите которых идет речь, являются на самом деле жителями Южной Осетии, получившими российское подданство незадолго до начала конфликта. Одновременно с тем, как началась военная кампания, российские власти развернули пропагандистскую кампанию и смогли расколоть общественное мнение в Европе. В ходе переговоров о перемирии, проводившихся под руководством Николя Саркози, который занимал в то время пост председателя Европейского союза, был признан факт военного доминирования России, позволившего российским «миротворцам» продвинуться вглубь территории Грузии и посеять настоящий хаос в рядах грузинской армии. Военное положение, которое было введено в Южной Осетии, напрямую угрожает нефтепроводу «Баку—Джейхан» и значительно снижает надежность Грузии как связующего звена с нефтяными и газовыми ресурсами Центральной Азии. Геополитический баланс склонился в пользу России. Сегодня она имеет больше власти и влияния на Европу, чем во времена «холодной войны». Утверждение геополитического значения России сделало Путина крайне популярным у населения страны, чего нельзя сказать об отношении к нему на Западе. Вторжение в Грузию принесло политический и военный успех, однако вызвало совершенно непредсказуемые и достаточно неблагоприятные финансовые последствия. Началась утечка капитала из России. Стремительно упал фондовый рынок, а рубль ослаб. Так как все это произошло в одно время с глобальным финансовым кризисом, последствия оказались катастрофическими. Мargin Calls (требования о дополнительном обеспечении коротких позиций либо, если обеспечение не представлено, их принудительное закрытие с потерей имеющегося залога) приобрели постоянный характер и продемонстрировали большую проблему путинского режима: бизнесмены перестали доверять политическому режиму из-за произвольного характера его действий. Они предпочитали держать собственные деньги за границей, а для операционных целей использовать заемные средства. Требования о дополнительном обеспечении привели к волне дефолтов, изменивших всю экономическую картину. Промышленное производство падает, а стандарты жизни (с учетом высокой зависимости потребления от импорта) снижаются из-за слабости рубля. По мере ухудшения экономической ситуации режим Путина может начать вести себя более агрессивно — как по отношению к Европе, так и внутри страны. Каким образом должна реагировать Европа на появление недружелюбной России на своем восточном фланге? Разные страны отреагировали поразному, в зависимости от своего исторического опыта и экономических интересов. Тем не менее для Европейского союза важно выработать единую политику в отношении России и согласовать свои порой противоречивые национальные интересы и взгляды. Европа не может позволить себе спокойно относиться к геополитической агрессии со стороны России, и для того чтобы добиться успеха, она должна стать единой. Вместе с тем единая европейская политика не должна быть исключительно геополитической, потому что в этом случае общие интересы не будут достаточно сильны для того, чтобы перевесить национальные интересы. Россия могла бы продолжать разделять и властвовать, как делает это сейчас. В геополитическом смысле она занимает сильную сторону. Превосходство Европы заключается в ее ценностях и принципах открытого, демократического, мирного, процветающего и законопослушного общества. Эти ценности обладают значительной привлекательностью для людей в бывшем Советском Союзе (как руководителей, так и части населения), несмотря на тот факт, что в прошлом Запад не смог подкрепить свои ценности и принципы практическими шагами. В результате восхищение европейскими ценностями и стремление к ним перемежаются разочарованием и обидой. Несмотря на это, Россия попрежнему считает Европу привлекательной. Исторически Россия всегда стремилась стать частью Европы, а режим Путина признает, что не может позволить себе вернуться к изоляции, сопутствовавшей временам Советского Союза. Укрепление геополитических позиций России по отношению к Европе скрывает серьезные недостатки в других областях. Авторитарная политическая система душит частное предпринимательство и инновации. Отсутствует верховенство права, а на получение всевозможных разрешений в коррумпированных государственных органах тратится больше усилий, чем на основную деятельность. Соответственно экономический прогресс происходит медленнее, чем накопление доходов от продажи нефти. Эти проблемы стали усугубляться, как только произошло заметное снижение цен на нефть. Другим большим недостатком является демографический: Россия обладает огромной территорией, на которой живет всего лишь 140 миллионов человек. С течением времени численный перевес окажется на стороне бывших мусульманских меньшинств, показатели рождаемости среди которых выше, чем у этнических русских. Ожидается, что общая численность населения снизится в течение следующего десятилетия на 10 миллионов человек. Богатая ресурсами, но малонаселенная Сибирь граничит с густонаселенным Китаем, где наблюдается нехватка ресурсов. Если республики Центральной Азии окажутся отрезанными от Запада, им придется выстраивать отношения с Китаем, чтобы не оказаться полностью зависимыми от России. В долгосрочной перспективе демонстративные действия Путина по отношению к Западу могут оказаться столь же разрушительными, что и демонстративные действия Саакашвили, направленные на Россию. Однако в краткосрочной перспективе существует опасность, что Россия будет реализовывать свое вековое желание стать частью Европы, но при этом стремясь играть роль доминирующей силы. В этих условиях Европе необходимо использовать своего рода двойную, вилкообразную стратегию. С одной стороны, она должна защитить себя от геополитической угрозы, исходящей от напористой и безрассудно смелой России. С другой стороны, ей следует стремиться к замене господства силы на принцип верховенства права, а ее геополитика должна сочетаться с идеями демократии, открытого общества и международного сотрудничества. Не используя подобный двусторонний подход, Европейский союз не сможет выработать общую политику. В геополитических играх сплошь и рядом встречаются перебежчики и дармоеды. При вилкообразной стратегии каждое государство-участник сумеет найти свое место. Ключом к нейтрализации геополитического преимущества России станет создание единой европейской энергетической политики (реализация которой будет производиться наднациональным регулирующим органом, имеющим приоритет перед национальными регулирующими органами) и единой европейской сети распределения энергии. Это лишит Россию возможности играть силами одной страны против другой, поскольку энергия, предоставляемая любым национальным дистрибьютором, сразу же будет становиться доступной для клиентов во всех других странах. Энергетические компании начинают это понимать, и степень их противостояния идеям общеевропейской энергетической политики снижается. Реализация такого подхода могла бы служить достижению еще одной общей цели — установлению контроля над климатическими изменениями. Вторая часть политики — содействие укреплению верховенства закона, международного сотрудничества и принципов открытого общества — должна осуществляться косвенным путем, а именно путем реформирования международной финансовой системы с учетом соседства с Россией. Например, в тяжелом положении сейчас находится Украина. Финансирование деятельности по созданию рабочих мест в восточной части Украины (где наблюдается бедственное положение в сталелитейной промышленности) могло бы сыграть важную политическую и экономическую роль. Также мы могли бы оказать содействие Грузии в восстановлении после российского вторжения, но эта помощь должна напрямую зависеть от готовности режима Саакашвили соблюдать принципы открытого общества. Прямая помощь России маловероятна вследствие чрезмерной зависимости страны от произвола государственной машины, но когда Россия заметит прогресс в международном сотрудничестве, особенно в налаживании наших отношений с Китаем, она не захочет остаться в стороне. Укрепление и поддержка бывших советских республик помогут обоим направлениям нашей единой политики в отношении России. С точки зрения ценностей открытого общества было бы неправильным позволить России превратить их в страны-сателлиты просто потому, что она обладает превосходящей военной мощью. Геополитические интересы Европы состоят в том, чтобы эти страны как источники энергоснабжения оставались открытыми.
|