Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК). Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего вида транспорта и метрополитена. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта − состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Безопасность на воздушном транспорте − состояние (совокупность свойств) воздушного транспорта, позволяющее обеспечивать его устойчивое функционирование, защиту от угроз различного характера, предотвращение возникновения авиационных и чрезвычайных происшествий, минимизировать риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде в процессе авиационной деятельности. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте − деятельность (система мер), осуществляемая органами государственной власти, авиационными организациями и персоналом, другими юридическими и физическими лицами, направленная на предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий в процессе авиационной деятельности и снижение тяжести их последствий. Безопасность на водном транспорте (морском и внутреннем) обеспечивается соблюдением законодательства в области водного транспорта РФ, охраной человеческой жизни на водных путях, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов и т. п. Дополнительные объекты преступления – здоровье, жизнь человека и право собственности. Предмет преступления − один из перечисленных в статье видов транспорта: железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной), а также метрополитен. Железнодорожный транспорт общего пользования − производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество, предназначенные для перевозки людей и грузов[264]. К предмету указанного преступления относиться и метрополитен как вид электрифицированного городского внеуличного (подземного, наземного, надземного) пассажирского транспорта. Таким образом, к железнодорожному транспорту относятся локомотивы и вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, мотор-вагонный подвижной состав, дрезины и т. п. Воздушный транспорт − вид транспорта, основанный на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах. Понятие «воздушный транспорт» включает в себя самолеты, вертолеты, дирижабли, дельтапланы, планеры, аэростаты, гидросамолеты и другие летательные аппараты[265]. Водный транспорт − один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на водных путях. Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. С помощью морского транспорта осуществляют перевозки людей и грузов, проводят научно-исследовательские и другие работы на море, а с помощью внутреннего водного − на водных естественных (реки, озера) и искусственных (каналы, водохранилища) путях[266]. К водному транспорту следует относить пассажирские суда, яхты, катамараны, моторные лодки, надводные корабли, теплоходы, атомоходы, парусные суда, дизель-электроходы, рыболовецкие морские сейнеры, баржи и другие плавучие средства. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех признаков. 1. Рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, за исключением случаев, предусмотренных ст. 2711 УК, либо в отказе лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом. Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, отсылающая к специальным правилам, содержащимся в других отраслях права. Все ведомственные акты, где могут содержаться указанные правила, делятся на четыре группы: а) регулирующие безопасность движения транспорта; б) регулирующие безопасность его эксплуатации; в) регулирующие безопасность движения и эксплуатации транспорта; г) регламентирующие порядок допуска лиц к работе. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, надо обратится, в частности, к Уставу железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.[267], Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997 г., Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г.[268] и другим нормативно-правовым актам. В каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК необходимо устанавливать, какие конкретно правила были нарушены и какой статьей (каким пунктом) нормативного акта они предусмотрены. В силу прямого указания закона не подпадают под признаки данного преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 2711 УК). 2. Наступление определенных, названных в законе общественно опасных последствий. Такими последствиями являются: в ч. 1 ст. 263 УК − тяжкий вред здоровью человека и крупный ущерб, в ч. 2 − смерть человека, в ч. 3 − смерть двух или более лиц. Согласно примечанию к ст. 263 УК крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. 3. Причинение перечисленных в ст. 263 УК последствий должно находиться в причинной связи с нарушением соответствующих правил. Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в ст. 263 УК последствий. С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта возможно только по неосторожности (легкомыслие или небрежность) по отношению к последствиям. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК, специальный: лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать вышеуказанные правила. В ч. 2 ст. 263 УК в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти человеку, а в ч. 3 ст. 263 УК – смерти двум или более лицам. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий[269]. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека. Объективная сторона преступления предусматривает: 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил безопасности функционирования транспортных средств может совершаться путем действия или бездействия. Правила дорожного движения РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г.[270] Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в превышении скорости движения, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков. Правила безопасности эксплуатации транспортных средств определяются, например, в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090[271]. Правила безопасности эксплуатации транспортных средств − это совокупность мер, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его эксплуатации. Их нарушение может выразиться, например, в поездке на технически неисправной транспортном средстве, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов, в перевозке людей на транспорте, для этого не предназначенном. При расследовании и рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК, следует указывать в уголовно-процессуальных документах, нарушение каких конкретно пунктов правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК, и в чем конкретно выразилось это нарушение. Не относятся к дорожно-транспортным происшествия, возникшие: а) во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия; б) при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т. п.); в) в результате стихийных бедствий; г) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т. п.); д) в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости; е) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений против личности, связанных с использованием транспортных средств. Например, согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ[272]. 2. Наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью (ч.ч. 1 и 2 ст. 264 УК), смерти человека (ч.ч. 3 и 4 ст. 264 УК), смерти двух и более лиц (ч.ч. 5 и 6 ст. 264 УК). 3. Причинную связь между допущенным лицом нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившим послествием. При отсутствии причиной связи виновный не может быть привлечен к уголовной ответственности. Средством совершения преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК). Подмеханическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.) в тех случаях, когда они являются участниками дорожного движения. В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мотики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, которая может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Согласно п. 15 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 (в ред. постановления от 23 декабря 2010 г. № 31) в тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК о преступлениях против личности. Субъект преступления специальный – лицо, достигшее 16-летнего возраста, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством: лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил; лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства; лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г.). Квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 264 УК, является совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Порядок установления указанного состояния регламентируется постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформление его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»[273]. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч.ч. 3 или 4 указанной статьи, а повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – по ч.ч. 5 или 6 настоящей статьи. Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Непосредственный объект преступления − отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т. п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Международные полеты подразделяются: а) на регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые). Диспозиция ст. 271 УК носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Для привлечения к ответственности по данной статье необходима ссылка на конкретный пункт правил, регулирующих международные полеты. Правила международных полетов над территорией регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами (в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г.), но и некоторыми положениями международного права. С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 271 УК, предполагает нарушение одного или нескольких правил международных полетов. Нарушения правил международных полетов могут заключаться в несоблюдении указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и в иных нарушениях. К иным нарушениям относятся, например, полет другого типа транспортного средства, отсутствие надлежащих опознавательных знаков, пересечение границы с просроченным разрешением, изменение сроков полета, отсутствие системы опознания, неподчинение требованию совершить посадку, сбрасывание на землю грузов и т. п. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов. С субъективной стороны деяние может быть совершено только умышленно. Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна (как российский граждан, так и лицо без гражданства или иностранный граждан), ответственные за соблюдение правил международных полетов. Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст. 263 УК. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 2711 УК). Непосредственный объект преступления – порядок использования воздушного пространства РФ, под которым понимается пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. Согласно ст. 1 Воздушного кодекса РФ в отношении воздушного пространства Россия обладает полным и исключительным суверенитетом. Диспозиция ст. 2711 УК носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Для привлечения к ответственности по данной статье необходима ссылка на конкретный пункт Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 138[274]. Данные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.), устанавливают порядок использования воздушного пространства РФ в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. Объективная сторона преступления выражается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Нарушения правил использования воздушного пространства РФ могут заключаться, например, в производстве полетов в районе запретной зоны, установленной в воздушном пространстве РФ для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве (п. 27 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ). Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования. В первом случае использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения РФ на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства РФ производятся в соответствии с Правилами предоставления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства РФ и сообщений об использовании воздушного пространства РФ в органы Единой системы организации воздушного движения РФ, а также в органы ВВС и ПВО, утвержденными постановлением Правительства РФ. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства РФ понимается предоставление пользователями воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Этот порядок устанавливается в отношении использования воздушного пространства класса G, то есть верхнем и нижнем воздушном пространстве, где не предоставляется диспетчерское обслуживание или не осуществляется управление полетами воздушных судов. Пользователи, осуществляющие полеты в воздушном пространстве обозначенного класса, уведомляют соответствующие органы обеспечения воздушного движения (управления полетами) в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. Следовательно, нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства РФ не образует состава преступления, предусмотренного ст. 2711 УК. В случае столкновения с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе при выполнении полетов наступает ответственность командира воздушного судна по другим нормам УК в зависимости от наступивших последствий. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил использования воздушного пространства РФ повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 ст. 2171 УК), либо смерть двух или более лиц (ч. 2). При отсутствии перечисленных последствий нарушение использования воздушного пространства образует административное правонарушение (ст. 11.4 КоАП РФ). С субъективной стороны деяние может быть совершено только по неосторожности. Субъект преступления специальный – пользователь воздушного пространства РФ, то есть лицо наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства РФ (п. 1 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ).
|