![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический портрет осужденного к пожизненному лишению свободы (ПЛС)
Исследование осужденных к ПЛС показало, что все они осуждены за посягательства на жизнь (как правило, умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, нередко в совокупности с иными преступлениями). Как правило, осужденные к ПЛС не поддерживают отношения с семьей, причем многие из них окончательный разрыв с семьей завершали убийством жены, детей и родственников жены. Из числа осужденных к ПЛС 36% признаны хроническими алкоголиками, 30% на момент совершения преступления имели психические заболевания. Из отбывающих ПЛС 68% имеют рабочую специальность. Средний возраст 35-37 лет. Характерно отрицание самого факта совершения преступления, поиски и внушение окружающим смягчающе-оправдывающих мотивов совершенных ими деяний. Четвертая часть лиц, совершивших убийства на бытовой почве – это лица без определенного места жительства. Все они были ранее судимы, и большинство из них преступления совершили в течение трех месяцев после освобождения из мест лишения свободы. Только каждый пятый осужденный расценивает назначенную ему по приговору суда исключительную меру наказания как справедливую, 48% считают более справедливым срочное лишение свободы, а каждый третий полагает, что пожизненное лишение свободы для него является чрезмерно строгим. Осужденные к ПЛС отличаются от осужденных срочников системой ценностей. Для ПЛС главной ценностью является сохранение здоровья, а для срочников – сохранение семьи и связей с родными, вопросы личной чести.
Е. Наемные убийцы характеризуются большой осторожностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью, рациональностью и логичностью мышления, выдержкой, хладнокровием, спокойствием, способны адекватно оценивать ситуацию, беспристрастны, эмоционально холодны, циничны, жестоки, бессердечны, безжалостны. Киллеры – психически уравновешенные люди. Ими движут корыстные мотивы + потребность в убийстве, в уничтожении живого (некрофильные черты) + потребность в экстриме. Как правило, отстранены от общества, малообщительны, не стремятся к установлению социальных контактов. Они умеют «быть незаметными». Киллеры – профессионалы, получившие необходимую подготовку в армии, в Афганистане, на Кавказе и во всех тех местах, где проходили боевые действия, в которых они принимали участие. Как правило, наемный убийца входит в состав организованной преступной группы и имеет хорошее оснащение. Наемники тщательно готовят убийство. Как правило, пользуются огнестрельным оружием, которое не имеет «криминальной» истории и оставляют его на месте преступления, иногда используют взрывчатые вещества, яды.
Ж. Сексуальные убийцы-маньяки характеризуются ранимостью, внутренней напряженностью, тревожностью, застреваемостью на переживаниях, подозрительностью, злопамятностью, высоким уровнем агрессивности, импульсивность, стремление к немедленному удовлетворению своих побуждений, эгоцентризмом[6], пренебрежение к интересам и чувствам других людей. Иногда отмечается желание привлечь к себе внимание и чувство собственной исключительности. Социальная адаптация нарушена, они не способны устанавливать отношения любви и дружбы с другими людьми. Сексуальные маньяки-убийцы обычно выслеживают жертву, внезапно нападают на нее, приводя в состояние шока, насилуют, наносят множество телесных повреждений, вспарывают грудь и живот, выворачивают внутренности, совершают надругательство над половыми органами, отрезают отдельные куски тела, поедают их или разбрасывают в разные стороны и т.д. Эти кровавые злодеяния поражают своей необычностью, немыслимой жестокостью, неумолимостью и цинизмом убийц, числом жертв, среди которых немало детей. В числе таких преступников – Бруно Людке, убивший в Германии по сексуальным мотивам 85 женщин в период с 1928 года по 1943 год; жертвами Педро Алонсо Лопеса стали 300 малолетних девочек в возрасте до 10 лет. Среди отечественных маньяков-убийц рекордсменами являются Чикатило, убивший в разных регионах России 53 человека (1978-1991 гг.), Михасевич, уничтоживший в 80-е годы в Белоруссии 37 женщин, а также Кузнецов, который убил в Москве и на Украине 20 женщин. Серийные сексуальные убийства имеют специфику: 1) число жертв – не менее двух; 2) жертвами становятся подростки и дети обоих полов, взрослые женщины; 3) большинство убийств совершается с особой жестокостью; 4) все убийства связаны с сексуальными переживаниями; 5) в большинстве случаев жертва специально не выбирается, нападение часто совершается на случайно подвернувшихся лиц; 6) убийства совершаются с разной периодичностью различными способами и орудиями; 7) иногда сексуальные убийства сопровождаются актами каннибализма; 8) все серийные сексуальные убийства совершаются в условиях неочевидности.
Психологи обследовали 102 человека, совершивших 329 сексуальных убийств, 96 покушений на убийства, 321 изнасилование и 84 покушения на изнасилование. Анализ показал следующее. Преступное поведение связано с наличием различных расстройств в психике, таких как психопатия, шизофрения, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания центральной нервной системы, хронический алкоголизм, эпилепсия. Однако лишь 18% преступников, подвергнутых стационарной судебно-психиатрической экспертизе в НИИ им. В.П. Сербского, были признаны невменяемыми, (т.е. не осознающими последствия свих действий). Больше всего серийных убийств на сексуальной почве совершают преступники в возрасте 19-29 лет, хотя среди них есть и исключения – тот же Чикатило начал свои злодеяния, когда ему было за 40 лет, и продолжал их совершать 12 лет. Как правило, сексуальный маньяк – это молодой человек в возрасте от 19 до 24 лет, не состоящий в браке, принадлежащий к рабочей среде, закончивший 7-9 классов общеобразовательной школы, не привлекавшийся ранее к уголовной ответственности, страдающий расстройством психики обычно в форме психопатии[7].
З. Лица, совершившие преступление по неосторожности характеризуются самонадеянностью, небрежностью, неадекватной самооценкой, рискованностью, сниженной критичностью, зависимостью поведения от ситуации, слабым развитием волевого контроля над поведением, отрицательным отношением к общественным нормам, неспособностью прогнозировать последствия собственного поведения и адекватно оценивать ситуацию, безответственностью. К этой группе относятся: 1) лица, допускающие преступную халатность, бездействие; 2) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности; 3) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц; 4) лица, совершающие преступления в силу прогностической некомпетентности, т.е. неумения прогнозировать ход развития ситуации. В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления – преступный результат здесь не совпадает с мотивами и целями действия. Преступный результат возникает в силу недостаточной способности субъекта предвидеть возможные последствия своих действий. В основе подобных преступлений лежит нарушение правил поведения, должностных и гражданских обязанностей. И. Женщины-преступницы отличаются от мужчин-преступников меньшей выраженностью асоциальных установок и меньшим нарушением социальной адаптации, большей демонстративностью поведения. Часто ими движет потребность в самоутверждении. Характерны склонность к переживанию чувства вины, повышенная тревожность, эмоциональная ранимость. Часто встречаются невротические нарушения, среди которых ведущее место занимает тревожно-депрессивное расстройство. С одной стороны, женщины преступницы стремятся к межличностным контактам, с другой – боятся людей в целом. Преступницы – рецидивистки имеют стойкое нарушение социальной адаптации, криминальные установки и различные психические отклонения, которые усугубляются с возрастом. Женщинам – убийцам присущи: застреваемость на психотравмирующих переживаниях, импульсивность, неспособность адекватно воспринимать и оценивать ситуацию, сниженный волевой контроль над поведением, упрямство, отсутствие чувства вины или раскаяния в убийстве.
К. Несовершеннолетние преступники характеризуются наивностью, обусловленной малым жизненным опытом, низким уровнем критичности, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной активностью, общительностью, повышенной внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в подростковой группе, негативизмом, стремлением к «взрослости». Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, часто связаны с идеями лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации. В основе подростковых преступлений часто лежит потребность в самоутверждении, конфрормизм (т.е. подчинение групповому давлению) и реакции протеста. Но чем старше подросток, тем более существенны его преступные действия, тем больше его поведение приближается к поведению взрослых преступников. 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.
|