![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации судебно-психологических экспертиз
1. По месту и условиям проведения: амбулаторная и стационарная экспертиза. Амбулаторная представляет собой однократное психологическое освидетельствование испытуемого без его длительного экспертного стационарного наблюдения и изучения. Стационарная – предполагает длительное наблюдение за испытуемым в условиях медицинского стационара. Срок стационарного обследования не должен превышать 30 дней. В случае невозможности вынести окончательное решение в указанный срок экспертная комиссия выносит решение о необходимости продления срока обследования.
2. По процессуальному положению подэкспертных: экспертиза подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или лицо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, является подозреваемым. После вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого подозреваемый признается обвиняемым. Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб, но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынесет постановление, а суд – определение о признании гражданина потерпевшим. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны некоторые обстоятельства по делу. На стадии предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза может быть назначена в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, и потерпевших, а при судебном разбирательстве – в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших.
3. По предмету исследования 1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. 2. Экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний. 3. Экспертиза особенности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. 4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 5. Экспертиза способности потерпевшего (потерпевшей) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновнику (чаще проводится в отношении несовершеннолетних). 6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
4. Комплексная экспертиза Проводится коллективом экспертов для осуществления различных видов экспертиз одновременно с применением знаний из нескольких смежных наук. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве производство комплексных экспертиз не предусмотрено, но, несмотря на это, они получают все большее распространение. Это объясняется высокой эффективностью экспертизы, широкими возможностями совокупного применения знаний из различных областей науки и техники. Характеристики комплексной экспертизы: · комплексную экспертизу осуществляют несколько экспертов различных специальностей, функции которых в процессе исследований разделены; · каждый эксперт может исследовать лишь те объекты, которые относятся к его компетенции, и применять методы, которыми он владеет; · каждый эксперт несет личную ответственность за ту часть исследований, которую он провел, и за полученные им результаты; · общий вывод дается по результатам, полученным различными экспертами; · в формулировании конечного вывода могут участвовать не все эксперты, проводившие исследования, а только те, кто компетентен в общем предмете исследования; · при формулировании конечных выводов имеет место условная ответственность каждого эксперта, т.е. эксперт подтверждает, что результаты исследований других экспертов верны. В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать собственные выводы. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии.
5. Новые направления судебно-психологической экспертизы: · психологическая экспертиза порока воли (по гражданским делам – ст. 177, 178, 179 ГК РФ); · психологическая экспертиза морального вреда; · психологическая экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим); · психологическая экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; · психологическая экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве); · психологическая экспертиза психологических мотивов противоправных действий; · экспертиза психологического воздействия и психического насилия; · психологическая экспертиза социального взаимодействия; · психологическая экспертиза компьютерных сайтов; · психолингвистическая экспертиза устной и письменной речи; · психолингвистическая экспертиза текста; · экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид; · комплексная психолого-психиатрическая экспертиза; · психолого-искусствоведческая экспертиза различной фото- и видеопродукции.
|