Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обработка результатов. Шкала социальной компетентностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Шкала социальной компетентности
Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков. Шкала предназначена для подростков 11-16 лет и позволяет вы- i явить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях Порядок проведения Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо. Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом). Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице. Для оценки используется трехбалльная шкала: ♦ 1 б. — школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения; ♦ 2 б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно; ♦ 3 б. — не владеет. В графе «Примечания» психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.). Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин. Обработка результатов Путем суммирования баллов по всем пунктам подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (табл. 3.25). Таблица 3.25 Показатели социального возраста
1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле: СК-(СВ-ХВ)хО, 1, где СК — коэффициент социальной компетентности; СВ — социальный возраст (определяется по табл. 3.25); ХВ — хронологический возраст. 2. В соответствии с ключом (табл. 3.26) вычисляется балл по каждой субшкале. Таблица 3.26 Ключ
Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (табл. 3.27). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка. 2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК = (СВ-ХВ)х0, 1, где СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере; СВ — социальный возраст (определяется по табл. 3.27); ХВ — хронологический возраст. Интерпретация результатов Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности. Таблица 3.27 Показатели социального возраста по субшкалам
Коэффициент социальной компетентности (и но шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от -1 до +1 и интерпретируется следующим образом: ♦ 0-0, 5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив); ♦ 0, 6—0, 75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников; ♦ 0, 76-1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития; ♦ 0-(-0, 5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив); ♦ (-0, 6)-(-0, 75) — отставание в развитии социальной компетентности; ♦ (—0, 76)—(—1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности. Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.
|