Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЖЕР - ЗЕМЛЯ
Жерни алдагъан кесин алдар. Жер тойгъунчу, мал тоймаз. Жер бугъасы желди. Таула - жерни чюйлери. Жерни этеги жокъду. Байлыкъ анасы жерди. Жердей чыкъгъан жерге къайтыр.
Обманувший землю (не обработав) обманет себя. Скот не насытится, пока не насытится земля. Бык земли — ветер. Горы — скрепы земли. У земли края нет. Мать богатства - земля. Что явилось из земли, то вернется в землю.
Земля - начало пассивное, потому дозволяет обрабатывать себя и даже нуждается в обработке, чтобы породить побольше растительности. Но сначала она должна напитаться влагой и теплом, обнажиться из-под снежного покрова. По мифу, земля, после ее сотворения, непрерывно сотрясалась, и Тейри, по просьбе богатырей-нартов, вбил в нее горы, как скрепы. Землетрясения после этого прекратились. И, конечно, земля есть средоточие всех богатств, которым нет счета, как нет у земли и края. Согласно другому мифу, когда земля пожаловалась на людей, мучающих ее, разрезающих ее тело плугами, Тейри повелел, чтобы все, что создано из праха, после смерти возвращалось к ней, в том числе и плоть человека. Как и вода возвращается к воде. И как дух - к Богу. По народным представлениям, земля имеет семь слоев (жерни жети къаты).
9. КЁК - НЕБО
Кёк кюкюресе, жер бууаз болады. Аш къайгъылы жерге къарар, Баш къайгъылы ёрге къарар. Кёкге къарап тнжюрсенг, Келип, бетинге тюшер. Жерден чыкъгъан — кёрге, Кёкден тюшген — ёрге. Жерге аралгъан - жангылыр, Кёкге аралгъан — жыгъылыр. Тейри тенгизден терен.
Когда грохочет гром, земля зачинает. Озабоченный пропитанием глядит в землю, Озабоченный судьбой глядит вверх. Плюнешь в небо — Плевок упадет тебе же на лицо. Что вышло из земли — то в могилу (ляжет), Что сошло с небес — то ввысь (вернется). Уставясь в землю — заплутаешь, Уставясь в небо — упадешь. Небо глубже моря.
Яркие следы оставило в народной поэзии представление о браке Неба, олицетворяющего мужское начало, с Землей, началом женским. От этого брака, например, согласно эпосу, родился Золотой Дебет, солнечное божество, первокузнец и прародитель богатырей-нартов. В древней «Песне пахаря» засеянные борозды названы «беременными» (бууазла). Считалось, что земля зачинает при раскатах первого весеннего грома. Земля дарует человеку пищу материальную, небо - судьбу и пищу духовную. Небо есть обитель Бога и свободы, к которой стремится душа, в то время как тело тянет вниз; потому небо свято, и оскорбить его означает оскорбить самого себя как существо духовное. Дух человека, сошедший в его плоть с небес, после его смерти возвращается туда, а плоть, временная и сотворенная из праха, возвращается к земле. Человек рассматривается в Кодексе как существо, лишь на короткий срок соединяющее в себе вечное и временное, высокое и низкое, которым суждено разъединение. Но он живет все-таки в этом мире и пренебрегать земными заботами нельзя, как нельзя освободиться от своей плоти до назначенного часа. Небо сравнивается с морем неслучайно. По представлениям предков карачаево-балкарцев, небо - это верхнее, пресное море, откуда и льются дожди. Неслучайно и то, что так близки слово тенгиз «море» и одно из именований неба тенгир, тенгри и т.д. Другой термин, более употребительный, кёк означает «синь, синева». Небо, как и земля, семислойно (кёкню жети къаты). К сожалению, мне известны названия только двух небес - кёк «синь, синева» и тейри.
|