Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тири - бодрый, живой
Атланнганда бёрю бол, Тебиннгенде тири бол. Хаит деген мискин болмаз. Таукелни къылыч кесмез. Кёзю жанмагъан да бир, Уянмагъан да бир. Тири болсанг, тирлик болур. Тири киши тийресин да тирилтир.
Выходя в дорогу, будь волком (легким), В движениях будь живым. Бодрый жалким не будет. Решительного меч не берет. Вялый (без огонька в глазах) И непроснувшийся — одно и то же. Будешь бодрым — будет и урожай. Бодрый мужчина оживит и свою округу.
Бодрости духа, уверенности, живости человека во всех начинаниях, в поведении, в работе, в речи - одним словом, во всем, карачаево-балкарцы придавали и придают большое значение, высоко ценят обладающих этими качествами. Поэтому человек «без огонька в глазах» ставится ими очень низко - спит на ходу, ни живой, ни мертвый. Надеяться на него ни в какой ситуации нельзя. Бодрость еще и тем ценна, что заразительна, эта энергия передается и другим. Ничто не потеряно, пока есть люди, сохраняющие бодрость духа. Слово тири «бодрый, живой», поскольку от него образутся и тирилмек «воскресение из мертвых, оживание», вероятно, происходит от древнего тир - «жизнь, живое».
8. ШУЁХ, ШОХ - ДРУГ
Шох болургъа жыл керек, Жау болургъа кюн керек. Адамны адамлыгъы Нёгеринден танылыр. Алтын берип алгъан шохунг Къыйын кюнюнгде башынгы кесер. Тенгин тута билмеген Ахшы тенгин тас этер. Акъылы кёпню дауу аз, Тенги кёпню жауу аз. Досунгда болгъанны кесингдеча кёр. Душманынг кёзюнгден махтар, Шуёхунг артынгдан махтар. Аман тенгинг - ауананг кибик: Иги кюнюнгде къачып къутулмазса, Аман кюнюнгде излеп тапмазса.
Чтобы стать друзьями, нужен год, Чтобы стать врагами — один день. О достоинстве человека Судят по его друзьям. Друг, купленный за золото, В трудный день отрежет тебе голову. Кто не умеет дорожить друзьями, Потеряет и лучшего друга. У кого много ума — мало претензий, У кого много друзей — мало врагов. Достояние друга считай своим. Враг похвалит тебя в глаза, Друг — за спиной (не при тебе). Неверный друг подобен твоей тени: В хороший день от него не убежишь, В трудный день его не сыщешь.
Чрезвычайно высоко ценилась и ценится, конечно, способность быть другом. Существует выражение нёгерлик насыбы барды - «у него есть счастье иметь друзей». Но Кодекс предупреждает, что потерять дружбу можно очень быстро, это тонкое чувство. Характерно, что в прежние времена два человека, признаваясь в дружбе, совершали символические действия: делали надрезы на руках и прижимали их друг к другу ранками, как бы смешивая свою кровь; пили из одной чаши, опустив в нее две пули, и т. д. Или, например, давали клятву, берясь правыми руками за два конца былинки. Но если один из них впоследствии нарушал клятву, второй брал былинку и ломал ее на две части на глазах бывшего друга в знак разрыва дружеских уз. Этот обряд назывался чёп ант - «клятва на былинке». В нем как раз и подчеркнуто, что дружба требует особой чуткости, что дружбу потерять так же легко, как сломать былинку. Все, что есть у друга, есть и у тебя. Другу вменяется в обязанностьговорить только правду, в глаза (подбодрить, поддержать, но не хвалить - это все равно, что хвалить себя). Всякая аналогия, охватывает смысл неполно, как и всякое сравнение. Но вот мы встречаем в Кодексе редчайшее исключение: неверный (точнее мнимый) друг уподоблен тени, он неотвязно будет рядом, когда твои дела идут успешно и над тобой светит ясное солнце, но исчезнет, как только небо твоей судьбы станет пасмурным.
|