Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пути к объединению






 

Последний год уходящего века знаменовал себя выборами губернатора Московской области. Во втором туре голосования, которое состоялось 9 января 2000 г., участие принимали генерал Б. Громов, поддержанный «Отечеством» и Председатель Госдумы ІІ созыва, коммунист Г. Селёзнёв.

Пикантность ситуации заключалась в том, что лидеры «Отечества» в декабре 1999 г. говорили о возможной координации своих действий в Госдуме с КПРФ. Поражение Селезнёва означало, что он вернётся на пост спикера парламента, а это неизбежно обостряло их отношения, ибо «Отечество» предлагало на это место Е. Примакова.

По итогам выборов губернатором стал Б. Громов. За своё поражение коммунисты решили сполна отыграться в Государственной Думе.

Тем временем, в Госдуме под председательством С. Шойгу состоялось заседание думской фракции «Единство». В ходе заседания, своим лидером, депутаты избрали занимавшего 62-е место в федеральном списке из 64 полученных мандатов, руководителя Санкт-Петербургского отделения Б. Грызлова. Его заместителями стали – председатель Российского союза ветеранов Афганистана Ф. Клинцевич и заместитель главы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник В. Локтионов. «Паровозы» предвыборного блока «Единства» Гуров и Карелин от руководящих постов во фракции были отстранены.

От Администрации Президента в эти дни вся ответственность за работу с фракцией «Единство» была возложена на заместителя руководителя Администрации Президента В. Ю. Суркова.

Владислав Юрьевич Сурков, родился 21 сентября 1964 г. в семье учителей в селе Солнцево Липецкой области. После развода родителей остался с матерью и переехал в Рязанскую область. В 1983-1985 гг. служил в спецназе ГРУ. В 1991-1996 гг. занимал руководящие должности в Объединении кредитно-финансовых предприятий «Менатеп», которое в то время возглавлял М. Ходорковский. В 1996-1997 гг. – заместитель руководителя, руководитель Департамента по связям с общественностью ЗАО «Роспром»; первый заместитель председателя Совета Коммерческого инновационного банка «Альфа-Банк». В 1998-1999 гг. – работал в ОАО «ОРТ», которое в то время контролировал Б. Березовский. С августа 1999 г. – заместитель руководителя Администрации Президента.

Под руководством Суркова в эти дни была реализована идея «большой коалиции», предусматривавшая отстранение депутатов избирательного блока ОВР от руководящих постов в Госдуме.

Отношения между «Единством» и ОВР, после подведения итогов голосования 19 декабря 1999 г., были враждебными. Остроту разногласий усилили итоги выборов губернатора Московской области, где «Отечество» конкурировало со своими партнёрами в лице КПРФ.

На фоне ослабления позиций «Отечества» шло усиление фракции «Единство». О своём переходе в неё объявили В. Черномырдин и В. Рыжков, что символизировало собой политическую смерть НДР. По словам Черномырдина, фракция «Единство» и депутаты от НДР намерены выстраивать в Думе совместную политическую основу.

Вначале работы Госдумы в «Единстве» зарегистрировался 81 депутат, в КПРФ – 95 депутатов, в Агропромышленной депутатской группе – 36, в ЛДПР – 17. Без учёта независимых депутатов это давало 287 голосов. Подсчёт подсказывал, что у этой коалиции сложились хорошие условия для того, чтобы утереть нос лужковско-примаковской оппозиции за все прошлые обиды и унижения.

Вторую группу претендентов на думские портфели составляли ОВР, примкнувшая к нему депутатская группа «Регионы России – Союз независимых депутатов», СПС и фракция «Яблоко». ОВР переживал не простые времена. Из 66 официальных выдвиженцев блока во фракцию вошёл только 41 человек. Лидером был избран Е. Примаков. Группа «Регионы России» насчитывала 40 человек. Остальные 54 депутата от «Яблока» общей картины не меняли.

В первый же день работы Государственной Думы ІІІ «Единство» добилось открытого голосования по кандидатуре на пост Председателя Госдумы. Позже в СМИ сторонников этого решения назвали «большевиками». Оставшиеся фракции и депутатская группа, обвинив оппонентов в создании «агрессивно-послушного большинства», покинули зал заседаний. Соответственно от журналистов они получили прозвище «меньшевики».

В их отсутствие, «большевики» 285 голосами Председателем Госдумы вновь избрали Г. Селезнёва. Почувствовав силу, они же и перераспределили посты председателей комитетов. КПРФ – получила 9 комитетов, «Единство» – 7, «Народный депутат» – 5, АДР – 2, ЛДПР, ОВР, СПС и «Регионы России» по одному портфелю. Такое унижение было пережить трудно. «Меньшевики», собравшись вместе, создали координационный совет, где заявили, что будут добиваться пересмотра принятых решений, а пока, сняв с себя ответственность за организацию дальнейшей работы Думы, решили полностью отказаться от участия во всех её мероприятиях, как пленарного заседания, так и работы совета Думы.

Поначалу в «Отечестве» воцарилась истерика. Ю. Лужков заявил, что прошедшие выборы Председателя Госдумы являются «одним из первых проявлений грядущей диктатуры большевиков». Лидер «Отечества» добавил, что и.о. Президента РФ В. Путин в данном случае допустил «большую ошибку».

Вскоре от «меньшевиков» к «большевикам» перешёл и лидер СПС С. Кириенко. Но прекращению душевных терзаний членов «Отечества» содействовала угроза лишения последних трёх комитетов и с 9 февраля Дума заработала в обычном режиме.

С началом работы в Госдуме в десятках субъектах федерации создавались штабы в поддержку В. Путина в его предвыборной борьбе за пост Президента. По данным опроса ФОМ, проведённого 12 января, рейтинг Путина был очень высоким. Если бы выборы Президента состоялись в этот день, а избирателям пришлось бы выбирать только между Путиным и Зюгановым, то первый претендент набрал бы 70 %, а лидер КПРФ всего 17 %. В паре Путин – Лужков, победа была бы ещё более убедительной – 77 % против 6.

Появилось много желающих выстроиться под «партию Путина». В Самаре и Перми, конкурирующие друг с другом политики, создали сразу по две региональных организации «Единство». Более сложные манёвры были на политическом поле в Москве, в первую очередь среди бывших конкурентов на выборах в Госдуму. 5 февраля состоялся первый этап VІІІ съезда ВОПД «Наш дом – Россия». На съезде В. Черномырдин публично объявил об отказе от своих президентских амбиций. Съезд принял решение о поддержке кандидатуры В. Путина на пост Президента, и предложил близким по идеологическим позициям партиям создать единую правоцентристскую партию. В интервью телекомпании РТР с ним полемизировал В. Рыжков: «" Наш дом" прохудился, да, у него подтекает крыша, у него покосились стены, у него, может быть, там фундамент треснул, но он не погиб. И сегодняшний наш съезд как раз подтвердил, что " Наш дом" есть и он будет». Рыжкову, на первых порах, удалось уговорить Черномырдина попытаться преобразовать НДР из движения в партию, вступив затем с «партией Путина» в альянс.

Признаки поддержки и.о. Президента проявились у Лужкова. 2 февраля лидер «Отечества» заявил, что не будет оппонентом В. Путина на президентских выборах. Мэр отметил, что видит «благожелательное отношение к Москве» с его стороны и это «настраивает на взаимность». Отвечая на вопрос, считает ли он возможным объединиться с В. Путиным, Ю. Лужков заметил, что сначала нужно убедиться, хочет ли этого и.о. Президента.

12 февраля в бывшем здании СЭВ на Новом Арбате состоялось расширенное заседание ЦС движения «Отечество». Главным вопросом, как обратили на это внимание СМИ, был вопрос определения поддержки на выборах Путина с сохранением, по возможности, имиджа оппозиции. В конце концов, Лужков с Примаковым сами в этом вопросе запутались. Рассказывая, о своей личной безусловной поддержке Путина, они отказались оформить эту поддержку через решение ЦС «Отечество», мотивировав этот отказ отсутствием у и.о. Президента предвыборной программы. В итоге, как сообщил секретарь А. Владиславлев, было принято решение о проведении дополнительные консультаций с кандидатами в Президенты на предмет близости взглядов и установок, а после этого сделать окончательный выбор.

25 февраля 2000 г. в газетах «Известия», «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда» было опубликовано «Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям» – фактически предвыборная программа кандидата. Отправной точкой консолидации общества, Путин назвал «моральные устои, которые [гражданин] впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма». «Наша первая и самая главная проблема, ослабление воли. Потеря государственной воли и настойчивости в доведении начатых дел» – определил Путин первоочерёдность проблем. Далее он заявил о необходимости выработки единых правил общежития в государстве: «Как, спрашивают, в таком случае выстраивать отношения с так называемыми олигархами? Да на общих основаниях! Так же, как и с владельцем маленькой булочной или мастерской по ремонту обуви…». Позже, в июле, он подберёт к этому положению власти и бизнеса термин – «равноудалённость». В письме Путин выделил три приоритета во внутренней и внешней политике России: побороть собственную бедность; защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального; возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны; построение внешней политики исходя из национальных интересов собственной страны.

27 февраля состоялся Учредительный съезд Общероссийского общественно-политического движения «Единство». В Кремлевский дворец съездов прибыли около 2, 5 тысячи гостей и 1155 делегатов из 88 регионов России. На съезде присутствовал Путин, который развеял надежды лидеров «Отечества», на теоретическую возможность его разлада с «Единством». О социальном составе делегатов съезда дал образное описание А. Кабаков в «Коммерсанте»: «Делегаты и гости съезда… были разделены на несколько категорий. Одни, в приличных тёмных костюмах, но нечищеной обуви, с интересом оглядывались и старались стать поближе к политическим знаменитостям…. Другие, в деловых пиджаках от хороших Домов и с маленькими мобильными телефонами, привычно здоровались друг с другом… В остальном состав, как выяснилось из доклада мандатной комиссии, был довольно однородный: …255 представляли исполнительную власть, 122 – законодательную, 77 – депутатов Думы, 75 – хозяйственных руководителей. Про людей бизнеса не было сказано ничего… Процент женщин и разного рода меньшинств, также имелся…».

О том, что «Единство» приходит «всерьёз и надолго», говорил с трибуны съезда и лидер движения, вице-премьер Правительства С. Шойгу. В его докладе прозвучали тезис о том, что поражение ОВР свидетельствует о жизнеспособности «правых» идей. Движение «Единство», по его мнению, уже не «всеядная» организация без собственной идеологии, а мощная структура, претендующая на роль национальной политической партии. В качестве объектов для подражания он привёл два исторических примера в лице партии Шарля де Голля во Франции и Либерально-демократическую партию Японии. С. Шойгу отметил, что Б. Ельцин не занимался партийным строительством, в результате чего в политической жизни России возникла кастовая замкнутость и ставка только на госаппарат. Но сегодняшний день диктует новые правила: мнимая аполитичность органов власти мешает движению вперед. «Владимир Владимирович! – обратился Шойгу к Путину. – Мы не должны упустить шанс. Глава государства должен опираться на партию власти». Основные задачи для движения лидер обозначил конкретно – это выборы Президента России и последовательная поддержка В. Путина, активное участие во всех избирательных кампаниях на любом уровне – «в наших рядах должны быть губернаторы и президенты республик, наши люди должны занимать посты в местных органах власти».

В ответном слове В. Путин, после благодарности в адрес «Единства», тактичной форме отказался от предложения Шойгу, отметив, что: «Любой кандидат в Президенты должен рассчитывать на поддержку не только одного движения, конечно, но и на широкий спектр политических сил в стране». Путин поставил «Единству» чёткую задачу – строить крепкую национальную партию. В стране, по мнению и.о. Президента, существует пока лишь одна системообразующая партийная структура – КПРФ, а «Единство» должно стать второй. «Но партии только тогда могут быть партиями, – обратил внимание Путин, – когда они формируют систему идей, которые прорастают в само общество. Когда предлагаемые ими ценности восприняты и поддержаны миллионами людей, когда они сильнее административных приемов и власти денег».

Особого внимания заслуживал и следующий посыл Путина, обращенный к «Единству»: «У нас уже были попытки создать партии с мощной поддержкой власти, но их успех зависел в основном от представительства лидеров партии в исполнительных структурах. В итоге партии власти становились партиями чиновников, а уход лидеров из официальной вертикали мгновенно разрушал всю партийную конструкцию. Сегодня важно не повторить эти ошибки. Они плоды сиюминутных задач».

Учредительный съезд утвердил устав движения, принял политическое заявление о поддержке на выборах Президента В. Путина. До второго этапа съезда, когда «Единство» должно было трансформироваться в партию, было принято решение об обсуждении проекта её программы. Проект, наряду с принципами рыночной экономики и личной свободы граждан, провозглашал традиционные ценности российского общества: патриотизм, державность и консерватизм. Планировалась решительная борьба центральной власти с «парадом суверенитетов», коренная реформа судебной власти, реформа всей системы управления госсобственностью и безусловное введение частной собственности на землю. В области внешней политики стратегическое партнерство по-прежнему отдавалось США, а самыми перспективными политическими контактами называются взаимоотношения не с социал-демократами, а с консервативными партиями Европы, Америки и Азии. «Единство» поставило перед собой и конкретную цель: в ближайшие 20-30 лет вывести Россию в ряд развитых стран мира.

В Политический совет «Единства» избрали 141 челове­ка. Председателя Политсовета было решено не избирать. Б. Грызлов получил пост первого заместителя председателя Политсовета, его заместителями стали Н. Локтионов и С. Попов. В соответствии с действующим законодательством С. Шойгу, как вице-премьер Правительства, министр и генерал, не имел право состоять в организациях преследующих те или иные политические цели. Поэтому для него выдумали должность «лидера Единства», связавшую его с движением самым тесным образом.

Роль ООПД «Единство» в предвыборной работе В. Путина после съезда почти не просматривается. Региональные объединения только рождались, поэтому основная работа на выборах пала на предвыборный штаб самого кандидата. Штаб Путина вселился в здание на Якиманке, которое шикарно отреставрировал для себя бывший «олигарх» А. Смоленский. Там же занял свой кабинет и официальный руководитель штаба – Д. Медведев, близкий к В. Путину еще с питерских времен. Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет Ленинградского госуниверситета в 1987 году, в аспирантуру ЛГУ в 1990 году. Кандидат юридических наук, доцент. В 1990–1999 гг. – на преподавательской работе. Одновременно в 1990–1995 гг. – работал в мэрии Санкт-Петербурга. В 1999 г. – заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ. В 1999–2000 гг. – заместитель руководителя Администрации Президента РФ. В помощь Медведеву были откомандированы лучшие кадры: В. Сурков, К. Пономарёва, А. Абрамов и С. Попов, включение которого в предвыборный штаб можно считать формальным участием «Единства» в президентской кампании. Однако это был «внешний» штаб кандидата в Президенты.

Во главе «мозгового центра», своеобразного «внутреннего штаба», стоял руководитель президентской администрации А. Волошин. При этом В. Сурков и А. Абрамов работали в обоих штабах. Какой-либо конкуренции между ними, сродни той, что была в 1996 г., не было и в помине. Кроме Суркова и Абрамова во «внутреннем штабе» работали Д. Поллыева, И. Сечин, Д. Козак и Т. Дьяченко. Изредка наведывался В. Юмашев. На нерегулярной основе приходили К. Пономарёва и Г. Павловский.

Одну горькую пилюлю во время предвыборной кампании Путин всё же получил. Её создателями стало коллективное руководство СПС. Во время выборов в Госдуму поддержка Путина этой организации стала решающей, позволившая ей преодолеть пятипроцентный барьер. Ответная поддержка на президентских выборах была далеко не единогласной. «За» проголосовали два руководителя объединения (А. Чубайс и С. Кириенко), один «против» (К. Титов) и три человека воздержались (Е. Гайдар, И. Хакамада и Б. Немцов).

15 марта Лужков, от имени Центрального Совета, на ІІІ Московской городской региональной конференции движения заявил, что «организация " Отечество" готова поддержать кандидатуру Владимира Путина на предстоящих выборах при определенных гарантиях». Среди них он назвал сохранение демократических свобод, отказ от диктатуры со стороны «олигархов» в политике и экономике, поддержку реального сектора экономики, поддержку науки и культуры, укрепление государственной власти. Лужков выразил уверенность, что это решение ЦС «Отечества» найдёт поддержку в региональных отделениях. Конференция отметила, что лидером организации осуществлены конструктивные шаги по прояснению и уточнению позиций кандидатов в Президенты РФ, результатом которых стало совпадение основных программных целей ОПОО «Отечество» и кандидата в Президенты РФ В.В. Путина. Кроме этого делегаты обратилась к региональным руководителям с просьбой «принять все меры к тому, чтобы обеспечить 26 марта максимально высокую явку на избирательные участки не только членов Ваших организаций, но и в целом избирателей – граждан России». Это обращение было уместным, т.к. в Кремле опасались провала выборов из-за неявки избирателей.

Кроме В. Путина в предвыборной кампании приняли участие ещё десять кандидатов – С. Говорухин, У. Джабраилов, В. Жириновский, Г. Зюганов, Э. Памфилова, А. Подберёзкин, Ю. Скуратов, К. Титов, А. Тулеев, Г. Явлинский. По официальным данным ЦИК РФ в первом же туре выборов Президента РФ 26 марта 2000 г. В. Путин набрал 39, 7 млн. или 52, 94% голосов, а Г.А. Зюганов, его основной конкурент – 21, 9 млн. Третье место занял Г. Явлинский получивший 4, 3 млн. голосов.

Сразу же после выборов 29 марта фракция КПРФ, как бы в ответ за своё поражение, предприняла попытку через Госдуму инициировать запрос в Конституционный суд о неконституционности Указа от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Решили оспаривать коммунисты всего лишь один пункт Указа – о личной неприкосновенности экс-президента. Однако итоги голосования для фракции оказались унизительными – всего 136 депутатов проголосовали «за». Члены фракций «Единство», ОВР, «Народный депутат», «Регионы России» и СПС или не приняли участие в мероприятии, или проголосовали «против». Таким образом, идея коалиции между «Единством» и КПРФ, контуры которой некоторые члены фракции ОВР увидели в ходе январского скандала, была окончательно похоронена.

После выборов стали проявляться основные направления путинского курса, обозначенные ещё в ходе президентской кампании.

Во-первых, устами В. Суркова, на закрытом брифинге в Кремле, было заявлено о готовящейся атаке на рассорившихся друг с другом двух «олигархов»: Березовского и Гусинского. За этим локальным событием просматривалось создание новых отношений государства и крупного бизнеса, означающей отстранение «олигархов» от центра политической власти.

Во-вторых, Путин приступил к реорганизации государственного управления с целью укрепления центральных органов власти, а также всей её вертикали, для чего:

– создавались семь федеральных округов, выступавших связующими звеньями между центром и 89 регионами России. Федеральные округа – Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный – по своим границам совпадали с военными округами. Интересно, что пять из семи полномочных представителей Президента оказались генералами;

– прошла реорганизация Совета Федерации, которая серьёзно ущемила статус региональных лидеров. Согласно реформе, губернаторы и председатели региональных законодательных собраний, являвшиеся по статусу и членами верхней палаты, расстались с местами в Совете Федерации. Чтобы губернаторы не сильно огорчались, Президент создал для них Государственный совет, совещательный орган, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы. Новый состав Совета Федерации утратил признаки самостоятельности, демонстрировавшийся при Ельцине и быстро трансформировался в пропрезидентский орган. Вскоре в верхней палате Федерального собрания появились лица, не имеющие отношения к регионам – московские банкиры, отставные чиновники, в том числе и те, к которым у правоохранительных органов имелись претензии;

В-третьих, не отрицались либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Как следствие этого 17 мая, по предложению Путина, Госдума проголосовала 325 голосами за утверждение на должность Председателя Правительства, слывшего рыночником и либералом, М. Касьянова. В Правительство также вошли такие известные «монетаристы», как А. Кудрин и Г. Греф. Каплю дёгтя, как всегда добавляли журналисты. Так, например, английская газета «Independent» поведала читателям, что: «Российская пресса дала ему [М. Касьянову] прозвище " Миша два процента", по видимому, имея в виду взятки, которые он брал, передавая финансовую информацию частным инвесторам».

Радовали своими показателями в экономике итоги І квартала. Рост ВВП составил 3%, первичный профицит федерального бюджета – 3, 5%, инфляция – всего 4, 1%. Россия практически без внешних заимствований начала расплачиваться с внешними долгами.

После выборов потихоньку оживало «Отечество». В начале апреля появились сообщения, что на следующем съезде движения, проведение которого запланировали на сентябрь-октябрь 2000 г., оно может быть преобразовано в партию. Впервые об этом заявил с трибуны третьего этапа ІІ съезда ещё в конце сентября 1999 г. Ю. Лужков, но после нокаута на выборах, эти планы стали как-то забываться. Реанимировал их, как передала радиостанция «Эхо Москвы» 8 апреля, член политсовета А. Исаев, сообщившего, помимо прочего, что численность «Отечества» составляет 380 тысяч.

Тема партийного строительства с апреля по июнь у руководства движения выходит на первый план. Также на первый план выходит и сам Ю. Лужков. Встряска, полученная им осенью-зимой стала забываться, и он в своих выступлениях постепенно возвращается к привычному для себя стилю поведения, где граница между энергичным выступлением и хамством исчезает. 20 апреля он заявил, что «Единство» – вообще не организация, а «государственный призыв, проведённый под выборы в Госдуму». КПРФ, по его мнению, это «вообще уходящая партия». ЛДПР – вовсе не партия, а нечто из разряда шоу-бизнеса. СПС и «Яблоко» вообще, по мнению мэра, поддерживают только 10% населения. Только «Отечество», по его мнению, имеет будущее как политическая партия.

Между тем дела в «Единстве» пока складывались совсем неплохо. 22 апреля прошло закрытое заседание политсовета. Главным его итогом стало решение о проведении 27 мая учредительного съезда, который должен был трансформировать движение в политическую партию. Концепция партстроительства была изложена в докладах Шойгу и Грызлова. С. Шойгу призвал всех журналистов отказаться от термина «партия власти» и называть " Единство" попросту – «правящая партия», растолковав, что правящей партией на Западе называют ту политическую силу, которая имеет в лице своего руководителя президента страны. У «Единства» этот вопрос ещё остается открытым, потому что Владимир Путин не дал пока согласия стать членом «Единства». Однако Владимир Владимирович живо интересуется ходом партийного строительства, находится в тесном контакте с руководством движения. По словам Шойгу, «это не получение каких-то установок, а просто неослабевающее внимание Президента». Идейно политическое мировоззрение «Единства», Шойгу назвал либерально-консервативным. Грызлов, объясняя отличие «Единства» от КПСС, рассуждал о формировании новой партии «снизу». Относительно уменьшения числа политических партий, Грызлов поведал о своих мечтах рождения двухпартийной системы.

В апреле во всех субъектах федерации стали возникать отделения «Молодёжного " Единства"». 27-28 апреля прошёл учредительный съезд движения «Молодёжное " Единство"». Лидером организации избрали телеведущую А. Буратаеву. Приветствие съезду направил В. Путин, которое зачитал С. Шойгу. В президиуме находился и Б. Грызлов. В своём выступлении лидер фракции предположил, что «Молодёжное " Единство"» сможет стать «молодёжным крылом будущей партии». Голосование по всем вопросам было единогласным. На следующий день «медвежатам» своё кино «Сибирский цирюльник» показал Н. Михалков, толковавший им по ходу дела, что нужно придерживаться консервативной идеологии.

27 мая начал и тут же закончил свою работу ІІ съезд движения «Единство», конституировавший себя в І (учредительный) съезд партии «Единство». 1580 делегатов из всех регионов России представляли 118 тыс. её членов. Накануне съезда в СМИ предполагали, что партия будет создана тремя соучредителями: ООПД «Единство», ВОПД «Наш дом – Россия» и политическим движением «Вся Россия». В ходе работы съезда выяснилось, что ВР стать учредителем не может из-за положений устава организации, запрещавшими параллельное членство в двух организациях. ВР заменили три организации: остатки ПРЕС, Народно-патриотическая партия во главе с Ф. Клинцевичем и Русско-социалистическая партия миллионера В. Брынцалова.

В своём выступлении лидер «Единства» С. Шойгу отметил, что до сего времени власть не имела широкой поддержки общества, которую и должны были ей обеспечить всевозможные политические организации. В первую очередь это сказалось на экономике, которая стала зависеть от узкокорпоративных интересов. Определив создаваемую партию как «конструктивный механизм согласования интересов общества и власти», «главную опору и поддержку Путина», Шойгу заявил, что партия будет ставить перед собой только достижимые цели, обеспечивая поступательность реформ, проводимых Президентом. По его мнению политическая обстановка в России востребовала «партию нового типа»: «С одной стороны, это будет партия представляющая их [большинства россиян] интересы во власти, а с другой – поддерживающая саму власть…». Лидер партии сделал упор на то, что «мы не хотим создавать " партию власти"».

Эту же мысль провели в своих выступлениях В. Черномырдин и О. Морозов. «Единство», по их консолидированному мнению, не повторит провала демократических «партий власти», поскольку эта партия создаётся «снизу», на региональных конференциях, не допустит коррупции, признаёт ошибки давешних реформаторов, разберётся с тяжким наследием. Кроме того, она будет «не правой и не левой, а центристской и консолидирующей».

Эти положения поддержал и В. Путин: «Сегодня – и об этом тоже было сказано несколько раз – вы не претендуете на то, чтобы считаться партией власти. Думаю, что такой подход вполне оправдан. В истории нашей новейшей России уже были попытки создать подобные партии. Их опорой в основном были государственные служащие, причем служащие самого высшего звена. И будем откровенны, в своё время и эти политические силы, эти политические образования, формирования сыграли позитивную роль в жизни общества и государства, но по разным причинам так и не смогли стать системообразующими и авторитетными. Прорасти в обществе до самого-самого низа, корнями прорасти». Однако глава не ограничился экскурсом в недавнее прошлое, а поставил перед «Единством ряд конкретных задач. «Во-первых, нельзя было терять набранного «Единством» темпа, надо закреплять любой успех и двигаться дальше. Во-вторых, реформам, экономическим и государственным, необходима надёжная политическая опора». Путин обратил внимание партийцев на грядущие осенью выборы в региональные парламенты и органы местного самоуправления.

Корреспонденты отметили стратегическую цель заявленную Путиным: «…преодолеть в стране бедность и отсталость. Более важной задачи у нас с вами нет, и на ближайшее время не будет». Правда, как-то газетчики, особенно «демократические», прошли мимо двух условий, которые выдвинул Президент для решения этой задачи: «достижение стабильности в политике и устойчивости в экономическом развитии – не могут идти вне связи друг с другом». С неохотой, точнее, вообще не вспоминали, высокопоставленные члены «Единства» другой путинский наказ: «Но давайте будем откровенны: к власти всегда стремятся прислониться те, кого нельзя подпускать к ней и на пушечный выстрел. Так всегда было, так есть и так будет. Я думаю, что вы тоже вряд ли сможете этого избежать. Конечно, такая проблема будет и в «Единстве». Я просто хочу обратить на это ваше внимание.

С концептуальным докладом на съезде выступил Б. Грызлов. Прежде всего, он определил роль и место новой партии в политическом спектре страны. Это центризм, который «носит не политический, а социальный характер». Говоря о взаимоотношении с другими политическими силами, Грызлов подчеркнул абсолютную несовместимость с коммунистами, превратившими свою партию в «тоталитарную секту, которая была озабочена только своими привилегиями». Что касается «правых», то, по руководителя фракции, «Единство» разделяет их либерально-экономические взгляды, но несогласно с тем, чтобы «проверять граждан на выживание реформами». Нет консенсуса с «правыми» и по проблеме Чечни. Грызлов полностью поддержал Президента в его стремлении укрепить основы Федерации и тоже, как и Путин, призвал партию «объявить войну нищете».

Однако полного единства на съезде «Единства» не было. Оно поубавилось, когда началось голосование по кандидатурам в Политсовет, по поводу программы и устава. В результате все партийные документы, состав Политсовета, президиума Политсовета решили доработать, что называется в рабочем порядке.

В президиум Политсовета вошли 18 человек, среди них были Б. Грызлов, В. Локтионов, С. Попов, Л. Слиска, С. Шахрай, Е. Трофимов, Ю. Медведев («Вся Россия») и др. Председателем президиума избрали Грызлова, а его заместителями Локтионова, Попова, Трофимова и Медведева. Председателем ЦИК стал Попов, а его заместителями В. Абрамов, С. Жильцов, Ф. Клинцевич и Г. Тупикин. В связи с тем, что по действующему законодательству Шойгу не имел права, как чиновник категории «А», быть членом политической партии, то для него в уставе выдумали должность «лидера партии», записав, что эти функции может выполнять беспартийный товарищ.

Делегаты съезда проголосовали за «Программные положения партии " Единство"», идеи которого были озвучены в докладе Б. Грызлова.

«Программные положения» содержали ряд противоречивых положений, которые говорили о дискуссии, об идеологических приоритетах идущей внутри партии. По мнению авторов документа в идеологию консерватизма вписывались доморощенные, патриархальные ценности патриотизма, укрепления семьи, и борьбы с нищетой. Упоминая российский консерватизм, в качестве авторитетного свидетеля сослались на П. Струве. Однако тут же было и записано: «Мы будем в связи с этим стремиться к установлению прочных межпартийных контактов именно с консервативными партиями всех континентов». Однако то, что западной политологии называется «консерватизмом, отечественная политическая мысль определяет как либерализм. Не выбравшись из этого противоречия, на исходе документа было записано: «Партия " Единство" определяет себя консервативной, приверженной базовым принципам свободы и борьбе с любым экстремизмом».

Спустя полтора месяца «Российская газета» 11 июля отмечала: «Действительно, по признанию видных членов " Единства", внутри самой партии все еще продолжается дискуссия по идеологическим вопросам. Спор идет в основном между сторонниками " идеологии здравого смысла", что, в общем-то, и есть отсутствие каких-либо идеологических установок, и приверженцами российской модификации западного консерватизма». В июле президиум Политсовета официально определит «Единство» как правоцентристскую и консервативную партию.

После съезда «Единства» в «Отечестве» появляются нотки сомнений об успешном преобразовании движения в политическую партию. 10 июня на заседании ЦС «Отечества», лидеры приняли решение: определится конца года с тем, «будет ли оно преобразовано в партию».

Партийное строительство никак не мешало формированию экономического курса страны. 28 июня 2000 г. на заседании Правительства были одобрены «Основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000–2010 гг.)». Особо подчёркивалось, что работа над этой программы велась в течение 8 месяцев, с момента назначения В. Путина премьер-министром. Программа определила, что никакого пересмотра итогов приватизации 90-х годов не будет. Государство гарантировало собственность их новым владельцам. Заявлялось, что основная часть государственной инфраструктуры в виде энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства будет сниматься с государственных дотаций и переводиться на самоокупаемость с прибылью для управляющих компаний. Это было недвусмысленное предупреждение, что населению следует приготовиться к повышению цен на услуги ЖКХ.

Документ ободрял население обилием высокопарных слов о доступности и бесплатности базовых социальных услуг населению в виде образования и здравоохранения, о сокращении социального неравенства, о некоем новом «социальном контракте» и т. д.

Ни в одном разделе документа не обещалось облегчения материальных условий жизни населения. Через 3 дня после утверждения этого документа, с 1 июля 2000 г. цены на электроэнергию были повышены на 25 %, на газ – на 15 %. С 1 августа сразу на 30 % выросли цены на отопление и горячую воду. Вскоре выросли тарифы на телефонную связь.

Затем депутаты Госдумы согласились на увеличение акцизов на водку, табачные изделия и бензин, что немедленно спровоцировало общий подъём цен на все виды продовольственной и промышленной продукции.

Однако все эти изменения прошли мимо конкурирующих друг с другом объединений. В сентябре Ю. Лужков сделал заявление о готовности «Отечества» к союзу с «Единством». В свою очередь Б. Грызлов на телеканале РТР в прямом эфире подтвердил готовность к встречным шагам и к союзу с «Единством». Грызлов подкрепил свои слова и данными по итогам голосования в Госдуме, где позиции фракций «Единства» и «Отечества», как правило, совпадали. До декабря в «Отечестве» прекратились разговоры о преобразовании организации из движения в партию. Другой идеологической основой объединения с «Единством» могли служить неоднократные заявления Ю. Лужкова, других лидеров движения о безусловной поддержке курса Президента Путина.

Вместе с тем, массовой организацией, влияющей на общественно-политическую жизнь страны «Единство» не стала. В начале октября «Коммерсантъ» отметил: «Строго говоря, яркими лидерами " Единство" тоже похвастаться не может. Господин Шойгу никакого публичного интереса к делам своей партии давно не проявляет. Борца Александра Карелина недавно помянули только в связи с его олимпийским проигрышем. А из действующих " медведей" массовая публика знает в лицо, пожалуй, только двоих – лидера фракции Бориса Грызлова и первого вице-спикера Любовь Слиску. Да и то лишь потому, что по долгу службы они часто мелькают на телеэкранах… Ни идейного, ни личностного потенциала, позволяющего заподозрить у них будущее реальной массовой партии, сейчас нет».

27-28 октября состоялся ІІ съезд партии «Единство». Официальная численность партия в это время составляла 220 тыс. человек. На съезд прибыло 883 делегата из 89 регионов. Перед участниками форума выступил председатель политсовета Б. Грызлов. Грызлов подтвердил ранее заявленный І съездом титул «Единства» как «партии правящей», а не «партии власти». В ходе дальнейшего обсуждения выступавшие делегаты, так же как и Грызлов, не смогли растолковать отличие одного от другого. Грызлов указал, что после всех революционных изменений, которые произошли в стране «благодаря Путину» и «Единству», партия должна «идти вперёд, опираясь на традиции, вот наше кредо, и его разделяют миллионы россиян, которым опостылел радикализм». Идти вперед «Единство» должна была идти в качестве консервативной партии, направленной на предотвращение революций. «Время идеологии консерватизма наступило окончательно», – провозгласил он в конце своего выступления.

В речи лидера движения были сформулированы цели партии, главная из которых – проблема политического качества. Для её решения по результатам следующих выборов в Госдуму нужно было стать самой крупной фракцией, провести своих кандидатов на выборах в регионах России, при формировании «нового» Совета Федерации, добиться, чтобы и в верхней палате большую часть мест заняли партийцы «Единства».

Съезд принял план мероприятий партии на 2001 г., который среди прочего, в отношении развития партии предусматривал: разработку и принятие закона о политических партиях; формирование первичных организаций (10-12 тысяч); создание сети общественных приемных партии; создание системы профессиональной подготовки депутатов региональных парламентов, входящих в группы и фракции «Единства».

На второй день работы съезда была принята Программа партии, состоявшая из двух разделов «Политический манифест» и «Наши цели». В Манифесте партия определила своё место в обществе по названиям разделов: партия смысла; партия правды; партия справедливости; партия ответственности и стабильности; партия настоящего и будущего; партия президентской власти; общенародная партия. В качестве метода решения политических задач Программа предусматривала прагматизм: «Мы действуем исходя из здравого смысла и конкретных реалий».

Осенью и до конца 2000 г. в регионах необходимо было избрать глав 32 регионов. Казалось, это был удобный случай для развития организации, но от услуг «Единства» было решено отказаться. 28 сентября В. Путин на встрече со своими полномочными представителями в федеральных округах потребовал обеспечить равноудалённость региональных политиков от администрации на губернаторских выборах. «Никаких особых отношений у нас ни с кем не было, нет и быть не может», — заявил глава государства. Отсутствие поддержки привело к тому, что формальные основоположники предвыборного блока «Единство» А. Назаров и А. Руцкой потеряли посты губернаторов.

Вскоре после съезда сгустились тучи над лидером партии Шойгу. 24 ноября над его кабинетом произошёл пожар. Следователи объяснили это коротким замыканием, но премьер М. Касьянов объяснил его возникновение, попыткой замести следы больших хищений в ведомстве МЧС. Затем произошёл бунт во фракции. Ряд её руководителей заявили, что «медвежьи» деньги, которые собираются в специальный фонд, контролирует Шойгу. Далее на самом высоком уровне власти заговорили о том, что Шойгу говорил неприличные вещи сразу после успеха «медведей» на выборах в Думу. Он будто бы сказал, что с таким результатом его нужно выдвигать в Президенты.

В конце ноября погорелец получил повестку в Генеральную прокуратуру, где ему предложили выбрать между чиновничьей и партийной должностью. Расследовавшая подоплёку этой истории корреспондент «Коммерсанта» В. Арутюнова, со ссылкой на источники из Кремля, поведала скрытые пружины обрушившихся несчастий на Шойгу. В президентской администрации выражали недовольство никудышным партстроительством «Единства». Однако там признались, что «пока у нас нет другого лидера, который мог бы сменить Шойгу». В свою очередь у партийных функционеров сложилось убеждение, что у лидера думской фракции Б. Грызлова появились качества самостоятельной политической фигурой, и он способен возглавить партию. После обнародования этой информации Шойгу и Грызлов поспешили объявить об отсутствии у них разногласий. После этого как-то сам собою разрешился и конфликт с Генпрокуратурой.

Между тем политики живо обсуждали грядущую гибель партии. Поначалу неминуемую кончину «Единству» уверенно предрёк Б. Немцов: «Всё идёт к тому. И, как только случится это скорбное событие, СПС обязуется написать достойную случаю эпитафию». С ним согласился К. Косачёв: «На мой взгляд, " Единству" надо готовиться к участи демороссов и эндээровцев». И. Шабдурасулов придерживался аналогичной позиции: «" Единство" полностью повторяет путь НДР».

В эти дни Ю. Лужкову показалось, что у «Отечества» появились шансы на завоевание титула «партии власти». 21 ноября, выступая в прямом эфире ТВЦ, он покаялся в том, что на начальном этапе «" Отечество" довольно трудно воспринимало Президента». Однако сегодня движение «полностью удовлетворено» тем, что делает глава государства. «Мы никому не подыгрываем, но сегодня можем заявить, что поддерживаем Президента Путина», – заявил столичный градоначальник. 29 ноября, когда Шойгу был вызван на ковёр в Генпрокуратуру, Лужков санкционировал открытие представительств «Отечества» во всех семи федеральных округах.

Между тем глава московского отделения «Отечества» В. Рязанский достаточно трезво оценил ситуацию в своей организации. По его прикидке, около четверти членов партактива вообще покинули движение, а около 50% составляют пассивный актив. Напоминание Рязанского заставило тщательно взвесить сильные и слабые стороны «Единство» и «Отечество». Организации дополняли собой друг друга. «Отечество» отличал высокий уровень интеллектуального потенциала, а «Единство» имело охватывающую всю страну структуру. Фракции ОВР и «Единство» солидарно голосовали в Госдуме. Организации заявляли о политической поддержке курса Президента России.

Из этого следовал только один вывод – в ближайшее время должна начаться сложная и интересная работа по объединению «Единства» и «Отечества» в одну, могучую «партию власти».

Период 2000 г. – начало 2001 г. был временем постепенной притирки двух однонаправленных политических объединений друг к другу. Фракции ОВР и «Единство» солидарно голосовали по принципиальным вопросам. Обе организации поддержали на президентских выборах В. Путина. У депутатов, их покровителей было много пересекающихся интересов, единый уровень политической и общей культуры, лексикон, и совершенно неудивительно, что в апреле 2001 г. руководители структур заговорили о слиянии в одну организацию. 12 апреля 2001 г. Лужков и Шойгу выступили с политическим заявлением о совместных действиях. Спустя две недели Лужков обнародовал Заявление «Об основных принципах объединения «Отечества» и «Единства», где были сформулированы принципиальные идеологические установки, на которых этот союз должен базироваться. По словам Лужкова, «задачу строительства социального государства следует возвести в ранг коренного национального интереса». 1 июня 2001 г. Лужков и Шойгу призвали к созданию Союза «Единства» и «Отечества».

12 июля состоялся Учредительный съезд «Общероссийского Союза " Единство" и " Отечество"». Все решения на съезде были приняты единогласно. Вначале приняли устав Союза, утвердили Ю. Лужкова и С. Шойгу сопредседателями Союза, избрали Генеральный Совет из девяти человек и ревизионную комиссию, назначили дату второго съезда.

В генеральный совет вошли пять человек от «Единства» (А. Беспалов, Ф. Клинцевич, В. Пехтин, С. Попов, В. Резник) и четыре от «Отечества» (А. Владиславлев, В. Володин, Т. Дмитриева, А. Исаев). Председателем Генсовета и его исполнительного комитета стал заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе А. Беспалов. Утвердив на 45-й минуте совместное заявление «Единства» и «Отечества», съезд закончил свою работу.

В соответствии с начавшимся процессом объединения, в Государственной думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество-Вся Россия» и «Единство», депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат».

В эту структуру явно не вписывался беспартийный и самостоятельный Е. Примаков.В начале сентября 2001 г. он подал в отставку с поста руководителя фракции «Отечество-Вся Россия». Новый лидер фракции ОВР В. Володин заявил, что, несмотря на отставку, Евгений Примаков лстаётся моральным лидером «Отечества».

В объединительном процессе двух организаций не принимал участи Б. Грызлов, который 28 марта 2001 г. Указом Президента РФ был назначен министром внутренних дел, а 3 апреля 2001 г. он приостановил свое членство в партии «Единство».

13 октября 2001 г. состоялись съезды движений «Отечество» и «Вся Россия», принявшие окончательное решение об объединении организаций с «Союзом " Единство" и " Отечество"».

27 октября 2001 г. состоялся II съезд «Союза общественных объединений " Единство" и " Отечество"», на котором было принято решение о преобразовании Союза в «Общероссийскую общественную организацию " Союз " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО"». На съезде к союзу присоединилось движение «Вся Россия». Делегаты приняли Обращение к членам организаций «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» с призывом начать работу по преобразованию Союза в политическую партию, привлечению в ее ряды самых активных и деятельных сограждан.

Спустя два месяца 1 декабря 2001 г. состоялся III и последний съезд Союза. На нем делегаты приняли решение о преобразовании «Общероссийской общественной организации «Союз " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО"» во «Всероссийскую политическую партию " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" – Единая Россия».

На Учредительном съезде партии выступил Президент России В. Путин. Поздравив делегатов съезда с созданием «одной общей партии», Путин обратил внимание на то, что «объявлять себя в связи с этим партией власти, думаю, было бы опрометчиво». Президент поставил перед делегатами задачу завоевания уважения и поддержки гражданами России. «И самое главное, - подчеркнул Путин, – укрепить свое влияние в самых различных регионах России».

Сопредседателями Высшего совета на съезде партии были избраны Ю. Лужков, С. Шойгу и М. Шаймиев. Роль Высшего Совета в партии, в который вошли 18 «статусных» «единороссов», которым формально нельзя было являться членами политических партий (Шойгу, Лужков, Грызлов, Боос и т.п.) была номинальной, а настоящим руководителем партии стал заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе А. Беспалов. Он получил сразу два поста: председателя Генерального совета партии и его ЦИК. Однако, как показали дальнейшие события, бунт членов фракции «Единства» против С. Шойгу в ноябре 2000 г., имел отнюдь не характер частного конфликта. Этот же конфликт, ставший для Беспалова роковым, в 2002 г. повторится.

В качестве основных приоритетов Программа партии предусматривала: сильную президентскую власть как гарантию политической стабильности и незыблемости конституционного строя; проведение административной реформы, совершенствование системы управления страной и оптимизация функций органов власти; повышение доверия граждан к государству, формирование прозрачной и понятной государственной политики; повышение политической ответственности депутатов всех уровней.

В известной степени это было ревизией предвыборных обещаний «Единства» и «Отечества», которые предусматривали пересмотр президентских полномочий в сторону уменьшения и увеличения полномочий Госдумы.

Численность организации в декабре 2001 г. составляла 60 тысяч человек. Это было гораздо меньше заявляемой ранее цифры в 2000 г. лидерами «Единства» и «Отечества».

С левого фланга создание единой партии прокомментировал писатель А. Проханов: «Образованная в Кремле " партия власти", безликая, серая, лишенная идеи и веры, состоящая из тяжелых, одинаковых, как булыжники, безгласных и верноподданных слуг, напоминает агрегат из арсенала МЧС, — то ли асфальтовый каток, то ли снегоуборочную машину. То ли Виктора Степановича Черномырдина, из утомленного сперматозоида которого и клонирована новая партия».

18 декабря 2001 г. «Всероссийская политическая партия " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" – Единая Россия» была зарегистрирована Министерством юстиции. По данным Минюста, на момент регистрации партия насчитывала 19579 членов.

8-9 февраля 2002 г. «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» провели свои ликвидационные съезды.

В конце 2001 г., как своеобразный подарок к Новому году, была принята правительственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С мотивировкой «…с целью повышения качества услуг населению, для привлечения инвестиций и превращения ЖКХ в прибыльный сегмент рынка», на плечи населения была переложена оплата этих услуг общим объёмом в 120 млрд. рублей, которые ранее погашались из средств государственного бюджета.

Таким образом, в конце 2001 г. правящий политический режим, нашёл дополнительные ресурсы для своего выживания. Стремление рядовых граждан к сильной власти, как естественное стремление к наведению порядка в стране, к обеспечению безопасности жизни и деятельности, к борьбе с коррупцией и криминалом и т.п., явилось для них спасительным кругом. Только в момент опасности Администрация Президента уделила самое пристальное внимание формированию формальной «партии власти». «Единая Россия» стала тем самым спасательным кругом, который обеспечивал ей на несколько стабильное существование.

 

 

Первые шаги и трудности роста (2002-2003 гг.)

 

О внимании В. Путина к партийному строительству говорил факт его встречи 12 февраля с А. Беспаловым. По сообщению пресс-службы Президента председатель Генсовета «проинформировал Президента о ходе формирования новой политической партии». Главной задачей, которая стояла в эти дни перед партией это победа на выборах в Государственную Думу IV созыва, которые должны были состояться в декабре 2003 г.

На первых порах нужно было сформировать организационную структуру и открыть в 87 субъектах Федерации (кроме Тувы и Чечни) региональные отделения. Выборы председателей региональных политсоветов провели с 20 февраля по 20 марта. Накануне, 19 февраля, заместитель руководителя Администрации Президента В. Сурков в подмосковном Бору устроил претендентам на эти посты и членам фракций в Госдуме форменный разнос. На следующий день «Независимая газета» опубликовала отрывки из его выступления. Говоря о недостатках «Единой России» Сурков отметил её чрезмерную бюрократизацию. «У партийцев нет ощущения, что надо бороться за власть сейчас. По мнению некоторых членов партии, все и так сделают в Кремле. И за последнее время я не видел ни одной интересной инициативы снизу. Надо быть азартными. Вам надо оторваться от пуповины и уйти в свободное плавание. Власть формирует партию для того, чтобы она формировала власть. Если этого не осознать, партия опять развалится», – говорил главный идеолог проекта. Предполагая негативное развитие событий для партии, Сурков подытожил: «Впрочем, если вы будете спать, ничего страшного, коллеги, не произойдет. Мы будем рассматривать вашу партию как прицепной вагон, а кочегарить будем сами».

Начальственный тон и поведение Суркова продемонстрировали, что в управлении и руководстве партией неизбежно должны были возникнуть проблемы. С одной стороны, её формальным руководителем, в соответствии с решениями съезда и Устава партии был А. Беспалов. Однако, с другой стороны, реальные материальные ресурсы и организационная устойчивость имели место только во фракциях «Единство» и ОВР в Госдуме. К этому следует добавить и подлинный центр принятия решений – Администрация Президента. Выход из этого треугольника будет найден только в конце 2002 года.

Раздражение Суркова понять было можно. Партия, несмотря на позиционирование себя «партией Путина», имела весьма невысокий рейтинг доверия среди избирателей по сравнению с КПРФ. Невысокий уровень поддержки «Единой России» прослеживался на протяжении всего 2002 г. По данным ФОМ в течение года он колебался в пределах 10-12%. ВЦИОМ давал цифру – 23-25%, а в некоторых исследованиях утверждается, что он составлял 18-20%. Такой разброс в результатах социологи научно объясняли разностью методик проводимых исследований. Но все данные сходились в одном: доверие к КПРФ у избирателей выше.

Большую работу «единороссы» вели в Государственной Думе. По инициативе В. Путина, который заявил, что «все, кто хотел вернуться в Россию, уже вернулись», 19 апреля 2002 г. ими был принят законопроект, лишающий бывших граждан СССР права на получение гражданства РФ по упрощенной процедуре. Одновременно новый закон «О гражданстве», приравнял 20 миллионов русских в вопросе получения российского гражданства к любым другим иностранцам. В соответствии с этим законом, в числе прочих без гражданства оказались ранее пользовавшиеся правами гражданам России несколько десятков тысяч военнослужащих российской армии, имевших до поступления на службу постоянную прописку в отделившихся союзных республиках.

Спустя месяц «единороссы» голосовали за новый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законом в период избирательных кампаний запрещалось вести агитацию вне рамок рекламы, оплаченной из зарегистрированных избирательных фондов, то есть существенно ограничивалось конституционное право выступающих в СМИ граждан. Новый закон легализовал административный ресурс для снятия «опасных» кандидатов с выборов, т.к. дал избирательным комиссиям право по 4 основаниям снять человека с выборов и ещё 6 оснований для отмены регистрации кандидата решением суда по заявлению избирательной комиссии. Немного позже, 18 и 20 сентября 2002 г., «единороссы», своими голосами за поправки в закон об избирательных правах граждан, запретили им проведение референдумов за год до и через год после выборов Думы и Президента.

Весной 2002 г. дала трещину коалиция «большевиков». С созданием единой партии надобность в услугах КПРФ отпала сама собой. После оформления «Единой России» как партии, фракции «Единство», «Отечество» и им сочувствующие, заручились большинством в Думе. Отдав коммунистам в 2000 г. львиную долю руководящих постов и пост спикера в Госдуме, сделав им уступку в вопросе о гимне страны и флаге вооруженных сил, компартию откровенно купили.

Исполнительная власть воспользовалась её поддержкой, чтобы провести законы об «усилении властной вертикали», принятии законов, требующих конституционного большинства. Коммунисты проголосовали за закон, разрешивший ввоз в Россию на хранение или переработку ядерные отходы. Однако уже в 2001 г. с мнением КПРФ перестали считаться, её отстранили от принятия важных решений в Госдуме. Обидно было то, что с ними перестали обсуждать бюджет. У фракции КПРФ отобрали 6 комитетов и оставили всего лишь три. Перераспределение портфелей произошло в самый неподходящий для коммунистов момент. До выборов в Думу было далеко, а рычагов противодействия демократическим процедурам, инициированным «партией власти» не было.

От горького бессилия и невозможности насолить думскому большинству ЦК КПРФ потребовал от руководителей комитетов и Председателя Госдумы Г. Селезнёва отказаться от своих постов в Думе. Однако товарищи по партии решительно отвергли это предложение и не отошли на подготовленные для них позиции для борьбы с «антинародным режимом». 25 мая 2002 г. Пленум ЦК КПРФ большинством голосов исключил их из своих рядов. Изгнание знаковых фигур нанесло жестокий удар по авторитету КПРФ, что сыграло на руку «единороссам» на грядущих выборах.

Усиление позиций руководителей фракций Госдумы в партии, прямое руководство Администрацией Президента «Единой Россией», ставило вопрос о роли А. Беспалова, не являвшегося членом этих структур, в организации. Кроме этого возникла потенциальная угроза, что А. Беспалов может установить партийный контроль и прямое руководство этими уважаемыми органами власти. 20 сентября он предполагал возможность введения прямого партийного руководства Правительством: «…государственное управление безответственно, бесконтрольно и далеко от народа пока исполнительная власть не несет политической ответственности за свои действия». В связи с этим Беспалов предложил, чтобы премьер-министр и министры правительства «являлись бы выборными публичными и политическими фигурами». Такую же позицию он занял и в отношении губернаторов и мэров. Помимо организации партийного руководства исполнительной органов власти, Беспалов планировал концу года увеличить численность рядов партии до 1 млн. человек, а к концу 2003 г. до 2 млн.

Деятельность председателя Генсовета, усиление его позиций в партии, вызвали противодействие со стороны членов фракций Госдумы и Администрации Президента. Вскоре возникла идея приглашения в руководство партии министра, который должен был руководить ею, а не наоборот, как предлагал Беспалов.

15 ноября 2002 г. Б. Грызлов заявил, что сможет совмещать деятельность министра МВД и Председателя партии «Единая Россия», если его изберут на этот пост. Министрам по закону нельзя было быть членами партии, но Грызлов пояснил, что работа Председателя партии «не связана непосредственно с партийной деятельностью и поэтому я её смогу совмещать». Позже, в начале июля 2003 г. представители левых фракций Госдумы обратилась в министерство юстиции с просьбой вынести предупреждение «Единой России», руководство которой, по их мнению, «нарушает федеральные законы, поскольку лидер партии Борис Грызлов одновременно является и руководителем МВД». В Минюсте не увидели оснований для вынесения предупреждения и объяснили, что в ходе проведённой проверки нарушений закона со стороны главы МВД выявлено не было.

20 ноября на заседании Высшего совета партии решение было принято об избрании Б. Грызлова сопредседателем Высшего совета партии и возложении на него функций Председателя Высшего совета Партии.

Беспалов, продолжая упорствовать, 4 декабря на заседании круглого стола «Единая Россия: мифы и реальность» сказал: «Чиновники " Единой России" сами хотят выдвигать своих министров, а в случае чего и задвигать».

23 декабря «Независимая газета» опубликовала статью «" Медведи" – за туризм в Чечне!». В ней утверждалось, что руководством партии обсуждался проект манифеста «Единой России». В проекте, который, якобы, должен был стать партийной программой, декларировались фантастические цели. Помимо прочего предполагалась технологическая революция в российском сельском хозяйстве; быстрый рост доходов всех категорий граждан; снижение оплаты за тепло и электроэнергию в два раза к 2004 г.; получение каждым гражданином России своей доли от использования природных богатств России; получение к 2008 г. каждой семьёй благоустроенного жилья, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода; превращение к 2008 г. Чечни и всего Северного Кавказа в туристическую «Мекку» России и т.д. Создание этого проекта было приписано А. Беспалову. Может быть, оно и было так в действительности, но в будущем, в периоды повышения предвыборной напряженности, политические оппоненты «Единой России» иногда используют текст этого проекта программы, выдавая его за реально существовавший документ.

14 января 2003 г. лидер думской фракции ОВР В. Володин, сообщил журналистам, что принято решение о разделении должностей председателя Генсовета и ЦИК «Единой России». Голосование единогласным не было и «за» высказались 11 из 13 членов Генсовета. На первых порах Беспалов лишился поста руководителя ЦИК, а 28 февраля пресс-служба партии «Единая Россия» сообщила, что А. Беспалов, оставаясь председателем Генсовета партии, назначен директором информационного департамента «Газпрома».

На посту председателя Генсовета был утверждён контрразведчик, сослуживец В. Путина – В. Богомолов. ЦИК возглавил другой «боец невидимого фронта» из Санкт-Петербурга – Ю. Волков.

На рубеже 2002-2003 гг. ряды партии пополнили известные спортсмены, певцы, актёры, просто очень хорошие люди: А. Леонов, Ю. Поляков, Л. Тягачёв, В. Старшинов, А. Кабаева, С. Хоркина, Н. Бабкина, В. Толкунова, А. Розенбаум, А. Буйнов, Р. Бабаян, С. Безруков, В. Галкин, М. Державин.

21 февраля 2003 г. при горячей поддержки «Единой России» Госдума приняла в третьем чтении правительственный «Закон об электроэнергетике» («реформа энергетики по Чубайсу»). Суть реформы заключалась в прекращении деятельности монополий. «Создание конкуренции – наиболее действенный способ для ограничения роста тарифов», – обещал Чубайс. Помимо этого он гарантировал привлечение в электроэнергетику масштабных инвестиций, которые должны модернизируют отрасль. Высказывания специалистов и некоторых политиков о том, что реформа приведет к росту тарифов, Чубайс называл популистскими.

Проголосовав за этот закон, «Единая Россия» начали сбор подписей граждан против необоснованного повышения цен на электроэнергию. Правда время и место сбора подписей было весьма ограниченным. В Москве – 6 марта у ряда станций метро, в Саратове – 11 марта, а в Нижневартовске – 14 и 15 марта.

В июле 2011 г., когда стали зримы результаты реформы, а ложь Чубайса очевидна, её автор хладнокровно сказал: «… суть реформы сводилась …не к снижению тарифов, которое ни один серьёзный человек никогда не обещал».

29 марта в Москве прошёл II съезд партии. На тот день в 89 региональных отделениях и более 2400 местных состояли 400 тыс. членов партии. В работе форума приняли участие 524 делегата из всех регионов страны. Съезд одобрил Политический доклад, с которым выступил Б. Грызлов, принял в новой редакции устав партии и манифест «Путь национального успеха». Манифест провозгласил политический центризм, опирающийся на гражданское большинство, как основу позиционирования партии в политике. «Единая Россия» продекларировала ближайшие цели, стоящие перед партией – совершенствование структуры органов власти и управления, перераспределение доходов граждан и государства в интересах большинства.

В качестве идеологии была положена идеология «национального успеха». Несмотря на утверждение, что эта идеология «плод практического опыта, здравого смысла и научного предвидения», «Манифест» содержал, по сути, декларации о намерениях, но не раскрывал механизмы достижения благих целей социальной справедливости.

На съезде были приняты поправки в Устав партии усиливавшие роль Высшего политсовета партии и ослабившие роль Генсовета. Разделялись функции этого партийного органа и исполнительного комитета. Главой Генсовета был избран В. Богомолов.

Повышение значимости Высшего совета с удовлетворением прокомментировал Ю. Лужков: «Не секрет, что предыдущее руководство Генсовета пыталось сделать членов Высшего совета свадебными генералами. Мы не согласны с этим». Состав Высшего совета был увеличен за счёт шести сильных региональных лидеров: В. Ишаев (Хабаровский край), В. Позгалев (Вологодская область), Е. Строев (Орловская область), А. Тулеев (Кемеровская область), А. Хлопонин (Красноярский край) и В. Чуб (Ростовская область). Кроме них в этот орган вошёл министр сельского хозяйства А. Гордеев.

В Уставе партии прописали создание Президиума Генсовета, куда вошли председатель В. Богомолов и его заместители, депутаты Госдумы, устранившие с политической арены Беспалова: Володин, Морозов, Пехтин. Сформировали и бюро Высшего совета, в который вошли сопредседатели партии (Грызлов, Лужком, Шаймиев, Шойгу) и члены Президиума Генсовета.

С какой-либо самостоятельностью партии было покончено и её руководство оказалось в руках, действующих депутатов и работников исполнительной органов власти. Однако её настоящим «хозяином» стал В. Сурков, приславший в партию на пост заместителя ЦИК своего «политического комиссара», заместителя начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Л. Ивлева. Кремль отбросил условности и не постеснялся продемонстрировать, что руководство партией осуществляет непосредственно Администрация Президента. Отныне появление «случайных» или самостоятельных людей в руководстве партии было исключено. При этом Л. Ивлев в ЦИК работал на общественных началах, а на основной работе в Администрации Президента он курировал весь процесс партийного строительства в РФ.

Сразу же после съезда, 9 апреля, «единороссы» проголосовали за поправки в «Закон об основах федеральной жилищной политики», позволявшие в случае неуплаты за коммунальные услуги выселять неплательщиков, а также детей в случае развода родителей, на улицу.

Весь 2003 год партия готовилась к предвыборным сражениям на выборах в Госдуму ІV созыва. В июле, по данным ФОМ, «Единая Россия» в рейтинге популярности обошла КПРФ. Как свидетельствовали опросы Фонда, на предстоящих декабрьских выборах в Госдуму за «единороссов» были готовы проголосовать 23 % избирателей, а за КПРФ 21 %. Лидировал по опр


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал