Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5 Тема Япония во 2 пол. 19 – нач. 20 веков.
План
Литература
Япония на пути модернизации Вспомните из ранее изученного; В чем состояли особенности общественно-политического строя Японии при сегунате Токугава? Какова была социальная структура японского общества в XVII - первой половине XIX вв.? В чем проявился кризис феодального строя в Японии? Как произошло насильственное «открытие» Японии? Революция Мэйдзи, До середины XIX в. Япония, «закрытая» для иностранцев, жила и развивалась по своим традициям. Можно сказать, что средневековье в этой стране затянулось. По-прежнему самураи существовали за счет барщины и оброка с крестьян, господствовала цеховая система. В политической жизни тоже все оставалось по-старому: наместники областей, независимые от центральной власти, чинили «свой суд и расправу», светскую власть осуществлял сегун, а император, отстраненный им от реальной власти, был практически затворником в своем дворце и обладал лишь религиозной властью. Считалось, что император поручил сегуну всю власть в области управления, военного дела и дипломатии, а сам был занят делами более возвышенными. Объяснялось это следующим образом: «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении государственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна». Однако приметы нового уклада, капиталистического, наблюдались уже и в то время: росли города, развивался рынок. Эдо насчитывал 1 млн. жителей, Осака - 500 тыс., Киото - 300 тыс. жителей и т. д. Но основную массу составляли города с населением в 10 тыс. человек. После «открытия» Японии иностранными державами в страну хлынули американские и европейские фабричные товары, подрывавшие японское мануфактурное и ремесленное производство, а также крестьянскую домашнюю промышленность. В Японии стало нарастать движение крестьян и горожан, требовавших изгнать иностранцев из страны. Прогрессивные круги японской интеллигенции, образованные самураи понимали, что Япония безнадежно отстала от Запада за годы своей изоляции, что нужны реформы во всех областях жизни страны, одним словом, понимали необходимость модернизации «государства Ямато». Сторонники императора задумали использовать это движение не только для изгнания иностранцев, но и для реставрации власти императора и уничтожения режима сегуната. Фактически насильственное «открытие» страны и заключение правительством неравноправных договоров стало толчком к началу гражданской войны. Ведущей силой массового движения за свержение сегуната были самураи, к ним присоединились богатые и средние слои крестьянства, горожане. В 1867 г. под давлением оппозиции сегун отказался от верховной власти в пользу незадолго до этого вступившего на престол 15-летнего императора Мацухито (1852-1912). Императорским указом сегун был лишен власти, его войска потерпели поражение в сражении под Киото. Но сторонники сегуна оказывали вооруженное сопротивление вплоть до 1869 г. В Эдо, переименованном вскоре в Токио («восточная столица»), переехали императорский двор и новое правительство. В торжественной обстановке император принял послов западных держав, и с этого времени страна стала «открытой». В /1868 т. Мацухито коронуют императором Мэйдзи (по-японски «мэйдзи» - «просвещенное правление»). Эти события получили у историков название «реставрация Мэйдзи», или «революция Мэйдзи». Реставрация императорской власти стала возможна благодаря широкому народному движению, проходившему под лозунгом «почитание императора, изгнание варваров», опиравшемуся на формировавшееся чувство национального самосознания. Столкновение с Западом, угрожавшее потерей независимости страны, всколыхнуло у японцев чувство патриотизма, подготовило их к пониманию необходимости реформ. Япония входила в эпоху модернизации. Первые реформы. Перед японцами стояла сложная проблема - как провести модернизацию по западному образцу и в то же время не потерять свою самобытность. Посмотрим, как решалась эта задача. Первой стала аграрная реформа, которая уничтожила феодальное право на землю и установила на нее частную собственность и право купли и продажи. В результате этой реформы крестьяне, которые из поколения в поколение работали на земле феодала, стали собственниками наделов, которые они обрабатывали. Вместо прежнего натурального налога с урожая государство ввело единый поземельный налог в денежной форме в размере 3% стоимости земли. Казалось бы, немного. Но земля в Японии ценилась очень высоко, так как только малая ее часть была пригодна для занятий земледелием. Чтобы выплатить налог, крестьянам приходилось продавать до 50% урожая. Немудрено, что большая их часть не могла справиться с таким бременем, и к 1890 г. почти две трети крестьян - собственников земли превратились в арендаторов и полуарендаторов. Аграрная реформа создала условия для развития товарного хозяйства. Административная реформа уничтожила власть князей. Сначала, чтобы ослабить их могущество, у них конфисковали часть земель, а затем отняли и власть, передав управление на местах губернаторам, назначаемым центральной властью. Еще одна реформа отменила все старые сословия, существовавшие до революции, и вместо них создала новые: «высшую знать»- к ним относили аристократию, «низшее дворянство» - средние и низшие самураи и «простой народ» - к нему было отнесено все остальное население. Проведенная в 1872 г, военная реформа вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Чтобы понять важность этой реформы, следует знать, что с XIII в. и до революции Мэйдзи слова «солдат» и «самурай» (дворянин) означали одно и то же. Теперь самураев лишили привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по европейскому образцу: из Франции призвали военных специалистов, и они одели японских солдат в современные мундиры и вооружили их европейским оружием. В результате этого многие средние и мелкие самураи остались не у дел. Армия приобрела высокую боеспособность, а основу ее идеологической подготовки по-прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм с его культом предков, утверждением божественного происхождение, императора и особой миссии японцев. Вспомните главные принципы «бусидо»: это преданность интересам своего государства, любовь к императору и презрение к смерти. Именно эти черты личности считались главными для японца и составляли «японский национальный дух». Новые черты в экономическом развитии страны. Революция Мэйд-зи положила конец феодальной раздробленности страны и этим создала условия для складывания единого общенационального рынка. Уже в 1868 г. правительство провело финансовую; реформу, изъяв из обращения старые монеты и введя иену - новую денежную единицу. В стране, где раньше существовали лишь кустарные промыслы, развиваются промышленные предприятия, и фабричные трубы становятся частью японского пейзажа. Японское правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. Но в Японии не хватало частных капиталов и опыта современной предпринимательской деятельности, поэтому по приказу императора правительство за счет казны строило «образцовые» заводы, а затем отдавало их в аренду или продавало на льготных условиях торговым и предпринимательским фирмам, близким к императорскому окружению. Особенно щедрые дары получили фирмы Мицуи и Мицубиси. Компания Мицубиси (во главе ее стояла семья Ивасаки) получила от государства почти даром десятки купленных правительством за границей океанских пароходов, правительственные судоверфи в Нагасаки и др. Компанию Мицуи «наградили» каменноугольными, текстильными и многими другими предприятиями. Не обижены были и иные компании. Все они получили большие субсидии и прочие льготы. Этими мерами правительство стремилось ускорить превращение Японии в индустриальную державу и уничтожить опасность колониального закабаления со стороны европейских стран. Правительство покровительствовала и развитию торговли: привилегии торговых гильдий и ремесленных цехов уничтожались, на смену им приходили крупные торговые фирмы, создавались многочисленные банки. Торговля не могла развиваться без хороших дорог, и государство само занялось железнодорожным строительством. Первая железная дорога соединила новую и старую столицы - Токио и Киото. За короткое время в строй вступили несколько железных дорог, хотя их строительство сталкивалось с большими трудностями - гористым характером местности, бурными реками, сносившими мосты и размывавшими дамбы, землетрясениями и тайфунами. Затем в строительство железных дорог включились и частные компании. Уже к 1900 г. рельсовые пути в стране протянулись почти на 5 тыс. км. В Японии построили телеграфную связь, по европейскому образцу стала действовать почта. В 90-е годы в Японии, как и в европейских странах, начался промышленный подъем, выразившийся, прежде всего, в развитии новых отраслей промышленности: машиностроения, горного оборудования, горнодобывающей, сталелитейной, электротехнической. Крупные корпорации превращались в монополии, в стране развивался империализм. Концентрация производства наблюдалась и в банковском деле, склдывался финансовый капитал, формировались круги финансовой олигархии., В эти годы Япония стремилась проникнуть на рынки других стран. Политическое устройство Японии. Понадобилось 20 лет после революции, чтобы завершить политические преобразования в стране. В 1889 г. была принята конституция Японии, созданная по прусскому образцу. Она закрепила практически абсолютную власть императора. Император - в японском языке «микадо»- объявлялся личностью священной и неприкосновенной. Конституция предоставляла ему очень большие права: созывать и распускать парламент, объявлять войну и заключать мир, издавать указы, имеющие силу закона, назначать и увольнять гражданских и военных высших чиновников, а военный и морской министры подчинялись императору лично. Парламент в Японии состоял из двух палат: высшей -палаты пэров_ и нижней - палаты представителей. Верхняя палата формировалась из лиц, назначаемых императором. Это были члены императорской фами лии, а также представители аристократии и высших чиновников. Нижняя палата избиралась. Однако создатели конституции считали, что японский народ в своей массе еще не созрел для участия в политической жизни страны, поэтому избирательное право ограничивалось высоким имущественным и возрастным цензами. Самурайская оппозиция реформам. Реформы вызвали недовольство части князей и особенно самураев. Князья получили от императора денежные вознаграждения за отказ от феодальных прав в его пользу, в то время как положение рядовых самураев в целом ухудшилось. Часть самураев получила должности чиновников, некоторые стали помещиками, в армии они занимали все офицерские должности. Но большая их часть осталась без средств к существованию и не могла (а некоторые и не хотели) приноровиться к новым условиям, к рыночному хозяйству. Самураи не хотели мириться с потерей своих привилегий. В 70-х годах XIX в. произошел ряд самурайских восстаний, участники которых пытались вернуть старые феодальные порядки. Самым круным из этих выступлений было восстание под руководством Сайго Такамори, возглавившего мятеж на юге страны в провинции Сацума. Сайго имел хорошо вооруженную (по европейскому образцу) армию, и правительству понадобилось 8 месяцев для подавления мятежа. Объявленный мятежником и лишенный всех чинов и званий, он был ранен в последнем бою. Чтобы не попасть в плен, Сайго попросил одного из своих воинов отрубить ему голову. В дальнейшем руководитель мятежников получил посмертное «прощение» и был объявлен божеством как «идеальный cамурай», а в Токио ему поставили памятник. Подавление мятежей укрепило позиции сторонников реформ. Что же касается самураев, то постепенно они нашли себе применение в армии, полиции и даже в школе. Самурайство пошло на службу к буржуазной монархии. Модернизация страны и школа. Для успешного проведения модернизации страны необходимо было иметь грамотное население. 1872 г. стал годом проведения школьной реформы, вводившей единую централизованную систему всеобщего и обязательного образования. Указ гласил: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться неохваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства». В результате действия этого закона к началу XX в. две трети детей заканчивали начальную школу - 4 года, многие из них шли продолжать учебу в полную среднюю и учились еще 5 лет. Сначала этот закон распространялся только на мальчиков, но в середине 90-х годов стали создаваться женские школы, а в 1901 г. открылся первый японский женский университет (два мужских к этому времени уже существовало). Когда после 1872 г. в стране началось быстрое строительство школ, то обнаружилась нехватка учителей. Вот тут-то и пригодились оставшиеся не у дел, но грамотные самураи. Им и было поручено дело обучения и воспитания японских мальчиков. В 1890 г. был обнародован Императорский рескрипт_ (особое письмо) о необходимости личной преданности императору. Он-то и был положен в основу воспитания школьников. Рескрипт стал считаться святыней. В каждой школе в обязательном порядке имелись экземпляр рескрипта, портрет императорской четы негосударственный флаг. Существовала и церемония поклонения рескрипту: учителя и ученики кланялись этому документу, затем следовало его торжественное чтение, после чего следовала торжественная проповедь директора школы о необходимости патриотизма, верноподданичества и благодеяниях императора? Ритуал завершался пением специальных гимнов. Такой же ритуал существовал и в армии, его несоблюдение рассматривалось как измена родине. Школа готовила солдат готовили к фанатичному самопожертвованию и убежденности в «священном праве» Японии господствовать в Азии и править миром. Изменения в образе жизни общества. После выхода из «добровольного заточения» страна встала на путь заимствования материальньй и духовных достижений западного общества. В 1871г. император провозгласил курс на создание в стране «просвещенной цивилизации». Большие группы молодежи отправлялись на учебу в Европу и США, иностранных специалистов приглашали в Японию. Были созданы военно-морская академия и военно-морское инженерное училище. Преподавание в них велось английскими офицерами на английском языке. Как грибы, стали расти частные школы европейской ориентации. Правительство ввело в стране европейский календарь и днем отдыха объявило воскресенье. В токийском районе Гиндза выстроили большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле. Дома сдавались внаем состоятельным людям. Вечерами улицы Токио освещались газовыми фонарями. Западное влияние сказывалось и во внешнем облике японцев: одежде, обуви, прическе. Для полицейских и железнодорожных кондукторов ввели форму западного образца, а затем европейское платье стало форменной одеждой чиновников. В 1872 г. свершилось особо важное событие - в европейское платье облачились император Мацухито и его приближенные. По этому поводу один из консерваторов-аристократов Хасимото Дзицурэй написал: «Увидев европейское платье на императоре и стул под ним, я был чрезвычайно поражен и вздохнул с сожалением». В 70-е годы европейская одежда как более практичная широко распространилась среди мужчин, а за ними последовали и женщины - европейская мода стала «криком моды». Введение же короткой стрижки у мужчин не обошлось без нажима сверху. Японская традиционная мужская прическа - длинные волосы, закрученные на макушке в пучок, - больше не подходила для граждан страны, вставшей на путь модернизации. Когда в 1873 г. волосы остриг император, вслед за ним это же сделали три четверти мужского населения. И вот короткая стрижка уже стала Создание политических партий. В 70-е годы в стране стали создаваться политические партии. В 1881г. представители либерально настроенных помещиков, предпринимателей и интеллигенции создали Либеральную партию, провозгласившую своими идеалами свободу и равенство. Еще через год (1882) крупная торговая и финансовая буржуазия объединилась в Партию реформ и прогресса. В 90-е годы в Японии стали распространяться социалистические идеи. Сторонники этого учения создали «Общество по изучению социализма», в которое вошли представители радикально настроенной интеллигенции (организаторами выступили Катаяма Сэн и Котоку Дэндзиру). Члены общества изучали социальные проблемы в стране, знакомились с социалистическими идеями. Внешняя политика. К 90-м годам XIX в. Япония стала самой богатой и сильной страной в Азии, но она имела мало земли, пригодной для занятия земледелием, была бедна полезными ископаемыми. Правящие круги, стремясь к территориальным захватам, сочли наиболее удобным начать их с завоевания Кореи и Маньчжурии. Корея являлась отсталой страной. Она была независима, хотя ее король формально числился вассалом китайского императора. Эта страна занимала важное стратегическое положение на подступах к Маньчжурии и Китаю. И еще ее называли «кладовой риса» - этот продукт ввозился в Китай. В Корее часто вспыхивали восстания городской и крестьянской бедноты. В 1893-1894 гг. Южная Корея была охвачена крестьянской войной, и правительство обратилось за помощью к Китаю. 1500 китайских солдат прибыли для подавления восставших, но здесь уж решила «не отставать» и Япония и тоже вторглась в Корею под предлогом «содействия ликвидации внутренних беспорядков». В 1894 г. японские войска захватили Сеул, разоружили столичный гарнизон и создали марионеточное правительство, а затем без объявления войны напали на китайский морской транспорт. Так началась война между Японией и Китаем. Китайские вооруженные силы были разгромлены, и по условиям мирного договора (1895 г.) Япония получила большую контрибуцию, о-в Тайвань и право строить в Корее свои предприятия. На Дальнем Востоке сталкивались интересы многих капиталистических держав, но острее всего были противоречия между Японией и Россией. В 1904 г. японский флот напал на флот Российской империи, находившийся на своих военных базах в Корее. Так началась русско-японская война (1904-1905), воюющие стороны делили территорию Китая и Маньчжурии. Победу одержала Япония. Она получила..Южньй Сахалин, _Порт-Артур, установила свое господство в Южной Маньчжурии. В 1910 г. Япония установила протекторат над Кореей, превратила ее в свою колонию. В 1907, 1911-1912 гг. между Японией и Россией был заключен ряд соглашений о разделе «сфер влияния» в Китае. Это ослабило русско-японские противоречия, но зато усилило противоречия Японии с Англией и США. Захватнические планы японских правящих кругов приведут страну к участию в I мировой войне. После революции Мэйдзи Япония встала на путь модернизации - в стране были проведены реформы в области экономики, политической и экономической жизни общества, создавшие условия для развития капиталистического уклада. Активная роль в этих преобразованиях принадлежала государству. В стране приняли конституцию, стали возникать политические партии, развивалось школьное образование. Однако развитие монополистического капитализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, и это подталкивало правящие круги к проведению агрессивной внешней политики, захвату чужих земель. Синто на службе у государства. В конце XIX в. в Японии широко стала распространяться идеология национализма. Ее основу составлял миф о «божественном» происхождении японского государства, о «божественных» добродетелях императора и «уникальных» моральных качествах японских подданных («дух Ямато»), а также миф о «великой миссии нации». Дня распространения национализма заинтересованные круги (прежде всего военные) использовали древнюю японскую религию -синтоизм. Об этой религии вы уже читали прежде. Давайте посмотрим, как выглядело ее новое «рождение». После революции Мэйдзи правительство приложило все усилия для возрождения синто в качестве национальной и государственной религии, провозгласив при этом принцип единства церкви и государства. В 1868 г. был учрежден департамент по делам синто, и началась конфискация земель буддийских храмов, провоцировались антибуддийские выступления населения, во время которых эти храмы разрушались, уничтожались изображения Будды и священные книги. И хотя конституция 1889 г. провозглашала свободу вероисповеданий, свобода эта была относительной. Правда, право па свободу совести позволило выжить буддизму и христианству, но положение этих религий было незавидным.
Чтобы совместить провозглашенную свободу вероисповедания и сохранение государственной религии, в правительственных кругах создали учение о «государственном синтоизме», объявленном не религией, а культом национальной морали и патриотизма, который можно было совмещать с исповедованием любой религии. В результате синтоизм распался на бытовой (обрядовый) и государственный (храмовый). Бытовой синтоизм состоял из народных поверий, суеверий и обрядов. К нему относились элементы черной магии, исцеление с помощью амулетов, народные обряды поклонения солнцу и др. В каждой деревне было небольшое храмовое сооружение - обиталище местного бога - покровителя деревни. Отправляясь воевать, солдаты брали с собой горсть земли из деревенского храма как охранительный талисман. В крестьянских домах обязательно были домашние алтари, где возлагались подношения богам. _Что же касается государственного синтоизма, то старое религиозное учение использовалось для утверждения божественности императора, священности японской империи, превосходства Японии и японцев над другими странами и народами и необходимости по велению свыше распространить славу империи по всему миру. Японцам внушалось, что их государство возникло по воле главной богини синтоистского, пантеона -богини солнца Аматэрасу, она же создала и императорский престол, который поэтому вечен, как Небо и Земля. Поэтому, следовал вывод, императору присущи добродетели самой богини Аматэрасу, и императорское правление составляет высшую истину. Император не может быть неправ, божественное происхождение позволяет ему безошибочно определить истинный путь своей страны и подданных. Японцам внушали, что отеческое чувство императора превосходит любовь родителей к своим детям. Преданность императору приравнивалась к патриотизму, прививалась религией синто и становилась внутренней потребностью каждого японца. Пропаганда _особой «божественной» миссии Японии стала основой расистской идеологии и претензий на лидерство в Азии. На рубеже веков в Японии родилась идея паназиатизма («Азия для азиатов»). Сторонники этого учения утверждали, что только объединенная под главенством Японии Азия может противостоять Западу, и если народы Азии сами этого не понимают, то надо их «облагодетельствовать» - распространить на них власть императора силой. Государственный синтоизм широко распространялся через храмы, армию, школы.
|