Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5 Тема Япония во 2 пол. 19 – нач. 20 веков.

 

План

  1. Революция Мэйдзи;
  2. Реформы, новые черты в экономике страны;
  3. Политический строй Японии;
  4. Внешняя политика.

Литература

 

Япония на пути модернизации

Вспомните из ранее изученного; В чем состояли особенности общест­венно-политического строя Японии при сегунате Токугава? Какова была социальная структура японского общества в XVII - первой половине XIX вв.? В чем проявился кризис феодального строя в Японии? Как произошло насильственное «открытие» Японии?

Революция Мэйдзи, До середины XIX в. Япония, «закрытая» для иностранцев, жила и развивалась по своим традициям. Можно сказать, что средневековье в этой стране затянулось. По-прежнему самураи существовали за счет барщины и оброка с крестьян, господствовала цеховая система. В политической жизни тоже все оставалось по-старому: наместники областей, независимые от центральной власти, чинили «свой суд и расправу», светскую власть осуществлял сегун, а император, отстраненный им от реальной власти, был практически затворником в своем дворце и обладал лишь религиозной властью.

Считалось, что император поручил сегуну всю власть в области управления, военного дела и дипломатии, а сам был занят делами более возвышенными. Объяснялось это следующим образом: «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении государственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна».

Однако приметы нового уклада, капиталистического, наблюдались уже и в то время: росли города, развивался рынок. Эдо насчитывал 1 млн. жителей, Осака - 500 тыс., Киото - 300 тыс. жителей и т. д. Но основную массу составляли города с населением в 10 тыс. человек. По­сле «открытия» Японии иностранными державами в страну хлынули американские и европейские фабричные товары, подрывавшие японское мануфактурное и ремесленное производство, а также крестьянскую до­машнюю промышленность. В Японии стало нарастать движение кресть­ян и горожан, требовавших изгнать иностранцев из страны. Прогрессив­ные круги японской интеллигенции, образованные самураи понимали, что Япония безнадежно отстала от Запада за годы своей изоляции, что нужны реформы во всех областях жизни страны, одним словом, понима­ли необходимость модернизации «государства Ямато».

Сторонники императора задумали использовать это движение не только для изгнания иностранцев, но и для реставрации власти импера­тора и уничтожения режима сегуната. Фактически насильственное «открытие» страны и заключение правительством неравноправных дого­воров стало толчком к началу гражданской войны.

Ведущей силой массового движения за свержение сегуната были са­мураи, к ним присоединились богатые и средние слои крестьянства, го­рожане. В 1867 г. под давлением оппозиции сегун отказался от верхов­ной власти в пользу незадолго до этого вступившего на престол 15-летнего императора Мацухито (1852-1912). Императорским указом сегун был лишен власти, его войска потерпели поражение в сражении под Киото. Но сторонники сегуна оказывали вооруженное сопротивле­ние вплоть до 1869 г.

В Эдо, переименованном вскоре в Токио («восточная столица»), переехали императорский двор и но­вое правительство. В торжественной обстановке император принял по­слов западных держав, и с этого времени страна стала «открытой». В /1868 т. Мацухито коронуют импе­ратором Мэйдзи (по-японски «мэйдзи» - «просвещенное правле­ние»). Эти события получили у историков название «реставрация Мэй­дзи», или «революция Мэйдзи». Рес­таврация императорской власти стала возможна благодаря широко­му народному движению, прохо­дившему под лозунгом «почитание императора, изгнание варваров», опиравшемуся на формировавшееся чувство национального самосозна­ния. Столкновение

с Западом, уг­рожавшее потерей независимости страны, всколыхнуло у японцев чувство патриотизма, подготовило их к пониманию необходимости реформ.

Япония входила в эпоху модернизации.

Первые реформы. Перед японцами стояла сложная проблема - как провести модернизацию по западному образцу и в то же время не по­терять свою самобытность. Посмотрим, как решалась эта задача.

Первой стала аграрная реформа, которая уничтожила феодальное право на землю и установила на нее частную собственность и право купли и продажи. В результате этой реформы крестьяне, которые из поколения в поколение работали на земле феодала, стали собственниками наделов, которые они обрабатывали. Вместо прежнего натурального налога с уро­жая государство ввело единый поземельный налог в денежной форме в размере 3% стоимости земли. Казалось бы, немного. Но земля в Японии ценилась очень высоко, так как только малая ее часть была пригодна для занятий земледелием. Чтобы выплатить налог, крестьянам приходилось продавать до 50% урожая. Немудрено, что большая их часть не могла справиться с таким бременем, и к 1890 г. почти две трети крестьян - соб­ственников земли превратились в арендаторов и полуарендаторов. Аграр­ная реформа создала условия для развития товарного хозяйства.

Административная реформа уничтожила власть князей. Сначала, что­бы ослабить их могущество, у них конфисковали часть земель, а затем отняли и власть, передав управление на местах губернаторам, назначае­мым центральной властью.

Еще одна реформа отменила все старые сословия, существовавшие до революции, и вместо них создала новые: «высшую знать»- к ним от­носили аристократию, «низшее дворянство» - средние и низшие самураи и «простой народ» - к нему было отнесено все остальное население.

Проведенная в 1872 г, военная реформа вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Чтобы понять важность этой реформы, следует знать, что с XIII в. и до революции Мэйдзи слова «солдат» и «самурай» (дворянин) означали одно и то же. Теперь самураев лишили привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по европей­скому образцу: из Франции призвали военных специалистов, и они оде­ли японских солдат в современные мундиры и вооружили их европей­ским оружием. В результате этого многие средние и мелкие самураи остались не у дел. Армия приобрела высокую боеспособность, а основу ее идеологической подготовки по-прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм с его культом предков, утверждением божественного происхождение, императора и особой миссии японцев.

Вспомните главные принципы «бусидо»: это преданность интересам сво­его государства, любовь к императору и презрение к смерти. Именно эти черты личности считались главными для японца и составляли «японский национальный дух».

Новые черты в экономическом развитии страны. Революция Мэйд-зи положила конец феодальной раздробленности страны и этим создала условия для складывания единого общенационального рынка. Уже в 1868 г. правительство провело финансовую; реформу, изъяв из обраще­ния старые монеты и введя иену - новую денежную единицу. В стране, где раньше существовали лишь кустарные промыслы, развиваются про­мышленные предприятия, и фабричные трубы становятся частью япон­ского пейзажа. Японское правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. Но в Японии не хватало частных капиталов и опыта современной предприниматель­ской деятельности, поэтому по приказу императора правительство за счет казны строило «образцовые» заводы, а затем отдавало их в аренду или продавало на льготных условиях торговым и предпринимательским фирмам, близким к императорскому окружению. Особенно щедрые дары получили фирмы Мицуи и Мицубиси.

Компания Мицубиси (во главе ее стояла семья Ивасаки) получила от государства почти даром десятки купленных правительством за границей океанских пароходов, правительственные судоверфи в Нагасаки и др.

Компанию Мицуи «наградили» каменноугольными, текстильными и многими другими предприятиями. Не обижены были и иные компании. Все они получили большие субсидии и прочие льготы. Этими мерами правительство стремилось ускорить превращение Японии в индустриаль­ную державу и уничтожить опасность колониального закабаления со стороны европейских стран. Правительство покровительствовала и раз­витию торговли: привилегии торговых гильдий и ремесленных цехов уничтожались, на смену им приходили крупные торговые фирмы, созда­вались многочисленные банки.

Торговля не могла развиваться без хороших дорог, и государство са­мо занялось железнодорожным строительством. Первая железная дорога соединила новую и старую столицы - Токио и Киото. За короткое вре­мя в строй вступили несколько железных дорог, хотя их строительство сталкивалось с большими трудностями - гористым характером местно­сти, бурными реками, сносившими мосты и размывавшими дамбы, зем­летрясениями и тайфунами.

Затем в строительство железных дорог включились и частные компании. Уже к 1900 г. рельсовые пути в стране протянулись почти на 5 тыс. км. В Японии построили телеграфную связь, по европейскому образцу стала действовать почта.

В 90-е годы в Японии, как и в европейских странах, начался промышленный подъем, выразившийся, прежде всего, в развитии новых отраслей промышленности: машиностроения, горного оборудования, горнодобывающей, сталелитейной, электротехнической. Крупные корпорации превращались в монополии, в стране развивался империализм.

Концентрация производства наблюдалась и в банковском деле, склдывался финансовый капитал, формировались круги финансовой оли­гархии.,

В эти годы Япония стремилась проникнуть на рынки других стран.
Она вкладывала капитал в частные китайские фирмы, строила железные
дороги в Корее. Японский монополистический капитализм развивался в
условиях сохранения ряда_ черт феодализма в сельском хозяйстве, в условиях применения грабительских методов эксплуатации в отношении к
наемным работникам. Это сужало внутренний рынок и рождало стремление правительственных кругов захватить территории соседних азиатских государств. Внешнеполитические захваты стали рассматриваться как путь модернизации общества. ' ~

Политическое устройство Японии. Понадобилось 20 лет после рево­люции, чтобы завершить политические преобразования в стране. В 1889 г. была принята конституция Японии, созданная по прусскому образцу. Она закрепила практически абсолютную власть императора. Император - в японском языке «микадо»- объявлялся личностью священной и неприкосновенной. Конституция предоставляла ему очень большие права: созывать и распускать парламент, объявлять войну и заключать мир, издавать указы, имеющие силу закона, назначать и увольнять гражданских и военных высших чиновников, а военный и морской министры подчинялись императору лично.

Парламент в Японии состоял из двух палат: высшей -палаты пэров_ и нижней - палаты представителей. Верхняя палата формировалась из лиц, назначаемых императором. Это были члены императорской фами лии, а также представители аристократии и высших чиновников. Ниж­няя палата избиралась. Однако создатели конституции считали, что японский народ в своей массе еще не созрел для участия в политиче­ской жизни страны, поэтому избирательное право ограничивалось высо­ким имущественным и возрастным цензами.

Самурайская оппозиция реформам. Реформы вызвали недоволь­ство части князей и особенно самураев. Князья получили от императора денежные вознаграждения за отказ от феодальных прав в его пользу, в то время как положение рядовых самураев в целом ухудшилось. Часть самураев получила должности чиновников, некоторые стали помещика­ми, в армии они занимали все офицерские должности. Но большая их часть осталась без средств к существованию и не могла (а некоторые и не хотели) приноровиться к новым условиям, к рыночному хозяйству. Самураи не хотели мириться с потерей своих привилегий.

В 70-х годах XIX в. произошел ряд самурайских восстаний, участни­ки которых пытались вернуть старые феодальные порядки. Самым круным из этих выступлений было восстание под руководством Сайго Такамори, возглавившего мятеж на юге страны в провинции Сацума. Сайго имел хорошо вооруженную (по европейскому образцу) армию, и прави­тельству понадобилось 8 месяцев для подавления мятежа. Объявленный мятежником и лишенный всех чинов и званий, он был ранен в послед­нем бою. Чтобы не попасть в плен, Сайго попросил одного из своих воинов отрубить ему голову. В дальнейшем руководитель мятежников получил посмертное «прощение» и был объявлен божеством как «идеальный cамурай», а в Токио ему поставили памятник.

Подавление мятежей укрепило позиции сторонников реформ. Что же касается самураев, то постепенно они нашли себе применение в армии, полиции и даже в школе. Самурайство пошло на службу к буржуазной монархии. Модернизация страны и школа. Для успешного проведения модер­низации страны необходимо было иметь грамотное население. 1872 г. стал годом проведения школьной реформы, вводившей единую централизованную систему всеобщего и обязательного образования. Указ гласил: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться неохваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государ­ства». В результате действия этого закона к началу XX в. две трети детей заканчивали начальную школу - 4 года, многие из них шли продол­жать учебу в полную среднюю и учились еще 5 лет. Сначала этот закон распространялся только на мальчиков, но в середине 90-х годов стали создаваться женские школы, а в 1901 г. открылся первый японский женский университет (два мужских к этому времени уже существовало). Когда после 1872 г. в стране началось быстрое строительство школ, то обнаружилась нехватка учителей. Вот тут-то и пригодились оставшиеся не у дел, но грамотные самураи. Им и было поручено дело обучения и воспитания японских мальчиков. В 1890 г. был обнародован Император­ский рескрипт_ (особое письмо) о необходимости личной преданности императору. Он-то и был положен в основу воспитания школьников. Рескрипт стал считаться святыней. В каждой школе в обязательном порядке имелись экземпляр рескрипта, портрет императорской четы него­сударственный флаг. Существовала и церемония поклонения рескрипту: учителя и ученики кланялись этому документу, затем следовало его тор­жественное чтение, после чего следовала торжественная проповедь ди­ректора школы о необходимости патриотизма, верноподданичества и благодеяниях императора? Ритуал завершался пением специальных гим­нов. Такой же ритуал существовал и в армии, его несоблюдение рас­сматривалось как измена родине. Школа готовила солдат готовили к фанатичному самопожертвованию и убежденности в «священном праве» Японии господствовать в Азии и править миром.

Изменения в образе жизни общества. После выхода из «добровольного заточения» страна встала на путь заимствования материальньй и духовных достижений западного общества. В 1871г. император провоз­гласил курс на создание в стране «просвещенной цивилизации». Боль­шие группы молодежи отправлялись на учебу в Европу и США, ино­странных специалистов приглашали в Японию.

Были созданы военно-морская академия и военно-морское инженерное училище. Преподавание в них велось английскими офицерами на английском языке. Как грибы, стали расти частные школы европейской ориен­тации. Правительство ввело в стране европейский календарь и днем отды­ха объявило воскресенье. В токийском районе Гиндза выстроили большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле. Дома сдавались внаем состоятельным людям. Вечерами улицы Токио освещались газовыми фо­нарями. Западное влияние сказывалось и во внешнем облике японцев: одежде, обуви, прическе. Для полицейских и железнодорожных кондукторов ввели форму западного образца, а затем европейское платье стало форменной одеждой чиновников. В 1872 г. свершилось особо важное со­бытие - в европейское платье облачились император Мацухито и его приближенные. По этому поводу один из консерваторов-аристократов Хасимото Дзицурэй написал: «Увидев европейское платье на императоре и стул под ним, я был чрезвычайно поражен и вздохнул с сожалением».

В 70-е годы европейская одежда как более практичная широко распространилась среди мужчин, а за ними последовали и женщины - европейская мода стала «криком моды». Введение же короткой стрижки у мужчин не обошлось без нажима сверху. Японская традиционная мужская прическа - длинные волосы, закрученные на макушке в пучок, - больше не подходила для граждан страны, вставшей на путь модернизации.

Когда в 1873 г. волосы остриг император, вслед за ним это же сдела­ли три четверти мужского населения. И вот короткая стрижка уже стала
показателем прогрессивности. Многие японцы отпустили по западному
образцу усы и бороды. Однако низшие слои общества еще долго не
принимали эти новшества. Изменилась и традиционная пища, японцы
стали есть мясо. Отказ от него стал считаться признаком нецивилизо­ванности. Иногда отказ от старых культурных ценностей совершался бездумно. Власти, например, снесли пятиярусную пагоду и из этих бре­вен построили школу. Очевидно, что для этого строительства можно было найти другой материал. В эти годы наблюдается расцвет издательского дела, печатаются газеты и журна­лы. С Запада в страну пришли новые идеи в области политики, экономики, философии, права. Многие работы европейских ученых переводились на японский язык.

Создание политических партий. В 70-е годы в стране стали создаваться политические партии. В 1881г. представители либерально настроенных помещиков, предпринимателей и интеллигенции создали Либеральную партию, провозгласившую своими идеалами свободу и равенство. Еще через год (1882) крупная тор­говая и финансовая буржуазия объединилась в Партию реформ и прогресса. В 90-е годы в Японии стали распространять­ся социалистические идеи. Сторонники этого учения создали «Общество по изучению социализма», в которое вошли представители радикально настроенной интеллигенции (организаторами выступили Катаяма Сэн и Котоку Дэндзиру). Члены общества изучали социальные проблемы в стра­не, знакомились с социалистическими идеями.

Внешняя политика. К 90-м годам XIX в. Япония стала самой бога­той и сильной страной в Азии, но она имела мало земли, пригодной для занятия земледелием, была бедна полезными ископаемыми. Правящие круги, стремясь к территориальным захватам, сочли наиболее удобным начать их с завоевания Кореи и Маньчжурии. Корея являлась отсталой страной. Она была независима, хотя ее король формально числился вас­салом китайского императора. Эта страна занимала важное стратегиче­ское положение на подступах к Маньчжурии и Китаю. И еще ее называ­ли «кладовой риса» - этот продукт ввозился в Китай. В Корее часто вспыхивали восстания городской и крестьянской бедноты. В 1893-1894 гг. Южная Корея была охвачена крестьянской войной, и правительство об­ратилось за помощью к Китаю. 1500 китайских солдат прибыли для по­давления восставших, но здесь уж решила «не отставать» и Япония и тоже вторглась в Корею под предлогом «содействия ликвидации внут­ренних беспорядков». В 1894 г. японские войска захватили Сеул, разо­ружили столичный гарнизон и создали марионеточное правительство, а затем без объявления войны напали на китайский морской транспорт. Так началась война между Японией и Китаем. Китайские вооруженные силы были разгромлены, и по условиям мирного договора (1895 г.) Япо­ния получила большую контрибуцию, о-в Тайвань и право строить в Ко­рее свои предприятия. На Дальнем Востоке сталкивались интересы мно­гих капиталистических держав, но острее всего были противоречия ме­жду Японией и Россией. В 1904 г. японский флот напал на флот Рос­сийской империи, находившийся на своих военных базах в Корее. Так началась русско-японская война (1904-1905), воюющие стороны делили территорию Китая и Маньчжурии. Победу одержала Япония. Она полу­чила..Южньй Сахалин, _Порт-Артур, установила свое господство в Юж­ной Маньчжурии. В 1910 г. Япония установила протекторат над Кореей, превратила ее в свою колонию. В 1907, 1911-1912 гг. между Японией и Россией был заключен ряд соглашений о разделе «сфер влияния» в Ки­тае. Это ослабило русско-японские противоречия, но зато усилило про­тиворечия Японии с Англией и США. Захватнические планы японских правящих кругов приведут страну к участию в I мировой войне.

После революции Мэйдзи Япония встала на путь модернизации - в стране были проведены реформы в области экономики, политической и экономической жизни общества, создавшие условия для развития капиталистического уклада. Активная роль в этих преобразованиях принад­лежала государству. В стране приняли конституцию, стали возникать политические партии, развивалось школьное образование. Однако раз­витие монополистического капитализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, и это подталкивало правящие круги к проведению агрессивной внешней политики, захвату чужих земель.

Синто на службе у государства. В конце XIX в. в Японии широко стала распространяться идеология национализма. Ее основу составлял миф о «божественном» происхождении японского государства, о «божественных» добродетелях императора и «уникальных» моральных качествах японских подданных («дух Ямато»), а также миф о «великой миссии нации». Дня распространения национализма заинтересованные круги (прежде всего военные) использовали древнюю японскую религию -синтоизм. Об этой религии вы уже читали прежде. Давайте посмотрим, как выглядело ее новое «рождение».

После революции Мэйдзи правительство приложило все усилия для возрождения синто в качестве национальной и государственной религии, провозгласив при этом принцип единства церкви и государства. В 1868 г. был учрежден департамент по делам синто, и началась конфискация земель буддийских храмов, провоцировались антибуддийские выступления населения, во время которых эти храмы разрушались, уничтожались изображения Будды и священные книги. И хотя конституция 1889 г. провозглашала свободу вероисповеданий, свобода эта была относитель­ной. Правда, право па свободу совести позволило выжить буддизму и христианству, но положение этих религий было незавидным.

 


Чтобы совместить провозглашенную свободу вероисповедания и сохранение государственной религии, в правительственных кругах создали учение о «государственном синтоизме», объявленном не религией, а культом национальной морали и патриотизма, который можно было совмещать с исповедованием любой религии. В результате синтоизм распался на бытовой (обрядовый) и государственный (храмовый). Бытовой синтоизм состоял из народных поверий, суеверий и обрядов. К нему относились элементы черной магии, исцеление с помощью амулетов, народные обряды поклонения солнцу и др. В каждой деревне было небольшое храмовое сооружение - обиталище местного бога - покровите­ля деревни. Отправляясь воевать, солдаты брали с собой горсть земли из деревенского храма как охранительный талисман. В крестьянских домах обязательно были домашние алтари, где возлагались подношения богам.

_Что же касается государственного синтоизма, то старое религиозное учение использовалось для утверждения божественности императора,

священности японской империи, превосходства Японии и японцев над другими странами и народами и необходимости по велению свыше распространить славу империи по всему миру. Японцам внушалось, что их государство возникло по воле главной богини синтоистского, пантеона -богини солнца Аматэрасу, она же создала и императорский престол, который поэтому вечен, как Небо и Земля. Поэтому, следовал вывод, императору присущи добродетели самой богини Аматэрасу, и императорское правление составляет высшую истину. Император не может быть неправ, божественное происхождение позволяет ему безошибочно определить истинный путь своей страны и подданных. Японцам внуша­ли, что отеческое чувство императора превосходит любовь родителей к своим детям. Преданность императору приравнивалась к патриотизму, прививалась религией синто и становилась внутренней потребностью каждого японца.

Пропаганда _особой «божественной» миссии Японии стала основой расистской идеологии и претензий на лидерство в Азии. На рубеже ве­ков в Японии родилась идея паназиатизма («Азия для азиатов»). Сторонники этого учения утверждали, что только объединенная под главен­ством Японии Азия может противостоять Западу, и если народы Азии сами этого не понимают, то надо их «облагодетельствовать» - распро­странить на них власть императора силой. Государственный синтоизм широко распространялся через храмы, армию, школы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие капитализма в Японии | Князьям-даймио
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал