Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика здоровья дошкольника
Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Она представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества. Поэтому правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных образовательных организаций. Как отмечает М.С. Горбатова В.А., Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы» [5, с.4]. Для достижения данной цели в дошкольной образовательной организации осуществляется сложный процесс психолого-педагогического мониторинга, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности (в том числе и диагностику) участников образовательного процесса, которые выполняют различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка. В первую очередь такой деятельностью является диагностика [5, c.6]. Цель психолого-педагогического мониторинга здоровья детей: своевременная коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды дошкольной образовательной организации для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей. Психолого-педагогический мониторинг организма ребенка должна производиться всеми участниками образовательного процесса на основе диагностики и последующего прогнозирования: заведующим, инструктором по физической культуре, психологом, воспитателями, медицинским работником. Все полученные данные записываются в индивидуальную карту ребенка [Приложение 4]. Диагностика физического воспитания рассматривается как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы педагогу для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют два направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) [8, с.25]. Оценка физической подготовленности. Для определения индивидуальных способностей детей, оценки начального уровня физического развития, с целью оптимизировать нагрузки при формировании двигательных навыков, инструктор по физкультуре, при участии медицинских работников, два раза в год проводит диагностику, или, как теперь принято называть, мониторинг физического развития дошкольников. Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре: · определить уровень физического развития детей на начало и конец года; · выявить динамику изменения уровня физического развития; · оценить технику владения основными движениями; · спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств; · скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий; · определить упущения в работе по физическому воспитанию [17, c.26]. Дать характеристику физического состояния организма в процессе физического воспитания можно проследив динамику физического развития, физической активности и физической подготовленности ребенка. Перед проведением мониторинга инструктору по физкультуре необходимо знать: - группу здоровья ребенка (определяет врач по результатам обследования), чтобы выявить детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, или детей, освобожденных от тестирования; - общую оценку физического развития детей и функционального состояния (сведения предоставляет медицинская сестра): многие тесты основаны на показателях длины и массы тела. Инструктор по физкультуре оценивая физическую подготовленность определяет качественные (усвоение детьми техники выполнения движений в соответствии с возрастом) и количественные (гибкость, выносливость, быстрота) показатели [17, c.28]. Диагностика физической подготовленности проводится на учетно-контрольных занятиях и может быть организована как в спортивном зале, так и на спортивной площадке ДОО. Для проведения диагностики необходимо иметь беговую дорожку, яму для прыжков в длину с разбега, разметку для прыжков в длину с места и метания, стойки и шест для прыжков в высоту. При проведении диагностики ведется протокол обследования, где фиксируются количественные показатели (указываются цифрами) и качественные показатели (указываются цветом). Уровень сформированности двигательных качеств определяется, как высокий, средний, ниже среднего. Цифровые показатели после сопоставления со средними количественными показателями развития психофизических качеств для каждого возраста детей и цветовые показатели (красный - высокий уровень навыка, синий - средний уровень, выполняется большинство элементов техники, зеленый - уровень ниже среднего, ставится при наличии многих ошибок) позволяют оценить уровень физической подготовленности детей, а сопоставление результатов на начало и конец года наглядно показывает динамику их физической подготовленности [5, c.55]. В литературе выделяют критерии оценки конечных результатов деятельности по укреплению здоровья, физического и двигательного развития детей [ Приложение 3]. Оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) дошкольника предполагает проведение диагностики следующих систем его организма: нервной, мышечная, костной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, обмена веществ и эндокринных желез, органов мочеобразования и мочеотделения, дыхания и чувств, температуры тела, особенностей кроветворения и крови у детей [16]. Таким образом, в проведении мониторинга участвуют все участники образовательного процесса. Это позволяет определить как индивидуальный план лечебно-профилактических мероприятий, так и индивидуальную программу физического, социального, познавательного развития каждого воспитанника. Все полученные данные создают единую картину здоровья и развития детей в каждой группе и в детском саду в целом. Проведение внутреннего мониторинга позволяет выявить как недостатки, так и успехи в деятельности коллектива, конкретных специалистов дошкольной образовательной организации, выявить отклонения в деятельности по обеспечению качественного дошкольного образования ребенка. Выявление причин отклонений и их последствий, выработка необходимых рекомендаций по организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей позволяют скорректировать цели, задачи и методы работы педагога с детьми для получения ожидаемого эффек.
|