![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования учащихся
Таблица 1 Результаты, полученные по тесту-опроснику на выявление мотивации учащихся (М.В. Матюхина)
В исследуемых группах внутренние мотивы преобладают над внешними (60% и 67% против 30% и 26%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных существенно отличается от положительных (11% и 7.3% против 30% и 26%).
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся. Суммарные результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 Анализ доминирования мотивов учащихся
Среди учащихся исследуемой группы наибольшую долю имеет группа учащихся, доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (66.7% в обеих группах). Итак, в исследуемой группе нами зафиксированы внешние проявления мотивации учения 5 (25%). У детей преобладает внутренняя мотивация к учению, причем положительные мотивы сильнее сильнее отрицательных.(«Я учусь потому, что хочу больше знать», «…чтобы хорошо работать»,. Что касается доминирования мотивов, то в исследуемых группах 11.1% и 22.2 % учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. Для сознания подростков наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний. Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения [5]. Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для подростка как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а подросток живет по преимуществу сегодняшним днем. В связи с той значимостью, которую подростки придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач [6]. Результаты оценки уровня мотивации к учебной деятельности представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень мотивации к учебной деятельности по анкете для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
В первой группе испытуемых мотивация к учебной деятельности находится на низком уровне. Детей привлекает общение с друзьями, учителем, обладание школьными принадлежностями (77.8% против 22.2%). Во второй группе мотивация у половины детей также низкая, при том что отношение к учебе отрицательное. У второй половины группы мотивация к учению высокая (44.4% против 55.6%).
|