Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. (методические рекомендации)Стр 1 из 40Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
на правах рукописи ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (методические рекомендации) МОСКВА 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ
Материалы подготовлены к печати в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы от 12.05. 2009 №402 – ПП «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы» п.6.3.1. Издание материалов продиктовано настоятельной необходимостью дальнейшего значительного повышения эффективности оздоровительно-реабилитационной и воспитательной работы в коррекционных школах всех типов и других учреждениях на основе использования современных методик и средств адаптивной физической культуры. Сборник методических рекомендаций посвящен проблеме охраны, укрепления здоровья и социальной адаптации детей-инвалидов г. Москвы. При этом авторский коллектив стремился к созданию издания, доступного для восприятия специалистами разного профиля, способного донести важные методико-практические положения и рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами разных нозологических групп. При подготовке рекомендаций авторы акцентировали внимание на обстоятельном анализе и обобщении многолетних прогрессивных научно-теоретических и методических материалов, фундаментально разработанных специалистами Академии физической культуры Санкт-Петербурга под руководством доктора педагогических наук, профессора С.П. Евсеева. Этот обширный научно – практический материал может служить ориентиром для продуктивной деятельности специалистов, работающих во всех однопрофильных учреждениях страны. Естественно, что при этом необходим всесторонний учет региональных условий, традиций и возможностей. В рекомендациях обращается пристальное внимание на такие важные вопросы как методика обучения плаванию, применение коррекционно- развивающих игр, использование тренажеров на занятиях с инвалидами и др. При этом авторы отчётливо понимают невозможность дать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с проблемой совершенствования системы адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, авторы надеются, что предлагаемые рекомендации помогут в практической деятельности многим специалистам, а также родителям детей-инвалидов. Авторы с благодарностью воспримут любые замечания и конструктивные предложения заинтересованных лиц, которые будут учтены при подготовке последующих изданий. Введение Частные методики адаптивной физической культуры — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта. Она представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения. Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата: с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга. В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый, пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изучения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст. Это наиболее пластичный и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни. Естественнонаучные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Студенты, ориентированные на работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности. Они осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные, выбирают место педагогической практики, определяют интересы и возможности проведения научных исследований. Предварительная, хотя и краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем. Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех групп нозологий структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела: 1) медицинская, физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы; 2) теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры; 3) практические аспекты методики адаптивной физической культуры. Особенностью преподавания частных методик является связь с практикой. Так, первый раздел в форме лекционного курса читает врач или дефектолог. Второй и третий — в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики. Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят, как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей. При изучении частных методик АФК студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход к изучению частных методик АФК, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике по профилю будущей профессии в любой группе. Накопленные знания и начальный опыт в полной мере реализуется позднее, при профессиональной деятельности. Соотношение форм и видов физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое. Так, в образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в медицинских учреждениях — лечебная физическая культура, в реабилитационно - оздоровительных центрах — рекреативные и лечебно- восстановительные занятия, в спортивных клубах и секциях — тренировочная, игровая и соревновательная деятельность.
|