Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика кейнсианской функции потребления. Гипотеза перманентного дохода М.Фридмана. Потребление и сбережения домашних хозяйств в течение жизненного цикла, гипотеза А.Модильяни.






«Динамика потребления в зависимости от дохода в долгосрочном периоде». Рассмотрим распределение дохода на потребление и сбережения, используя теорию жизненного цикла Ф. Мо­дильяни и А. Эндоу. Согласно данной теории основой потребления является доход и богатство, Доход может изменяться на протяжении всей жизни: он растет, пока человек трудится, с выходом на пенсию - снижается. Поэтому домашние хозяйства стремятся планировать расходы, чтобы потребление оставалось постоянным на протяжении всей жизни, а богатство в конце жизни равнялось нулю. В этом случае сбережения становятся межвременным механизмом регулирования уровня потребления: люди будут сберегать больше, если их до­ходы выше по сравнению со средним доходом на протяжении жиз­ненного цикла и наоборот, снижают сбережения, если доход - меньше.

Уровень потребления определяется предельной склонностью к потреблению от богатства и предельной склонностью к потреблению от трудовых доходов, которые тем больше, чем ближе находится человек к концу жизненного цикла. Средняя склонность к потреблению всего жизненного цикла равняется единице.

Предельная склонность к потреблению от богатства .

Предельная склонность к потреблению от трудовых доходов ,

где Nt - количество лет жизни;

Wt - количество лет работы;

T - этап жизненного цикла.

Уровень потребления в соответствии с теорией жизненного цикла

C = a*WR + c*YL,

где WR – накопленное богатство;

YL – совокупный трудовой доход;

a - предельная склонность к потреблению от богатства;

c - предельная склонность к потреблению от трудовых доходов.

Дополнением теории жизненного цикла является концепция перманентного (постоянного) дохода М.Фридмана. Теория основана на предположении, что потребление определяется перманентным доходом на основе постоянной нормы потребления в долгосрочный период:

С = с*Yp

Yp = 1/ d * (yd * d / (1+r)r,

где с – долгосрочная предельная склонность к потреблению по перманентному доходу; Yp – перманентный доход; r - процентная ставка; d - количество лет жизни.

Краткосрочная предельная склонность к потреблению будет низкой, т.к. домашние хозяйства будут учитывать преходящий характер изменений в доходе, но в долгосрочном периоде эти изменения в доходе уравновешиваются, поэтому средняя склонность к потреблению остается постоянной.

Перманентный доход определяется как средняя взвешенная текущего и предыдущего дохода.

 

 

7. Инвестиционный спрос фирм: динамика, виды, факторы.Инвестиционная функция.

Инвестиции -долгосрочные вложения капитала частным сектором или государством внутри страны и за границей в разные отрасли экономики или ценные бумаги.

Инвестиции складываются из затрат на средства производства, увеличение вкладов, затрат на покупку акций населением.

Чистые инвестиции — разница между совокупными инвестициями и амортизацией. Экономический рост возможен только за счет чистых ивестиций!!!

Инвестиции:

1) Продуктивные – это капитальные затраты на здания, сооружения, оборудование.

2) Непродуктивные – это финансовые инвестиции (покупка акций).

В условиях рыночной экономики получение прибыли является движущим мотивом инвестиционной деятельности. Данная цель опосредствуется производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят признание на рынке без этого инвестиции окажутся бесполезными.

Инвестиционный процесс в рыночном хозяйстве – один из наиболее интересных и сложных объектов исследования. Он хуже всего поддается прогнозированию, особенно в фазах кризисов. Во время любого кризиса именно инвестиции сокращаются сильнее всего, поскольку они финансируются в значительной мере за счет прибыли и займов и направления на будущее увеличение дохода при принятии серьезного коммерческого риска.

Инвестиции необходимы для достижения следующих целей:

-увеличения и расширения сферы деятельности;

-недопущения чрезмерного морального и физического износа основных производственных фондов;

-снижения себестоимости производства и реализации продукции;

-повышения технического уровня производства на основе внедрения новой техники и технологии;

-ускорения научно- технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;

-создания необходимой сырьевой базы;

-увеличения и улучшения структуры экспорта;

-обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике;

-приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;

-сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

-решения социальных проблем, в том числе и проблемы безработицы;

-перераспределения собственности между субъектами хозяйствования и др.

Факторы инвестиций:

(факторы, влияющие на динамику, размеры инвестиций предприятия)

1. доход предприятий

2. издержки предприятий

3. ожидаемая отдача от инвестиций (фактор времени)

При принятии решения об инвестировании нужно учитывать следующие условия:

1 изменение спроса на продукцию, которая будет получена от новых инвестиций;

2. изменение в процентных ставках на кредит и налогов;

3. возможные изменения в экономической и политической ситуациях в стране;

4. инфляционные процессы – оказывают влияние на цену.

На эффективность инвестирования могут влиять:

1. правильность или ошибочность выбора того товара, под которые делались инвестиции;

2. ситуация во внешней торговле;

3. внутренний и внешний курс денежной единицы страны;

4. изменение в режиме хозяйственной деятельности предприятия.

Валовые инвестиции - совокупность амортизации и чистых инвестиций.

Амортизация - вложения капитала, обеспечивающие замену изношенного основного капитала.

Чистые инвестиции – капиталовложения на расширение наличного капитала.

 

Собственные источники инвестиций: прибыль, амортизация, страховые выплаты и т.д.

Функция спроса на инвестиции: I = a (p'-r),

где p'- норма прибыли;

r - процентная ставка;

а - коэффициент, показывающий степень эластичности

частного сектора к инвестиционным стимулам.

 

 

8. Неоклассическая и кейнсианская теории инвестиций. ДОПОЛНИТЬ!

Кейнс, анализируя состояние рецессионного (У2) и инфляционного разрыва делает вывод, что в рыночной экономике возможен стихийный механизм разрешения данного противоречия на основе мультипликационного эффекта (влияние автономных расходов на экономику).

У1 > У0

S↑ → ↓ C → I↓ → У↓ < У0 → незап.запасы↑ → (начало д-я мультип.I - → P↓ → ↓ незап.запасы=0 → ↑ Ia → ↑ У → ↑ Урасполагаемого (С и S) → I↑ → ВВП↑ → ↑ Ураспол. → ↑ С → ↑ S → ↑ I

Таким образом на основе роста инвестиций и ухода от дефицита запасов, экономика стихийно возвращается в состояние полной занятости на основе мультипликационного эффекта (однократный рост автономных расходов приводит к многократному росту дохода). При чем с каждым последующим периодом прирост дохода уменьшается, т.к. мультипликативный эффект затухает.

незап.запасы → Ia↓ → У↓ → ↓ С → (MRC↓) → ↓ S → ↓ I → У↓ → ………… → У2 = У0

Таким образом на основе мультипликационного эффекта формируется состояние равновесия. Кейнс делает вывод, что формирование равновесия осуществляется на основе динамики (роста или снижения) инвестиций, автономных инвестиций и запасов.

НО стихийное восстановление равновесия обуславливают значительные расходы в экономике, поэтому Кейнс подчеркивает роль государства в формировании макроэкономического равновесия. У государства есть два метода формирования макроэкономического равновесия на рынке товаров и услуг:

1. Прямое вмешательство в экономику (рост гос.закупок – государство становится производителем);

2. Косвенное на основе налогов и трансфертов.

↑ Gn → (mGn = = = ) → ↑ Ia → ↑ ВВП → ↑ У → ↑ С → ↑ S → ↑ I → ↑ r ………

↑ ТРАНСФЕРТЫ → Удом.хозяйств ↑ → ↑ С → ↑ I → ↑ У → ↑ С …….. (под возд-м mtransf = )

Таким образом в рыночной экономике рост экономики зависит от роста всех автономных расходов и прежде всего от роста инвестиций и потребления. В то же время корректировка экономического развития (стимулирующая/сдерживающая политика государства) осуществляется на основе роста (уменьшения) государственных закупок, снижения (роста) налогов, роста (снижения) трансфертов. А т.ж зависит от включения экономики в мировое хозяйство, от роста чистого экспорта.

 

9. Инвестиционный потенциал России.

Россия: ↑ I в 0, 5 раза → ↑ У в 1 раз

m = 2

Нестабильность инвестиционной сферы России определяется, во первых, тем, что в отечественной экономике механизм трансформации сбережений в инвестиции не является эффективным: с одной стороны, недоверие населения к банкам, низкие ставки по депозитам не способствуют росту кредитных ресурсов коммерческих банков. С другой стороны, высокие средние ставки процента по кредитам (от 10 до 13%) снижают спрос на кредиты. Во-вторых, в РФ сформировалась неэффективная институциональная среда: несовершенство законодательной и судебной систем, чрезмерное присутствие государства в экономике (в рамках административной реформы из 5634 функций госорганов более 1468 признано избыточными, 263 – дублирующими, требующими изменений – 868), неравенство условий конкуренции и высокая степень коррупции государственных органов (почти 21 миллиард рублей составил ущерб от коррупции в 2012 году, по сравнению с 2010-м годом в 2012 г. средний размер взятки в России вырос в 3, 5 раза и достиг 236 тыс. рублей) нестабильность правового поля, неразвитость финансовых институтов, неэффективность банковской системы. В-третьих, не сформирован механизм межотраслевого перелива капитала (например, из экспортоориентированного сектора во внутреннеориентированный) и это препятствует росту инвестиций на уровне фирм, отраслей и регионов. В-четвертых, факторами, снижающим и мотивацию к долгосрочным инвестициям, являются неэффективность корпоративного управления, отсутствие транспарентности (прозрачности) в экономических отношения и нарушение прав акционеров; незавершенность налоговой реформы.

 

10. Кейнсианская модель «Доходы - расходы». Мультипликаторы совокупных автономных расходов.

Равновесие на рынке товаров и услуг не является стабильным, вследствие изменчивости инвестиционных расходов частного сектора. Рассмотрим влияние инвестиций на состояние рынка товаров и услуг (рис. 3.4), используя графическую интерпретацию простой кейнсианской модели макроэкономического равновесия

Предположим, фактический объем выпуска больше потенциального (точка B). Покупатели сберегают больше, чем фирмы готовы инвестировать. Они приобретают меньше товаров и услуг, поэтому фирмы не смогут продать часть произведенной продукции (А E2 < Y2, АE2 < AEф). Формируются незапланированные запасы, поэтому стимулы к инвестированию и занятость уменьшаются. Объем выпуска (Y2) будет постепенно снижаться до уровня Y0 и состояние равновесия восстанавливается.

Если же экономика находится в состоянии, при котором фактический объем выпуска меньше равновесного Y0 > Y1 (точка С), то планируемые расходы превышают выпуск(АE1 > Y1): фирмы и домашние хозяйства хотят купить больше, чем фактически произведено. Фирмы начинают распродавать запасы непроданной в предыдущий период продукции, что ведет к незапланированному сокращению запасов и росту инвестиций. Это ведет к увеличению занятости и совокупного дохода. Постепенно Y1 увеличивается до Y0 и в экономике опять восстанавливается равновесие.

Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на рынке товаров и услуг, является динамика запасов (рост или снижение) и автономных инвестиций (снижение илирост), которые определяют изменение (снижение или рост) объема выпуска.

Д. Кейнс доказал, что устойчивая зависимость дохода от динамики автономных инвестиций определяется эффектом мультипликатора.

Мультипликационный эффект основан на том, что:

- Экономика находится в состоянии неполной занятости.

- Прирост инвестиций в одной из отраслей вызывает прирост

дохода в ней, сопряженных с ней отраслях, а также национальной экономике, так как туда направляется дополнительный импульс спроса.

- Расходы одних экономических субъектов превращаются в доходы других экономических субъектов. В процессе экономического кругооборота инвестиционные расходы фирм (подробнее в теме 2.1) становятся доходами производителей и собственников инвестиционных товаров, которые расходуют часть этого дохода на потребление и сбережения. И, как следствие, формируется доход производителей потребительских товаров.

При этом Кейнс Дж. подчеркивал, что мультипликационный эффект тем больше, чем больше величина инвестиций и предельная склонность к потреблению и чем меньше предельная склонность к сбережениям.

Эффект мультипликатора - процесс однократного увеличения (снижения) инвестиций приводит к многократному росту (уменьшению) национального дохода.

 

Мультипликатор - показатель прироста дохода от прироста инвестиций.

m = Δ Y/Δ Ia = 1/MPC;

Δ Y = m *Δ Ia

m = 1| 1 - MPC

m = 1| MPS,

где m - мультипликаторавтономных инвестиций;

Ia – автономные инвестиции;

Δ Y - прирост дохода.

М ультипликационный эффект сопровождает изменение любых совокупных расходов (инвестиций, потребления, государственных расходов, чистого экспорта), поэтому возможно его использование в процессе государственного регулирования совокупных расходов.

 

11. Деньги и их функции. Виды денег. Типы денежных систем.

Деньги – финансовый актив, используемый для совершения сделок.

Этапы развития денег: (формы денежного обращения):

1) Товарные деньги – обмен одного товара на другой;

2) Металлические деньги – медь → серебро → золото

3) Бумажные деньги;

4) Кредитные деньги. В качестве кредитных выступают:

- депозиты до востребования;

- чеки;

- краткосрочные государственные облигации;

- дорожные чеки;

- вексель – ценная бумага, дающая право на получение дохода через определенный период времени, на основе имеющегося долга;

- банкнота – обязательства центрального банка, что на эту сумму денег вы получите определенный товар.

Деньги → наличные и безналичные

Чем больше денежная масса, тем эффективнее рынок.

Деньги абсолютно ликвидны.

Функции денег:

1. Мера ценности – выраженная через деньги цена товара.

2. Средство обращения – деньги используются при обмене: Т → Д → Т

Выполняя эту функцию деньги должны соответствовать сумме цен товаров (ВВПноминальный).

М =

Если денег больше – инфляция, если меньше – дефляционный разрыв.

3. Платежные средства – деньги как средство платежа;

4. Средство накопления;

В современной экономике происходит изменение роли каждой из функций денег. Наличие денежного оборота предполагает его измерение. Деньги измеряются с помощью агрегатов.

Денежные агрегаты – структурированная определенным образом денежная масса в зависимости от степени ликвидности.

max ликвидность М0

М1 = М0 + депозиты до востребования

М2 = М1 + срочный депозит

М3 = М2 + гос.займы + денежные сертификаты

Денежные сертификаты – документ, подтверждающий право вкладчика на получение денег через определенный период времени с определенной процентной ставкой.

 

12. Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке. Равновесие на денежном рынке.

Равновесие денежного рынка устанавливается автоматически за счет изменения ставки процента. Денежный рынок очень эффективен и практически всегда находится в равновесии, поскольку на рынке ценных бумаг очень четко действуют дилеры, которые отслеживают изменения процентных ставок и заставляют их перемещаться в одном направлении.

Предложение денег регулируется центральным банком, поэтому можно изобразить кривую предложения денег как вертикальную, т.е. не зависящую от ставки процента (М/Р)S. Спрос на деньги отрицательно зависит от ставки процента, поэтому он может быть изображен кривой, имеющей отрицательный наклон (М/Р)D. Точка пересечения кривой спроса на деньги и предложения денег позволяет получить равновесную ставку процента R и равновесную величину денежной массы (М/Р) (рис.4.2 (а)).

 

 

13. Спрос на деньги: количественное измерение, виды, факторы.

Спрос на деньги – то количество денег, которое субъекты рынка хотели бы иметь в наличной форме. Иметь деньги в наличной форме – держать кассу.

Альтернативные издержки спроса на деньги – недополученная (упущенная) прибыль, которую можно было бы иметь.

Неоклассический подход: 1. Нейтральность денег; 2. Предложение денег определяет спрос; 3. Деньги – зависящее от ВВПреального и цены товаров и услуг.

Теория И.Фишера. Трансакционный подход:

Количество денег в обращении зависит от уровня цен, скорости оборота (то количество раз, которое деньги переходят от одного субъекта к другому).

МV = РУ

Кембриджское уравнение:

М = Р*У*k

k – коэффициент, который показывает долю наличных денег в денежном обороте. k =

В соответствии с теорией всегда существует запас денег.

Теория М.Фридмана:

Спрос на деньги зависит от предложения денег.

МV = PУ → ∆ М ≈ ∆ ВВПреальный

Прирост денег в экономике определяется приростом реального ВВП. Т.е прирастает ВВП и примерно на то же количество должны возрастать деньги.

Кейнсианская концепция: 1. Спрос на деньги является определяющим; 2. Спрос на деньги не только трансакционный, но и спекулятивный и предосторожности.

Кейнсианская концепция денег (теория предпочтения ликвидности):

1. Предпочтение ликвидности определяется тремя мотивами (трансакционным мотивом, мотивом накопления денег на непредвиденные цели, спекулятивный мотив ожидания относительно изменения процентных ставок), которые определяют

2. Вышеперечисленные мотивы определяют три вида спроса:

А) Трансакционный спрос.

Б) Спрос предосторожности- хранение наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем.

Трансакционный спрос и спрос предосторожности проявляется в функции денег как средства обращения, зависят от дохода, не завися от ставки процента.

В) Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как средства накопления. Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, но нулевой доходностью. Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как средства накопления.

Факторы спроса на деньги:

1) ↑ ↓ У → ↑ ↓ MD

2) ↑ ↓ r → ↓ ↑ MD

3) Предпочтения ликвидности

 

Портфельная теория денег:

«У каждого должен быть свой портфель»

В соответствии с теорией, в связи с наличием рисков каждый субъект рыночной экономики должен иметь свой доход в различных активах.

14. Предложение денег: субъекты, методы измерения.

Субъектами предложения денег выступают:

1) Центральный банк;

2) Коммерческие банки;

Измерение MS:

Денежная база – то количество денег, которые мы имеем в форме наличных + обязательные резервы.

МБ = М0 + OR

Обязательные резервы – то количество денег, которое коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих активных операций.

Обязательные резервы – часть депозитов, которую коммерческие банки хранят на своих счетах в Центральном Банке.

rr = * 100%

Предложение денег может быть представлено в форме агрегатов:

Денежные агрегаты – структурированная определенным образом денежная масса в зависимости от степени ликвидности.

max ликвидность М0

М1 = М0 + депозиты до востребования

М2 = М1 + срочный депозит

М3 = М2 + гос.займы + денежные сертификаты

Денежные сертификаты – документ, подтверждающий право вкладчика на получение денег через определенный период времени с определенной процентной ставкой.

Состояние на денежном рынке зависит от:

1) r. ↑ r обуславливает ↓ МD, а ↓ r - ↑ MD

2) Если изменяется МD (растет инфляция, растет или уменьшается ВВП, то спрос уменьшается).

3) Если изменяется MS (?????????????

Таким образом, Центральный Банк используя свои инструменты может изменять ситуацию на рынке и осуществлять либо стимулирующую политику (↑ MS и ↓ ставка рефинансирования), либо сдерживающую (↓ MS и ↑ ставка рефинансирования)

 

15. Банки: цели, функции, виды, операции.

Коммерческие банки – институты денежно-кредитной системы, осуществляющие привлечение денежных средств и их предоставление от собственного имени в форме кредита.

Классификация:

- по форме собственности (государственные, корпоративные, частные);

- по специализации (универсальные, специализированные);

- по отрасли;

- по операциям (среднесрочные, долгосрочные);

- местные, региональные, по стране, мировые.

Основные цели коммерческих банков:

1. Получение банковской прибыли;

2. Обеспечение ликвидности (устойчивость банка).

Цели достигаются следующими операциями:

1) Пассивные: привлечение денежных средств (формирование депозитов), формирование уставного капитала;

2) Активные: выдача кредитов под процент кредитования, управление собственностью клиентов банка, предоставление информации, вложение ценных бумаг от своего имени (покупка/продажа).

На основе активных и пассивных операций формируется банковская прибыль:

рбанк = (rкр – rд) + рот других операций

Что бы обеспечить ликвидность, коммерческий банк должен: 1) иметь обязательные резервы; 2) иметь кассу (определенную часть денег в наличной форме); 3) иметь активные кредитные операции; 4) иметь имидж; 5) иметь рекламу; 6) иметь большое количество предложений.

Депозиты: 1) до востребования; 2) срочные;

Избыточные резервы: UR = Д – OR

Они направлены в кассу и на кредитование.

Частичное покрытие коммерческого банка – т.е часть депозитов в форме OR выводится из оборота для обеспечения стабильности, устойчивости банков.

Банковский мультипликатор.

Формируется на основе существующих депозитов банка (т.е чем больше депозиты, тем больше величина банковского мультипликатора). mб =

Банковская мультипликация зависит от депозитов (прямая зависимость), от нормы обязательных резервов (обратная зависимость), от величины кредитных возможностей банка – резервов (прямая зависимость), от времени нахождения денег в безналичной форме.

Мультипликатор осуществляется до тех пор, пока депозиты не будут замещены обязательными резервами. Он обеспечивает экономический рост (чем выше безналичный оборот, тем больше экономический рост).

Кредитная мультипликация определяется двумя факторами: банковским мультипликатором и нормой депонирования (отношение наличных денег к депозитам. Т.е коэффициент, показывающий долю наличных денег в обороте: cr =

mкрдит =

Активное осуществление операций в банковском секторе (привлечение денге и выдача кредитов) создает оптимальные условия для экономического роста. Т.е чем больше средств в безналичном обороте и чем меньше норма обязательных резервов, тем больше (при прочих равных условиях) mб и денежный мультипликатор, и тем больше экономический рост.

mб - коэффициент, показывающий во сколько раз однократное использование денег в безналичном обороте прирастает;

mд - коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится или уменьшится денежная масса при увеличении или снижении денежной массы на единицу в денежной системе.

Общее количество денежной массы = mд * МБ

МБ = OR + M0

 

16. Современное состояние российского банковского сектора

Этапы развития:

1. Конец 80х – начало 90х годов.

Все советское время существовала одноуровневая банковская система.

Минусы: 1) Советские предприятия брали кредиты, и они фактически были безвозвратными. 2) Очень большие издержки.

Для того, что бы предприятия не были заинтересованы в снижении издержек, были свормированы 5 банков: - Сбербанк;

- Промстройбанк;

- Жилстройбанк;

- Внешторгбанк;

- Агропромбанк.

2. Формируются частные банки, а на их базе – корпоративные банки. Таким образов в банковской системе формируются банки на базы всех форм собственности.

1994 год – «Черный вторник» - происходит реформирование банковской системы. Происходит усиление контроля за банками.

3. 1999 год – процесс реструктуризации банковского сектора: - были спасены банки, осуществляющие операции с населением;

- помощь убыточным банкам не по своей вине.

 

17. Центральный банк и его функции в экономике. Независимость центральных банков.

Центральный банк – это главный банк страны.

Центральный банк выполняет следующие функции, являясь:

· эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска

банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке)

· банкиром правительства (обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.), он является хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках

· банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг), является межбанковским расчетным центром.

· Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную)

политику.

 

18. Сущность налогов: принципы и виды. Кривая Лаффера

Налоговая система страны является базовым компонентом государственных финансов, позволяющим выполнять значительную часть возложенных на них функций.

Финансовая система представляет собой сосудистую систему движения денежных ресурсов в целях поддержания жизнедеятельности всех элементов государственных и негосударственных структур.

Государственные финансы – совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. (госбюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.)

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, которые производят в доход государства юридические и физические лица. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения, исполнения и контроля образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты.

Сущность налогов проявляется в их принципах и функциях Принципы налогов:

1. Нейтральность.

Нейтральность состоит в том, что налоговая система по возможности не должна искажать принятие решений экономическими субъектами. Механизм системы налогообложения достигает поставленной цели в случае равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовой формы.

2. Справедливость

Справедливость - налоговые платежи должны быть соразмерны тому, какой возможностью платить налоги обладает налогоплательщик. Данный принцип предусматривает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Горизонтальная справедливость - находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог.

Вертикальная справедливость - находящиеся в неравном положении (получающие разный доход) должны платить разные налоги.

При этом используются два показателя: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства (например, дорожный налог платят автомобилисты за пользование дорогами).

3. Эффективность

Эффективность предполагает, что финансовое регулирование посредством налоговых ставок должно обеспечивать стабильное и достаточное поступление средств в бюджет и не подрывать стимулов предпринимателей и населения к высокоэффективному труду.

4. Принцип равной выгоды.

5. Административная простота.

6. Гибкость – налоги должны быстро реагировать на происходящие в экономике изменения.

Функции налогов:

1. Фискальная функция. Налоги обеспечивают формирование доходов бюджета.

2. Регулирующая функция. Налоги воздействуют на процессы производства и обращения, являются важнейшим инструментом антициклической политики государства и регулятором инвестиций.

3. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов:

1. По субъекту налогообложения: налги на юридические лица и на физические лица

2. Налоги по субъекту использования (уровень управления): федеральные, региональные, местные.

3. Налоги по объекту налогообложения: на доходы и на имущество или на потребление

4. По методу формирования налоговой ставки: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные.

Впервые зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства исследовал и графически отобразил американский экономист А. Лаффер (рис. 3.7).

 

 

19. Бюджетный дефицит и государственный долг. Виды бюджетного дефицита Методы покрытия дефицита бюджета.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю,

т.е. бюджет сбалансирован

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо

бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на

циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду.

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла: бюджетный профицит в период бума используется для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности. Недостаток: фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно Кейнсу, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег – выпуск большего количества денежных средств, нежели товаров и услуг

(Следствия: падение реальных доходов население, при достаточно высокой инфляции будет невыгодно осуществлять инвестирование. Недостаток – снижение долгосрочного экономического роста. Достоинства: эмиссия самый недорогой и быстрый метод, рост денег может стимулировать совокупный спрос);

2) за счет роста налогов

(Основной недостаток – уменьшение стимулов к инвестированию и рост инфляции. Т.ж отрицательно влияет на экономический рост. Плюсы: растут доходы бюджета, НО экономика не растет).

3) за счет выпуска государственных ценных бумаг

Виды дефицита: 1) структурный – разница между текущими государственными расходами и доходами государственного бюджета, которые экономика могла бы иметь, если бы она находилась в состоянии полной занятости. Деф.структ. = Gn – t*У0, где t – налоговая ставка, У0 – потенциальный ВВП.

2) Циклический дефицит – разница между фактическим дефицитом и структурным.

3) Фактический дефицит – разница между фактическими доходами и фактическими расходами.

*Первичный дефицит – такое состояние экономики, при котором при наличном текущем дефиците в стране присутствуют и выплаты по государственному долгу.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний – государство выступает заемщиком, а домашние хозяйства и фирмы – кредиторами; 2) внешний – государственные ценные бумаги покупают институты мирового рынка.

Причины государственного долга:

1) Нестабильность рыночной экономики;

2) Неэффективная экономическая политика государства;

3) Чрезмерная популистская политика государства;

4) Чрезмерные расходы на оборону;

5) Чрезмерные расходы на управление;

Негативные последствия большого государственного долга:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.054 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал