Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внебюджетные фонды – денежные средства, находящиеся в распоряжении центральных и региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение.






Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Существует два подхода к классификации государственных расходов:

По целям государственные расходы подразделяются:

· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

· на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП); Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками, которые могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий и учреждений или носить регулирующий характер (как в случае закупки сельскохозяйственной продукции в целях поддержания рыночной цены).

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП); Через трансфертные платежи правительство корректируют распределение суммарного дохода общества между его членами. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом блага.

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное страхование)

- прибыль государственных предприятий

- сеньораж (доход от эмиссии денег)

- доходы от приватизации

 

 

21. Налоговая система России: проблема выбора между эффективным и справедливым налогообложением

Сформировалась в начале 90х годов.

1) 90е годы: - налоги были чрезмерными;

- постоянный пересмотр налогов на бизнес;

- не выполнялся план, уход бизнеса в тень (как следствие чрезмерности налогов);

- большое количество чрезмерных льгот от налогообложения;

- прогрессивное налогообложение;

- несколько социальных налогов (медицинское страхование, социальное страхование и т.д.).

- частый пересмотр методик налогообложения.

2) В конце 90х годов был разработан налоговый кодекс. Были снижены налоги (на прибыль, НДС…), фискальная составляющая налогов. Был введен единый социальный налог, налог на заработную плату. Был отказ от прогрессивной ставки налога на физические лица и переход к плоской шкале для того, чтобы люди вышли из тени. Не была решена стимулирующая роль налоговых систем. До 2004 года.

3) с 2004 по 2008 гг.

Еще больше были снижены налоги на прибыль, НДС, социальные налоги и увеличены налоги на сырьевой сектор. Была введена амортизационная премия. Не все проблемы были решены.

4) с 2008 года. Смягчение амортизационной политики. Снижение налога на прибыль. Снижение налогов на нефтедобывающий сектор.

 

22. Совокупный спрос и его формирование. Факторы совокупного спроса.

Совокупный спрос (AD) - величина запланированных расходов потребителей, фирм и правительства на приобретение конечных товаров и услуг при каждом возможном уровне цен.

Важнейшими элементами совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), чистый

экспорт (Xn): AD = C + I + G + Xn.

Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен можно выразить графически в виде кривой совокупного спроса AD (рис. 4.1).

Кривая совокупного спроса показывает такие комбинации объема выпуска и уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся состоянии равновесия.

Кривая совокупного спроса находится под тремя эффектами:

1) Эффект богатства: при повышении уровня цен уменьшается реальная стоимость финансовых активов с фиксированной ценой (снижается их покупательная способность), а в результате падает объем совокупных расходов.

C → эффект богатства → рынок товаров и услуг → ↑ ip → ↓ ценность облигаций → У↓ → С↓

2) Эффект процентной ставки: при повышении уровня цен растет спрос на деньги, что ведет к увеличению процентной ставки. Вследствие ее роста снижаются инвестиции и объем совокупного спроса.

%я ставка → ↑ ip → МD↑ → ↑ r → ↓ Iв

3) Эффект импортных закупок: зависимость между объемом чистого экспорта и изменением уровня цен в национальной экономике по отношению к ценам

мирового рынка.

Хn → ↑ ip → курс национальной валюты↓ → расходы на импорт↑ → Хn

Неценовые факторы:

1) Доход;

2) Налоги;

3) Задолженность домашних хозяйств;

4) Дифференциация доходов;

5) Социальная политика.

 

23. Производственные возможности экономики и совокупное предложение. Факторы совокупного предложения.

При анализе совокупного предложения необходимо учитывать, что:

- совокупное предложение есть результат взаимодействия субъектов ресурсных рынков (прежде всего, рынка труда) и рынка товаров и услуг;

- уровень совокупного предложения дает представление о динамике занятости и реального ВВП; -

- рассмотрение совокупного предложения осуществляется на основе двух подходов: кейнс и неоклассики.

Первый подход предложен неоклассиками и соответствует условиям долгосрочного периода. В соответствии с кейнсианским подходом акцент сделан на рассмотрении краткосрочного периода.

Краткосрочный период – период, в течение которого цены на ресурсы не успевают приспособиться к уровню товарных цен при относительной гибкости реальных величин

Долгосрочный период - период, в течение которого все цены на ресурсы приспосабливаются к изменениям товарных цен при жесткости реальных величин.

Кривая совокупного предложения показывает уровень реального объема производства, который может быть предложен производителями на рынке при каждом возможном уровне цен в экономике

Динамику совокупного предложения определяют:

· Уровень цен.

· Влияют также неценовые факторы.

- Изменение цен на экономические ресурсы.

- Внедрение новых технологий.

- Рост производительности труда.

- Осуществление экономической политики государства.

 

24. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесный уровень цен. Равновесный и потенциальный ВВП

Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения формирует равновесный объем выпуска и равновесный

уровень цен в экономике.

Этот процесс осуществляется либо постепенно, либо под воздействием шоков со стороны спроса и шоков со стороны предложения.

В краткосрочном периоде в процессе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения фактический объем выпуска отклоняется от своего потенциального уровня, но экономика вновь возвращается к нему при изменившемся уровне цен (рис. 4.3).

   
В долгосрочном периоде изменения в совокупном спросе и совокупном предложении формируют условия для

перехода к новому состоянию долгосрочного макроэкономического

равновесия (рис. 4.4).

Равновесный уровень цен – уровень цен, при котором объемы совокупного спроса и совокупного предложения равны

 

Равновесный объём выпуска - объём национального производства, при котором произведённый конечный продукт равен планируемым совокупным расходам

Шок со стороны спроса – резкое отклонение фактического объема выпуска от потенциального в результате изменений факторов спроса

Шок со стороны предложения – резкое отклонение фактического объема выпуска от потенциального в результате изменений факторов совокупного предложения

 

 

25. Понятие и измерение экономического роста. Типы и факторы экономического роста. Издержки экономического роста.

Экономический рост – долгосрочное развитие экономики, при котором темпы роста реального ВВП устойчиво превышают темпы роста населения.

Экономический рост это динамичный процесс перехода от одного долгосрочного макроэкономического равновесия к другому и соответствующему изменению потенциального объема выпуска.

Темп роста ВВП (ВНД) - отношение реального ВВП (ВНД) текущего периода по отношению к реальному ВВП (ВНП) предыдущего периода.

Темп прироста ВВП (ВНД) - отношение разницы межу реальным ВВП (ВНД) предыдущего и текущего периодов по отношению к реальному ВВП (ВНД) предыдущего периода.

Качество и темпы экономического роста определяются его типом.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В реальной экономике они переплетены и представлены смешанным типом экономического роста (преимущественно экстенсивный или

преимущественно интенсивный).

К источникам экономического роста относятся:

экстенсивные факторы - привлечение большего количества труда, увеличение физического капитала, вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных природных ресурсов;

интенсивные факторы - совершенствование человеческого капитала, научно-технический прогресс, совершенствование управления на уровне фирмы, отрасли, региона и страны.

Экономический рост осуществляется, если:

1) Существуют возможности для конвертации накопляемой части в инвестиции;

2) В экономике существуют оптимальные условия для осуществления инноваций;

3) Прирост инвестиций;

4) Система институтов (качество государственного управления; качество судебных органов; уровень коррупционности; проблема экономической свободы; доверие между агентами и т.п)

5) Креативная система ценностей (гибкость религии; способность защищать свое право и т.п)

Ограничения экономического роста:

1) Ограниченные возможности человека;

2) Экология;

3) Экономический рост;

4) Альтернативные издержки экономического роста;

5) Социальные издержки.

Экономический рост сопровождается возрастанием экономических и социальных издержек. К основным издержкам обеспечения экономического роста можно отнести:

· Альтернативные издержки, т.е. отказ от части текущего потребления, для обеспечения экономического роста и увеличения потребления в будущем. Поэтому перед каждой национальной экономикой стоит проблема выбора между объемами текущего и будущего потребления.

· Издержки, связанные с уменьшающейся отдачей от инвестиций (капитала).

· Социальные издержки экономического роста.

· Издержки, связанные с загрязнением окружающей среды.

 

26. Особенности экономического роста в развитых странах.

1) Темпы экономического роста стабильны, но не высоки;

2) Преимущественно-интенсивный тип (формирование постиндустриального общества);

3) Процессы глобализации;

4) Социальная направленность экономического роста (экология).

 

27. Особенности экономического роста в российской экономике в XXI веке

На рубеже XX - XI веков российская экономика характеризуется следующими основными закономерностями экономического роста.

· Основой российской экономики является индустриальный способ производства с преобладающим использованием экстенсивных факторов.

· Для страны характерна неустойчивость и нестабильность экономического роста (см. данные табл. 4.1.1).

· Экономическое развитие российской экономики осуществляется на основе обострения базового противоречия между расширяющимся конечным спросом (наблюдается количественный рост и изменение его структуры) и ограниченными возможностями его покрытия за счет отечественного производства.

· Современное развитие страны характеризуется воспроизводственным комплексом, интегрирующим быстро развивающийся экспортоориентированный сектор (сосредотачивает ¾ всей прибыли) и отстающий от него по темпам роста внутреннеориентированный сектор.

· Россия располагает устаревшей отраслевой структурой экономики: в сфере производства значительный удельный вес (25% производства товаров) имеют отрасли, которые в перспективе будут развиваться инерционными темпами – сельское хозяйство и топливный комплекс.

· В то же время необходимо отметить, ее сильные международные позиции в черной металлургии; цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности. Продолжается рост сферы услуг.

· Положительный эффект роста валовых сбережений заблокирован (см. тему 3.1).

· Основой экономического роста является квалифицированная и недорогая рабочая сила. Население РФ занимает 3 место в мире по уровню грамотности населения - 99, 5% при одном из наиболее низких уровней почасовой оплаты труда (в обрабатывающей промышленности - 0, 47дол., что составляет 2, 4% от уровня США и 2, 1% от уровня Германии).

· Для отечественной экономики характерно низкое качество экономического роста:

- Преимущественно экстенсивный тип роста в силу тиражирования старой продукции и вовлечения ранее незагруженных мощностей в хозяйственный оборот.

- Отсутствие социальной направленности экономического роста (значительная дифференциация в доходах населения; низкая доля социальных расходов государства в ВВП; нет продуманной государственной экологической политики).

 

28. Особенности экономического роста в странах догоняющего развития

Модель догоняющего развития характерна для развивающихся стран, которые ориентируются на экономические модели и достижения лидеров мировой экономики. Для таких стран актуальным является вопрос о необходимости резкого повышения уровня и темпов экономического развития на индустриальном его этапе с последующим переходом к постиндустриальному обществу по примеру развитых стран.??????????????

 

29. Основные теории экономического роста (модели Е. Домара, Р. Харрода, Р. Солоу).

Кейнс: Кейнсианская модель отражает состояние равновесного роста всего народного хозяйства в целом. Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории – факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Они рассматриваются с позиции реализации в условиях формирования эффективного спроса.

Не всегда увеличение сбережений ведет к желаемому результату: потребление сокращается, сбережения растут, а результат не желаемый – инвестиции не увеличиваются.

Рост сбережений может вести к уменьшению размеров инвестиций. Разница между S и I как раз и создает условия нарушения макроэкономического равновесия, т.е. невозможность равновесного роста экономической системы. Если S > I, то происходит рост товарных запасов, падение производства, рост безработицы. Если же I > S, то наблюдается превышение инвестиционного спроса над сбережениями, т.е. налицо неудовлетворенный спрос, который вызовет рост цен и вместе с тем рост производства.

Важным элементом в теории экономического роста Дж.М. Кейнса является принцип мультипликации. Инвестиционный мультипликатор (мультипликатор экономического роста) показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и дохода. Как уже известно, мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

В целом, результаты, полученные Дж.М. Кейнсом, позволяют констатировать: чем богаче страна, тем большая часть возросшего национального дохода сберегается и меньшая – потребляется. Поэтому в промышленно развитых странах величина мультипликатора небольшая и наблюдаются устойчивые темпы экономического роста. Если же страна бедна, то почти весь возросший национальный доход будет потребляться, вызывая сильный мультипликационный эффект, т.е. воздействие изменений инвестиций на экономику будет гораздо более существенным.

 

Неоклассики: На теоретической и методологической основе концепции Дж. М. Кейнса впоследствии возникли неокейнсианские модели экономического роста. Наиболее известны модели, разработанные английским экономистом Р. Харродом и американским экономистом польского происхождения Е. Домаром. Поскольку предложенные ими варианты модели весьма сходны, их принято рассматривать как одну модель, именуемую моделью Харрода – Домара.

Е. Домар: Темп роста инвестиций находится в прямой зависимости от доли сбережений в национальном доходе (предельной склонности к сбережениям) и средней эффективности (производительности) инвестиций.

Если модель Р.Домара полностью основывается на кейнсианской концепции мультипликатора (определяет норму роста инвестиций, обеспечивающую необходимый рост национального дохода), то в модели Р. Харрода исследуется траектория роста экономики. В ее основу положена теория акселератора. Это позволяет определить отношение прироста инвестиций к вызвавшему его приросту дохода. Как можно заметить, Е.Домар оперировал автономными (независимыми от дохода) инвестициями, в Р.Харрод – производными (индуцированными) инвестициями, вызванными ростом национального дохода.

Принцип акселерации означает, что возросшие доход и спрос ускоряют инвестиционный процесс, т.е. новые инвестиции – функция прироста дохода, умноженного на коэффициент акселерации (V):

В отличие от подхода Дж.М. Кейнса, у которого равенство между сбережениями и инвестициями выражалось в статической форму, в модели Р. Харрода оно представлено в форме динамики.

Фактический темп роста всегда выше или ниже гарантированного, поэтому Р. Харрод сделал вывод о том, что рыночной экономике присуща динамическая нестабильность (“бегство фактического роста от гарантированного”).

Общий вывод, который следует из моделей Е. Домара и Р. Харрода состоит в том, что экономическое развитие носит нестабильный характер, динамическое равновесие по своей природе неустойчиво, поэтому необходимо целенаправленное государственное вмешательство.

 

30. Экономические циклы: причины, общие черты, виды.

Цикличность - движение национальной экономики от одного состояния равновесия к другому.

Экономический цикл – постоянные изменения экономической активности, проявляющиеся в последовательности альтернативных фаз, каждая из которых воспроизводит последующую.

Каждый экономический цикл характеризуется периодом подъема, наблюдаемого одновременно во многих видах экономической деятельности и периодом спада, сменяющим его. Эта смена периодов экономической активности является повторяющейся.

Шоки предложения представлены технологическими сдвигами, климатическими изменениями, природными катаклизмами, открытиями новых источников сырья или колебаниями мировых цен на сырье, изменениями в уровне номинальной заработной платы.

Шоки со стороны спроса- изменения в инвестиционных или потребительских расходах частного сектора, к ним также относятся последствия решений, принимаемых правительствами через монетарную и фискальную политику (политические шоки).

Временной лаг -

период времени от возникновения экономического явления до момента обратной реакции со стороны экономической системы.

Наличие временных лагов объясняется отставанием в движении взаимосвязанных экономических величин (запаздывание реакция предложения товаров на изменение спроса и т, д.)

В зависимости от их продолжительности выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы.

1. Краткосрочные циклы Китчина (продолжительностью 2 - 3 года) объясняются колебаниями товарно-материальных запасов. Изменение товарно-материальных запасов вызывает соответствующую динамку инвестиций, цен и занятости, и как следствие, колебания ВВП. Изменения в структуре последнего определяют состояние рынков товаров и услуг.

2. Среднесрочные циклы:

- Среднесрочный цикл Жуглара характеризуется массовым обновлением основного капитала примерно через 7 - 10 лет. Нестабильность инвестиций в основной капитал вызывает изменения в занятости населения и уровне его потребления, и, как следствие, в совокупном спросе, уровне цен и динамике ВВП. Последний стимулирует изменение инвестиций.

- Среднесрочный цикл Кузнеца (строительные циклы) длительностью 16-25 лет. Если растет доход, то растет потребление и рождаемость населения, что вызывает рост жилищного строительства и совокупного спроса. Его увеличение стимулирует рост совокупного предложения и дохода.

3. Долгосрочные циклы Кондратьева («длинные волны»), продолжительность которых составляет 50-60 лет. На основе большого эмпирического материала (за 130 временной период) Н.Д. Кондратьев выявил и проанализировал три цикла экономической конъюнктуры, содержащих повышательную и понижательную волны. Логика развертывания цикла: внедрение достижений НТП вызывает рост инвестиций, смену технологий и структурную перестройку экономики. Эффективность использования всех факторов производства повышается, что вызывает рост совокупного спроса и совокупного предложения в долгосрочном периоде.

Бум - фаза экономического цикла, характеризующаяся максимальной уровнем экономической активности, фактический ВВП выше потенциального объема производства.

Рецессия - фаза экономического цикла, при которой уровень деловой активности сокращается и фактический ВВП достигает потенциального уровня.

Кризис - фаза экономического цикла, при которой уровень деловой активности минимальный, а фактический ВВП меньше потенциального ВВП.

Оживление - фаза экономического цикла, при которой уровень деловой активности растет и фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню.

 

31. Деловой цикл: понятие и основные теории.

В макроэкономике, чтобы обосновать причины деловых циклов и формирование положительного наклона кривой совокупного предложения в краткосрочный период, были предложены следующие концепции.

· Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-цикла

Инвестициям присуща неустойчивость и это дает основания считать их основным фактором, способным объяснить бизнес циклы. Он считал, что колебания в уровне инвестиций, обусловленные " животным чутьем", приводят к сдвигам в совокупном спросе, а, следовательно, и в совокупном выпуске на основе мультипликационного эффекта. В основе подхода Кейнса лежит гипотеза о недостаточной гибкости номинальной заработной платы.

Мультипликатор Кейнса объясняет процесс увеличения объема выпуска в результате возрастания инвестиций. Гарвардский экономист Л. Мецлер в своем исследовании показал, что колебания размеров инвестиций в запасы могут составить недостающее звено в объяснении взаимосвязи изменений инвестиций в основной капитал и процесса возникновения бизнес циклов. Фирмы обычно стремятся поддерживать заданный уровень запасов относительно выпуска. В ответ на незапланированное увеличение или уменьшение запасов (в результате неожиданного шока) фирма соответственно изменит объем производства (уменьшит или увеличит).

· Теории, основанные на действии эффектов мультипликатора и акселератора.

Эффект акселератора впервые был описан французским экономистом Альбером Афтальоном в 1909 г. В работах представителей рассматривают как показатель, который отражает лишь одну сторону указанной связи: влияние ожидаемого роста национального дохода (объема продукции, или спроса на эту продукцию) на размер " индуцируемых" им капиталовложений. Механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора Хансен назвал сверхкуммулятивным процессом или системой " сверхмультипликатора". Действие эффекта мультипликатора-акселератора можно объяснить так. Рост инвестиций на определенную величину увеличивает ВВП. Возросший ВВП индуцирует новый поток инвестиций вследствие действия акселератора. Эти производные инвестиции порождают новый мультипликационный эффект, что приводит к очередному росту ВВП, который опять побудит предпринимателей увеличить инвестиции. Нужно учитывать, что эффект мультипликатора-акселератора может действовать и в другую сторону, то есть в сторону понижения ВВП и инвестиций.

Неоклассические теории бизнес-цикла

· Теории реального бизнес-цикла.

Модель реального бизнес цикла основана на взглядах Йозефа Шумпетера, полагавшего, что для капитализма характерны волны " созидательного разрушения", во время которых постоянная смена технологий приводит к банкротству неэффективных фирм. Сторонники теории реального бизнес-цикла (Д. Лонг, Ч. Плоссер, Э. Прескотт) считают, что циклические колебания возникают в результате случайных технологических шоков. Это приводит к росту производительности труда. Основное предположение модели реального бизнес цикла состоит в том, что шоки производительности могут быть как положительными, так и отрицательными, т. е. возможен как технологический прогресс, так и технологический регресс. Более того, в рамках данной теории именно отрицательные шоки вызывают рецессии. Однако такое предположение порождает серьезные сомнения оппонентов. Другой важный аспект циклов, состоит в том, что выпуск превышает свою обычную величину не только в течение одного периода, следующего за шоком, но и в течение нескольких последующих периодов.

Каналом распространения циклических колебаний являются:

1. Накопление капитала: в результате положительного шока производительности труда предельная производительность капитала возрастает, и фирмы увеличивают инвестиции. Это приводит к увеличению объема капитала, а в дальнейшем вызывает длительное превышение ВВП фактического по отношению к потенциальному.

2. Межвременное замещение труда (значительное изменение труда в ответ на малые изменения уровня реальной заработной платы). Благоприятный шок производительности труда побуждает работников предлагать больше труда в данном периоде времени (если реальная заработная плата временно высока), еще больше увеличивая ВНП. В следующем периоде растут доходы и потребление (как следствие роста ВНП), работники снижают предложение труда, что приводит к падению ВНП.

 

32. Антициклическая политика государства: цели, виды, инструменты

Антициклическая политика – это использование государством инструментов экономической политики для обеспечения полной занятости в экономике.

Цель: Уменьшение колебаний экономической активности.

Принципы осуществления:

1) Издержки осуществления экономической политики должны быть меньше чем издержки экономического цикла;

2) Антициклическая политика государства строится на постоянном прогнозировании экономической ситуации (на ближайшие 6-12 месяцев).

Показатели:

1) Проциклические (растут на фазе подъема и снижаются на фазе спада – динамика ВВП, У, I); контрциклические (растут в экономический спад и снижаются в период подъема – безработица, товарно-материальные запасы); ациклические (Их динамика не связана с фазами цикла – динамика экспорта, ставка налога на бизнес, норма амортизации).

2) Показатели, обеспечивающие прогноз экономики: опережающие (группа показателей, которые достигают своей max или min величины перед точной max или min – динамика ВВП, денежная масса, изменения в запасах) и запаздывающие (показатели, которые достигают своего max или min значения уже после вступления в фазу – уровень безработицы)..

Виды: 1) сдерживающая – политика по предотвращению возможности наступления кризиса; 2) стимулирующая – политика, обеспечивающая подъем экономики.

Инструменты: 1) инструменты фискальной политики:

- государственные расходы;

- налоги;

2) инструменты денежно-кредитной политики:

- ставка %;

- обязательные резервы;

- операции на открытом рынке;

- валютные интервенции.

Неоклассики предпочитают инструменты денежно-кредитной политики и воздействуют на совокупное предложение. Кейнс – фискальную политику и формирование эффективного совокупного спроса.

 

33. Фазы делового цикла и механизм межфазового перехода.

 

34. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг, его особенности в

российской экономике.

 

35. Экономический цикл в российской экономике: финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., современная фаза экономического цикла

 

36. Экономическая динамика, занятость и безработица. Проблемы измерения безработицы и ее типы.

Институциональное население – население, которое не может без государственных институтов функционировать (нетрудоспособное население).

Неинституциональное (трудоспособное) – те, кто способен работать по возрасту и состоянию здоровья.

Рабочая сила - люди, которые имеют способность работать и желают работать.

Неотносящиеся к рабочей силе – люди, которые не работают (студенты дневного отделения; домохозяйки; люди в специальных учреждениях; не желающие работать и те, которые не могут работать; находящиеся в армии и по контракту).

Занятые – люди, которые работают и получают доход.

Безработные – люди, которые желают работать и активно ищут работу; которые имеют рабочее место, но не получают заработную плату; которые по желанию администрации отправляются в неоплачиваемый отпуск.

Причины безработицы: Безработица характеризуется предложением труда над спросом.

Безработица – проявление противоречий в экономике и их разрешение.

Безработица имеет следующие издержки: 1) издержки неравновесия (которые несут фирмы не увольняя работников); 2) издержки приспособления.

1 причина: Самостоятельное решение наемного работника покинуть свое рабочее место по причинам личного характера – фрикционная безработица.

1) Добровольная;

2) Краткосрочная;

3) Способствует развитию человека.

2 причина: Старые предприятия закрываются, открываются новые – работники с прежним уровнем квалификации не нужны – структурная безработица.

1) Недобровольная;

2) Длительная;

3) Способствует развитию человека.

3 причина: Циклическая безработица.

1) Недобровольная;

2) Длительная;

3) Не способствует развитию;

4) Имеет сложные социально-экономические последствия.

 

37. Экономические и социальные последствия безработицы. Политика занятости. Активная и пассивная политика занятости.

Последствия безработицы:

1. Падение темпов экономического роста (ВВПреальный)

Закон Оукена – 1% цикл.безраб → ↓ ВВПфактический по отноешнию к ВВПпотенциальному на 2, 5%

2. Нестабильность в политической сфере;

3. Деградация населения;

4. Снижение доходов населения.

Политика занятости – политика, в соответствии с которой государство, регулируя экономику, способствует обеспечению полной занятости.

Активная политика занятости – политика по предотвращению безработицы.

1) Предполагает переквалификацию работников;

2) Создание новых рабочих мест;

3) Обеспечение субсидиарной занятости (ограничение количества безработных – государство платит фирмам субсидии, что бы они не сокращали работников);

4) Территориальное перемещение;

5) Создание условий для самозанятости;

6) Привлечение безработных к общественным работам.

Пассивная политика занятости – политика по обеспечению помощи безработным (по борьбе с последствиями безработицы).

1) Консультирование безработных;

2) Информация о существующих рабочих местах;

3) Помощь в трудоустройстве;

4) Регистрация безработного;

5) Пособие по безработице.

В основе политики занятости лежит закон, в соответствии с которым определяются условия безработного, права и обязанности фирм, принципы начисления пособия по безработице.

Модели:

1. Англо-саксонскя

- государство создает оптимальные условия для развития предпринимательства;

- государство создает новые рабочие места для неквалифицированной части работников;

- выплата пособий по безработице определяется по прожиточному минимуму.

Последствия: - занятость растет;

- формирование новых бедных.

Модель реализуется в США, Канаде, Великобритании, Австралии.

2. Континентальная (классическая модель)

- стимулируется рост производительности труда и соответственно рост доходов, но сокращается количество занятых;

- увеличение государственных расходов на пособия. Барьеры для определения безработицы людей гораздо меньше чем в (1) модели;

- пособия меньше чем средняя заработная плата, но больше прожиточного минимума.

Последствия: - количество безработных растет.

Испания, Германия, Греция, Франция.

3. Кейнсеанская (скондинавская)

- создание рабочих мест в государственном секторе со средней заработной платой;

- пособия определяются на уровне средней заработной платы;

Последствия: - рост безработицы;

- экономика развивается низкими темпами;

- растет уровень естественной безработицы;

- длительное время в состоянии безработного;

- увеличение налоговой нагрузки на частный сектор и снижение его эффективности.

Норвегия, Швеция.

Государство, анализируя рынок труда определяет качественные и количественные характеристики безработицы:

1. Качественные: - определяет структуру безработицы;

- безработных определяют по полу, возрасту, квалификации, территориально, по образованию.

2. Количественные: - определяется уровень безработицы.

 

38. Безработица и политика занятости в России в 2000-е годы.

 

39. Понятие инфляции и способы ее измерения. Классификация инфляции

Инфляция – устойчивое состояние экономики, при котором растет уровень цен, сопровождающийся обесцениванием национальной валюты.

Темпы инфляции = (индекс цен тек. – индекс цен.баз)/индекс цен баз. * 100%

Признаки инфляции:

· Устойчивая тенденция роста уровня цен (в течении 6 месяцев)

· Формирование инфляционных ожиданий

· Формирование инфляционного типа поведения (дом.хоз начинают увеличивать спрос, фирмы закладывают будущие издержки инфляции в настоящие цены)

· Снижается покупательная способность национальной валюты

Причины инфляции:

· Государственная политика по стимулированию – увеличение денег в экономике

· Инфляция со стороны факторов спроса и предложения

· Импортируемая инфляция

Виды и измерение инфляции.

1) Скрытая – относительная стабильность цен, которые постоянно пересматриваются государством, - тотальный дефицит.

2) Явная – изменение цен;

3) Регулирующая

4) Нерегулирующая

5) Сбалансированная

6) Несбалансированная

7) Ожидаемая

8) Неожидаемая

9) В зависимости от причин: инфл.спроса (изменение факторов спроса при неизменном предложении, которое приводит к инфляционным процессам. Источиники: чрезмерная эмиссия денег, дефицит госбюджета вызванный неэффективными расходами, неординарная соц.политика (получение трансфертов теми, кто в них не нуждается), чрезмерная стимулирующая политика центрального банка) и инфл.предложения (вызывается снижением предложения в экономике. Источники: рост издержек, монополизм в экономике, чрезмерные налоги, сдерживающая денежно-кредитная политика

10) В зависимости от темпов: умеренная (< 10%, стимулирует экономический рост, способствует росту инвестиций и дохода) и галапирующая (темп до 250% в год, начинается «бегство от денег», снижается рос, доходы и инвестиции, растет бартерный обмен.)

11) Гиперинфляция – инфляция, при которой рост цен составляет 50% в месяц, полный бартер, «бегство от денег», характеризуется революцией и войнами.

40. Инфляция спроса и инфляция предложения: источники, механизм формирования.

Инфляция спроса – инфляция, вызванная изменением факторов спроса при неизменном предложении. Источники: 1. чрезмерная эмиссия денег

Эмиссия → ↑ М → М > → ↑ P → ↑ π

2. дефицит госбюджета вызванный неэффективными расходами

↑ расходы на управление → ↑ заработная плата чиновников → ↓ производительность труда → ↓ количество услуг → ↑ заработная плата → ↑ D → ↑ Р → ↑ π

3. неординарная соц.политика (получение трансфертов теми, кто в них не нуждается)

4. чрезмерная стимулирующая политика центрального банка

стимулирующая политика → (покупка государственных ценных бумаг) → ↑ MS → MS > → ↑ π

Инфляция предложения – инфляция, вызванная снижением предложения в экономике.

Источники: 1. рост издержек

C↑ → ВВП↓ → AS < AD → ↑ P → MS↑ → ↑ π

2. монополизм в экономике

монополизм → ↓ ВВП → AS< AD → ↑ Р → ↑ MS → ↑ π

3. чрезмерные налоги

↑ T → ↓ ВВП → AS< AD → ↑ P → ↑ MS → ↑ π

сдерживающая денежно-кредитная политика – кредитная и фискальная политика, которую рано начали и вовремя не завершили → ↓ ВВП → AS< AD → ↑ P → ↑ MS → ↑ π

Особенности: 1) инфляция предложения может сама себя ограничить, если не сформирована инфляционная спираль (не появляется инфляция со стороны спроса);

2) инфляция предложения менее длительна.

Инфляционная спираль – состояние в экономике, при котором инфляция попеременно поддерживается факторами со стороны спроса и со стороны предложения, при этом действие каждого из факторов обуславливается действием предыдущего фактора.

Инфляционная спираль показывает: 1. Формирование инфляционных процессов через определенный временной лаг, длительность которого определяется временем формирования инфляционных ожиданий;

2. отличие инфляции спроса от инфляции предложения.

 

41. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционное регулирование рыночной экономики.

Последствия: - ограничивает экономический рост;

- люди, имеющие стабильный доход проигрывают;

- люди, которые брали в долг проигрывают;

- инфляция воздействует на безработицу.

Кривая Филипса - ↑ инфляции приводит к ↓ безработицы.

Антиинфляционная политика – политика, обуславливающая стабильность цен и оптимальный курс национальной валюты.

Принципы:

· Издержки проведения политики должны быть меньше издержек инфляционного процесса.

Инфляционная политика:

1) Активная – направленная на предотвращение инфляции.

Кейнсианский подход: подход по формированию эффективного спроса (рост потребительских расходов, чистый экспорт, рост инвестиций фирм….)

Неоклассический подход: - эффективная антимонопольная политика;

- снижение налогов;

- формирование эффективной предпринимательской среды.

2) Адаптивная – политика смягчения негативных последствий инфляции

1. Политика доходов (по замораживанию основных видов доходов – заработная плата, процент…)

2. Шоковая терапия – жесткое ограничение роста цен (уменьшение денежной массы в обороте). Она обуславливает резкое снижение цен, но государство должно одновременно проводить поддержку социально уязвимой части населения. Одновременно происходит снижение экономического роста.

3. Таргетирование инфляции – определенный ориентир по изменению курса рубля, денежных агрегатов, инфляции.

 

42. Кредитно-денежная политика центрального банка: цели, инструменты, виды.

Денежно-кредитная политика – это политика, представляющая собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства, является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Целевыми ориентирами монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (МБ) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)],

MS (агрегат М1) = m ден. * МБ

М (агрегат М1) = С + D

Величина [(сr + 1)/ (сr + rr)] представляет собой денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы, т.е. коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу.

На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов

2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)

3) операции на открытом рынке

Различают следующие виды монетарной политики:

А. 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет

целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег – политика дешевых денег.. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая монетарная политика – политика дорогих денег - использование центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Б. ДКП бывает мягкой (номинальный якорь – учетная ставка) и жесткой (номинальный якорь - МS - Денежная база, М1)

Типы монетарной политики: 1. таргетирование обменного курса 2. таргетирование денежных агрегатов, 3 Таргетирование инфляции, 4. ДКП без явного монтарного якоря.

 

43. Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианская и монетаристская подходы. Достоинства и недостатки денежно-кредитной политики

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма». Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).

Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, то -


центральный банк покупает государственные ценные бумаги à кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются à банки выдают больше кредитов à предложение денег мультипликативно увеличивается à ставка процента (цена кредита) падает à фирмы берут более дешевые кредиты à инвестиционные расходы растут à совокупный спрос увеличивается à объем производства мультипликативно растет (m * прирост Iавт).

 

Соответственно политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена следующей цепочкой событий:

Центральный банк продает государственные ценные бумаги à кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются à предложение денег мультипликативно сокращается à ставка процента (цена кредита) растет à спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает à инвестиционные расходы сокращаются à совокупный спрос уменьшается à объем производства падает.

И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.

К преимуществам монетарной политики можно отнести:

· Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а государственные ценные бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы.

· Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.

· Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, а рост автономных расходов (например, инвестиционных) в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно увеличивает величину совокупного выпуска.

Недостатки монетарной политики следующие:

· Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

· Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

1) Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может

обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность, так как население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

2) Существенное снижение ставки процента в результате роста

предложения денег может не привести к серьезному увеличению

инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки

процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис..2.(б))

1)

Рис..2. Возможные сбои в действии механизма денежной трансмиссии
а) Денежный рынок б) Рынок инвестиций в) Модель «AD-AS»

 

Y*
Y
P1
P2
P
AD(I2)
AD(I1)
LRAS
I (R)
R1
R2
R
I1
I2
I
R1
R2
R

Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки

процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате

падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к

увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии

полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что

соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рис..2.(в)).

Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

 

44. Денежно-кредитная политика в российской экономике в 2010-2013гг: основные проблемы и направления по совершенствованию

 

45. Фискальная политика: цели, инструменты, типы. Взаимосвязь кредитно-денежной и фискальной политики.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Рис. 1. Виды фискальной политики
а) Стимулирующая фискальная политика б) Сдерживающая фискальная политика

 

Y1
Y
Y*
P
P1
P2
AD2
AD1
SRAS
LRAS
LRAS
AD2
AD1
P
P1
P2
Y1
Y*
Y
SRAS

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Ведет к увеличению или возникновению бюджетного дефицита.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере-

греве экономики) (рис. 1(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Следствием проведения сдерживающей политики становится появление профицита бюджета.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных

(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) система участия в прибыли.

 

46. Механизм осуществления дискреционной и автоматической фискальной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики.

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику:

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы

видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения.

Эффект вытеснения: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или

трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

- проблемы идентификации экономической ситуации

- проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты

государственной политики в каждой данной экономической ситуации.

3. Дефицит бюджета

Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

 

47. Фискальная политика в российской экономике: основные проблемы и направления по совершенствованию в 2010-2013 гг.

 

48. Социальная ситуация в РФ. Социальная политика российского государства в 2010-2013 гг.

 

49. Социальная политика: цели, инструменты, модели

 

50. Формы мирохозяйственных связей.

51. Сущность и основные черты мирового хозяйства

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.094 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал