Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Организация штурманской службы.
После формулировки экзаменационных вопросов указана ссылка на источники, с указанием страниц, где раскрыты основные положения вопроса. Однако для более углубленной подготовки следует использовать методическую разработку «Перечень рекомендованной литературы». При указании на источники использованы следующие сокращения:
НАВ – «Навигация» Учебник для ВУЗов. -СПб.: Изд. «Лань», 2005-512с.
РОМС 1, 2, 3 – Песков Ю.А. “Руководство по организации мостика” для судов”: В 3т. Учебное пособие. - Новороссийск: НГМА, 2002.
(Примечание: цифра в сокращении указывает номер тома).
МА – Красавцев Б.И. «Мореходная астрономия»: Учебник для ВУЗов.- М.: Транспорт, 1986. - 255 с.
РШС-89 – “Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС-89).” - М.: В/О “Мортехинформ-реклама”, 1990 - 64 с.
МППСС-72 – Яскевич А.П., Зурабов Ю.Г. “Комментарии к МППСС-72”: справочник. - М.: Транспорт, 2004. - 479 с.
1.
|
Требования по укомплектованию судна и вахты на мостике.
|
|
РОМС 1, c. 45-51,
РШС-89, с. 4;
| 2.
| Общие задачи навигационного обеспечения.
|
| РОМС 1, c. 67-69;
РШС-89, с. 4-18;
НАВ с. 373-380;
| 3.
| Общие принципы “Планирования перехода”. Навигационные карты и пособия, их корректура.
|
| РОМС 1, c. 63-66; 68-73;
РШС-89, с. 5-9;
| 4.
| Ответственность и обязанности ВПКМ.
|
| РОМС 2, c. 6-8;
РШС-89, с. 19-20;
| 5.
| Смена вахты на ходу.
| | РОМС 2, с. 9-13;
РШС-89, с. 36-39;
|
6.
|
Ведение надлежащегонаблюдения.
| |
РОМС 2, с. 13-17;
МППСС-72, пр. 5, с. 72-84;
| 7.
| Радиолокационное наблюдение.
|
| РОМС 2, с. 17-21;
| 8.
| Безопасная скорость и принципы ее определения.
|
| МППСС-72, пр. 6, с. 84-111;
| 9.
| Вызов капитана на мостик.
|
| РОМС 2, с. 21-24;
|
10.
|
Обязанности ВПКМ при ограниченной видимости.
|
|
РОМС 2, с. 23-24;
РШС-89, с. 23; c. 34;
НАВ, c. 472-477;
МППСС-72, пр. 19, с. 289-310;
|
11.
|
Обязанности и действия ВПКМ в отношении рулевого устройства и системы управления курсом судна.
|
|
РОМС 2, с. 24-25;
РОМС 3, c. 14-16;
РШС-89, с. 40;
| 12.
| Знание СЭУ и порядка реверсирования.
|
| РОМС 2, c. 25-26;
РШС-89, с. 40;
| 13.
| Варианты ходовой вахты на мостике.
|
| РОМС 2, c. 33-36;
|
14.
|
“Минимальная” ходовая вахта на мостике.
|
|
РОМС 2, c. 36-42;
|
15.
|
“Стандартная” ходовая вахта на мостике.
|
|
РОМС 2, c. 42;
| 16.
| “Усиленная” ходовая вахта на мостике.
|
| РОМС 2, c. 42-43;
| 17.
| “Маневренная” ходовая вахта на мостике.
|
| РОМС 2, c. 43-44;
| 18.
| “Портовая” ходовая вахта на мостике.
|
| РОМС 2, c. 44-45;
| 19.
| Общие принципы организации “команды мостика”.
|
| РОМС 2, c. 53-56;
| 20.
| Расстановка судоводителей и распределение обязанностей.
|
| РОМС 2, c. 56-73;
| 21.
| Система самоконтроля и взаимного контроля.
|
| РОМС 2, c. 73-76;
| 22.
| “Дублирование функций” на мостике.
|
| РОМС 2, c. 76-78;
| 23.
| Дублирование методов навигационного контроля.
|
| РОМС 2, c. 78-81;
| 24.
| “Команда мостика” при лоцманской проводке.
|
| РОМС 2, c. 123-128;
РШС-89, c. 22-23; 31-32;
| 25.
| Действие ВПКМ при подходе судна к стесненным водам.
|
| РШС-89, c. 22; 30-31; 33-34;
РОМС 2, с. 107-108;
| 26.
| Действия ВПКМ при плавании в стесненных водах, СРД, зонах действия СУДС.
|
| РШС-89, c. 21-24; 30-32;
|
27.
|
Обязанности и действия ВПКМ при постановке судна на якорьи во время стоянки на якоре.
|
|
РШС-89, c. 32-33;
НАВ, с. 460-463;
РОМС 2, с. 27-29;
| 28.
| Организация вахты и действия ВПКМ при плавании во льдах.
|
| РШС-89, с. 27; 35-36;
НАВ, с. 477-487;
|
29.
|
Обязанности ВПКМ при стоянке судна у причала, смена вахты в порту.
|
|
РОМС 2, c. 29-31;
РШС-89, c. 28-29;
| 30.
| Обязанности и действия ВПКМ при подготовке к выходу судна в море.
|
| РОМС 2, с. 132;
РШС-89, с. 29-30;
|
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ НАВИГАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.
31.
| Системы координат, применяемые в морской навигации.
|
| НАВ, с. 13-18; 439-440;
| 32.
| Поправка компаса и методы ее определения.
|
| РШС-89, с. 53-54;
НАВ, с. 39-44; 171-172;
| 33.
| Скорость судна, поправка лага и методы их определения.
|
| НАВ, с. 46-58;
РШС-89, с. 54;
| 34.
| Элементы циркуляции судна и методы их определения.
|
| НАВ, с. 101-105;
РШС-89, с. 55-58;
| 35.
| Безопасная глубина, ее оценка и контроль.
|
| НАВ, c. 345-353;
|
36.
|
Оценка запаса глубины под килем
|
|
РОМС 1, c. 109-120;
РШС-89, с. 52;
|
37.
|
Геометрия движения судна при плавании под воздействием ветра и течения.
|
|
НАВ, с. 107-124;
| 38.
| Ширина полосы движения судна и методы ее оценки.
|
| НАВ, c. 353-359;
|
39.
|
“Безопасный порт” и ”безопасный фарватер”
|
|
НАВ, c. 357-359;
РОМС 1, c. 101-104;
РОМС 2, c. 85-97;
| 40.
| Общая система методов контроля за местоположением и движением судна.
|
| НАВ, c.359-364; 371-372;
РОМС 1, c. 84-88;
| 41.
| Расчеты для плавания по локсодромии, ПЛЗ и ОЛЗ.
|
| НАВ, c. 382-383;
|
42.
|
Расчет и предварительная прокладка ортодромии, ОГЗ и ПГЗ
|
|
НАВ, c. 383-388;
| 43.
| Предварительные расчеты и счисление координат при совместном учете дрейфа и течения.
|
| НАВ, c. 107-126;
| 44.
| Учет циркуляции, планирование и выполнение поворота судна, в т.ч. с учетом течения.
|
| НАВ, c. 105-106; 444-451;
РОМС 3, c. 22-23;
|
45.
|
Обсервации, их классификация и оценка точности.
|
|
НАВ, c. 144-156;
| 46.
| Корректируемое счисление, оценка точности текущих координат, анализ обсерваций.
|
| НАВ, c. 362-364;
РОМС 1, c. 84-87;
| 47.
| Требования к точности судовождения.
|
| РОМС 1, c. 101-105;
НАВ, с. 150-152; 376-379;
| 48.
| Выбор и планирование методов контроля за местоположением и движением судна.
|
| РОМС 1, c. 105-108;
НАВ, c. 374-376;
| 49.
| Решение задач по серии навигационных обсерваций.
|
| НАВ, c. 364-366;
| 50.
| Ведущая линия положения, ее выбор, примеры, оценка точности.
|
| НАВ, c. 338-339; 366-367;
РОМС 1, c. 88-89;
| 51.
| Ограждающая линия положения, ее выбор, примеры, оценка точности.
|
| НАВ, c. 339-340; 368-369;
РОМС 1, c. 90-91;
| 52.
| Контрольная линия положения, ее выбор, примеры, оценка точности.
|
| НАВ, c. 340-342; 369-371;
РОМС 1, c. 90-94;
| 53.
| Методы навигации при океанском и морском плавании. Навигационное обеспечение плавания в штормовых условиях.
|
| РШС-89 с. 24-27; 48-52;
НАВ, c. 389-396;
РОМС 1, c. 79-81; 141-143;
|
54.
|
Методы навигации при подходе к побережью.
|
|
НАВ, c. 397-410;
|
55.
|
Методы навигации при плавании в стесненных водах.
|
|
НАВ, c. 410-426; 451-460;
РОМС 1, c. 144-146;
МППСС-72, пр. 9 с. 167-190;
| 56.
| Методы навигации при плавании по установленным путям и СРД.
|
| НАВ, c. 426-437;
МППСС-72, пр.10, с. 190-217;
| 57.
| Методы навигации при плавании в районах регулирования движения судов.
|
| НАВ, c. 437-444;
| 58.
| Методы навигации при плавании по внутренним водным путям.
|
| НАВ, с. 463-471;
| 59.
| Методы навигации при плавании во льдах.
|
| НАВ, с. 477-487;
| 60.
| Визуальная дальность видимости огней и ориентиров. ОМС по визуальным пеленгам ориентиров, оценка точности.
|
| НАВ, с. 22-30; 157-167;
|
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ И АСТРОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СУДОВОЖДЕНИЯ.
| 61.
| Основные эксплуатационные характеристики РЛС. Дальность радиолокационного обнаружения и факторы, ее определяющие.
|
| НАВ, c. 306-327;
| 62.
| ОМС по радиолокационным дальностям, оценка точности.
|
| НАВ, с. 178-179; 329-331;
| 63.
| ОМС по РЛС комбинированными методами, оценка точности.
|
| НАВ, c. 190-191; 331-332;
| 64.
| Общая процедура и методы опознавания навигационных ориентиров.
|
| НАВ, c. 404-410;
| 65.
| “Параллельное индексирование” как метод непрерывного контроля.
|
| РОМС 1, с. 95-101;
| 66.
| Методы навигационного использования САРП.
|
| НАВ, c. 332-337;
|
67.
|
Виды индикации радиолокационного изображения.
|
|
НАВ, с. 301-306;
| 68.
| ТТД и ОМС по РНС “Декка”, “Лоран-С”.
|
| НАВ, c. 225-248;
| 69.
| ТТД и ОМС по СРНС на средневысоких орбитах.
|
| НАВ, c. 281-292;
| 70.
| Методы навигационного использования АПИ РНС/СРНС.
|
| НАВ, с. 279-281;
| 71.
| Методы навигационного использования “Электронных картографических систем”.
|
| НАВ, c. 292-300;
| 72.
| Звездные сутки. Звездное время. Основная формула времени. Средние сутки. Среднее время. Уравнение времени. Формулировки. Связь звездного и среднего времени.
|
| МА, с. 54-58;
| 73.
| Местное время. Гринвичское время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Судовое время. Соотношение между временами на различных меридианах. Линия смены дат.
|
| МА, с. 58-64;
| 74.
| Морской астрономический ежегодник (МАЕ). Основы элементарной теории МАЕ. Необходимость введения квазиразности для Солнца, планет, Луны при вычислении их часовых углов.
|
| МА, с. 66-71;
| 75.
| Судовой хронометр. Работа с хронометром и его эксплуатация. Поправка хронометра и суточный ход. Хронометрический журнал. Расчет поправки хронометра на момент наблюдений. Судовая служба времени.
|
| МА, с. 77-88;
|
76.
|
Звездный глобус. Его устройство. Нанесение на звездный глобус Солнца, Луны, планет. Установка звездного глобуса на момент наблюдений. Задачи, решаемые с помощью звездного глобуса.
|
|
МА, с.93-99;
| 77.
| Навигационный секстан. Принципиальное устройство навигационного секстана. Элементарная теория секстана. Поправка индекса, способы ее определения и уменьшения. Выверка секстана в судовых условиях.
|
| МА, с. 99-104; 109-113;
| 78.
| Исправление высот светил, измеренных секстаном. Элементарная теория исправления высот за астрономическую рефракцию, суточный параллакс, полудиаметр и наклонение видимого горизонта. Общие формулы исправления измеренных высот для звезд.
|
| МА, с.118-130;
|
79.
|
Определение поправки компаса методом моментов. Элементарная теория способа, практика выполнения. Метод высот определения поправки компаса. Элементарная теория способа. Частный случай использования для момента восхода /захода/ верхнего края Солнца. Последовательность расчетов. Достоинства и недостатки способов.
|
|
МА, с. 138-147;
|
80.
|
Определение поправки компаса методом высот и моментов. Определение поправки компаса по Полярной звезде. Теория способа, вывод рабочей формулы. Обоснование замены высоты Полярной звезды широтой места. Практика выполнения наблюдений и расчетов. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с.138-142; 148;
| 81.
| Высотная линия положения, ее уравнение. Свойства высотных ЛП. Аналитический способ ОМС – составление системы уравнений и их решение на ЭВМ. Графо-аналитический метод ОМС. Практика графического решения уравнений.
|
| МА, с. 156-166;
| 82.
| ОМС по одновременным наблюдениям двух светил. Планирование обсерваций с помощью звездного глобуса. Последовательность наблюдений и расчетов. Графическое приведение к одному зениту. Прокладка. Анализ обсерваций. Решение о переносе счисления в обсервованную точку. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с. 169-171; 182-186;
| 83.
| Определение места по трем светилам. Использование звездного глобуса для планирования наблюдений и для выяснения наименования наблюденных светил. Наблюдения и блок-схема вычислений. Варианты треугольников погрешности и нахождение в них вероятнейшего места. Анализ обсерваций и решение о переносе счисления в обсервованную точку. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с.171-179; 182-186;
| 84.
| Определение места по четырем светилам. Понятие об астрономической биссектрисе и ее надежности. Планирование наблюдений. Типовые фигуры погрешности и нахождение в них вероятнейшего места универсальным методом. Анализ обсервации. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с. 171-181;
| 85.
| ОМС по “разновременным” наблюдениям Солнца. Графическое обоснование решения задачи ОМС по Солнцу. Требования к ОМС по Солнцу. Ошибки ОМС. Возможность уменьшения ошибки обсервации. Планирование судового времени выхода на наблюдения первой ВЛП. Наблюдения и порядок вычислений. Анализ обсервации. Достоинства и недостатки ОМС по Солнцу.
|
| МА, с. 193-201;
| 86.
| Определение широты по меридианальной высоте светила. Вывод рабочей формулы, ее варианты. Расчет момента кульминации. Порядок наблюдения и расчетов. Наибольшая высота и причины ее появления. Определение широты по измеренной наибольшей высоте светила. Формула поправки к широте. Анализ формулы. Порядок наблюдений и расчетов. Достоинства и недостатки способов.
|
| МА, с. 221-224;
| 87.
| Определение широты по высоте Полярной звезды. Теория способа: вывод рабочей формулы. Анализ формулы. Порядок наблюдений и расчетов. Достоинства и недостатки способа. Прокладка ВЛП, полученной по звезде. Полярной совместно с другими ВЛП при ОМС по 2, 3 или 4 светилам.
|
| МА, с. 225-226;
|
88.
|
ОМС по “соответствующим” высотам Солнца. Часовой угол наибольшей высоты. Анализ формулы на знак и теория ОМС способом “соответствующих” высот. Планирование наблюдений. Порядок измерений и расчетов. Анализ обсерваций. Достоинства и недостатки способа.
|
|
МА, с. 226-229;
| 89.
| ОМС при высотах Солнца более 880. Полюс освещения, его координаты на земле. Идея графического метода ОМС по изолиниям. Теоретическое обоснование ОМС по “малым” зенитным расстояниям Солнца. Практика реализации. Неопределенность в выборе места и ее исключение. Порядок наблюдений и расчетов. Прокладка. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с. 229-234;
| 90.
| ОМС “ускоренными” способами. Способ “перемещенного” места. Обоснование способа. Достоинства и недостатки способа. ОМС по Солнцу с предвычислением второй ВЛП. Порядок расчетов. Особенности прокладки второй ВЛП. Анализ обсервации. Достоинства и недостатки способа.
|
| МА, с. 203-212
|
|