Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы народовластия в Российской Федерации
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Под представительной демократией понимается осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Представительные органы, должностные лица, избранные на основе прямых выборов представляющие Российское государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют на основе воли российского народа (народного суверенитета) и в пределах строго определённых полномочий, и являются внешней формой представительной демократии. Организационно-правовые основы деятельности органов, сформированных населением, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не должны нарушать их представительный характер. В связи с этим, в Постановление от 12 апреля 1995 г.[50] Конституционный Суд посчитал неправильным истолкование формул «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации» как обозначающих фактическое число избранных лиц. Суд отметил, что «цель установления в статье 95 Конституции Российской Федерации числа мандатов в Совете Федерации и Государственной Думе - обеспечение представительного характера высшего законодательного органа Российской Федерации. Отсюда следует, что принятие предложенной Государственной Думой интерпретации понятия «общее число депутатов» как числа только фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, может привести к тому, что Государственная Дума будет правомочна принимать федеральные законы и иные важные для страны акты по вопросам своего ведения, даже если фактически утратит свой представительный характер вследствие вакантности значительной части депутатских мандатов». Непосредственная (прямая) демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения. В современной науке отсутствуют четкие критерии, на основании которых ту или иную форму народовластия следует рассматривать как институт прямой демократии. Одни ученые относят к числу институтов прямой демократии выборы, общие собрания населения, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя[51]. Другие включают в систему прямой демократии выборы, референдумы, народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту жительства, опросы населения[52]. По нашему мнению, такие институты, как митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, деятельность политических партий можно рассматривать в качестве средств диалога и взаимодействия между властью и гражданами, целью которых является влияние воли народа на деятельность формируемого им органа. Эти и подобные им институты хотя и институционализируют непосредственное властное волеизъявление граждан, но это волеизъявление не подлежит рассмотрению в соответствующих органах или обязательному исполнению. Исходя из обозначенного выше подхода об общеобязательности исполнения принятых гражданами публично-властных решений к институтам прямой демократии можно отнести референдум, народную правотворческую инициативу, общие собрания, сходы граждан по месту жительства, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц.
|