Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы конституционного статуса личности
Принципы конституционного статуса личности представляют собой начала, устои данного правового института, образуют пределы, механизма правового регулирования. Будучи конституционно закрепленными, эти принципы являются незыблемыми и определяют объем законотворческой деятельности в сфере отношений, связанных с реализацией прав и свобод человека. Они являются критерием признания, соблюдения и гарантии прав человека. В соответствии с ними выявляются случаи ограничения и нарушения конституционных прав и свобод. К ним относятся: 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). 2. Признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права как основополагающих для всей системы прав и свобод. Это, например, принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.). 3. Учредительный характер основ конституционного статуса личности, которые обеспечивают исходные начала развития различных отраслей национального права. 4. Принцип неотъемлемости и неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежность каждому от рождения, их прямое и непосредственное действие. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод, закрепленный в ст. 17 Конституции Российской Федерации, означает, что они не могут быть произвольно, без достаточных законных оснований, ограничены (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принято считать, что абсолютно неотъемлемыми и неотчуждаемыми являются права и свободы, признаваемые личными. Права и свободы человека и гражданина не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать её со свободой других людей. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство закрепляет права личности не произвольно, а юридически оформляет права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только те права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - это не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый жизненный стандарт. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объём прав и свобод; он призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства[60]. 5. Принцип равноправия, под которым понимается, во-первых, равенство всех перед законом и судом, во-вторых, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в-третьих, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции Российской Федерации). 6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17 Конституции Российской Федерации провозглашается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. То, что положения второй главы Конституции могут быть пересмотрены лишь при соблюдении сложной юридической процедуры, предусматривающей пересмотр Конституции в целом, является средством обеспечения стабильности устанавливаемых прав, свобод и обязанностей. Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий (ст. 2, ч. 2 ст. 80 Конституции РФ)[61]. 7. Закрепление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с которым они пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Содержание конституционных принципов правового статуса личности определяет способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. Выделяются негативный и позитивный способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. При позитивном способе формулирования конституция или закон устанавливают, что гражданин обладает определенными правами. Например, ст..32 Конституции Российской Федерации говорит о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они также имеют равный доступ к государственной службе. Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права и свободы других субъектов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Негативный способ формулирования прав и свобод получил закрепление и в Билле о правах США. Создатели Конституции США подтвердили свою приверженность идее естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего на стремлении не допустить произвола государственной власти, установить её пределы по отношению к человеку[62]. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция Российской Федерации в ст. 56 предусматривает возможности ограничения прав и свобод человека в случае чрезвычайных ситуаций, вследствие которых вводятся особые правовые режимы: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом необходимо сознавать, что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специального инструмента ограничения прав и свобод граждан, а как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и государства. Ведь результатом отдельных ограничений некоторых прав и свобод, границы которых определены законом, выступает гарантирование наиболее важных прав и свобод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократического правового государства. Особые правовые режимы предусматривают ограничения прав и свобод граждан, когда такая мера (в определенных случаях) служит единственным способом предупреждения и нейтрализации негативных последствий реальных и возможных угроз[63]. Отсюда следует, что ограничения прав и свобод необходимо рассматривать как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, применяющиеся на основании закона и в соответствии с нормами международного права только в качестве исключительной меры, причем обязательно временного характера (на период действия особых правовых режимов). Еще в середине ХIХ в. австрийский ученый Л. Штейн указывал на «право государственной необходимости» вводить те или иные ограничения прав и свобод «вследствие какого-нибудь внезапного и преходящего основания» (войны, наводнения, пожары и т.д.). Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте понятие конституционно-правового статуса личности и охарактеризуйте его закрепление в российском законодательстве. 2. Назовите принципы конституционного статуса личности в Российской Федерации. 3. Раскройте содержание принципа неотъемлемости и неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. 4. В чем находит выражение учредительный характер основ конституционного статуса личности, которые обеспечивают 5. Охарактеризуйте негативный и позитивный способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей личности. 6. Чем характеризуется правовой режим положения иностранных граждан в России. 7. Какую роль играют в определении правового статуса человека в России нормы международного права?
|