Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовое регулирование статуса субъектов Российской Федерации






 

Россия, являясь федеративным государством, состоит из субъектов федерации, которые имеют конституционно-правовой статус. Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее признаки государства. С точки зрения разделения федерации на субъекты различают три принципа: территориальный, национально-территориальный, комплексно-территориальный. Подавляющее большинство федераций построено по территориальному принципу: без особого учета этнического фактора (Аргентина, Бразилия, Германия, Мексика, ОАЭ, США).

Национально-территориальный принцип построения федерации предполагает создание субъектов федерации на территориях, где компактно проживает та или иная этническая группа. Этот принцип был положен в основу Советской Федеративной республики Югославии, Чехословакии, используется в Бельгии, Канаде, Швейцарии, Индии. В настоящее время предпочтение (как в теории, так и на практике) чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. В этом случает при создании федерации учитывается и национальный фактор и наряду с ним все иные: исторический, географический, экономический и др. (Пакистан, Малайзия).

Субъекты федерации соответствуют определенным требованиям: они не должны обладать суверенитетом, не имеют право на отделение (сецессию). Граждане субъекта федерации имеют равные основные права и несут равные обязанности на всей территории федерации. Субъекты федерации не могут быть субъектами международного публичного права. Все вопросы внешнеполитической деятельности в конституциях федеративных государств (за исключением формального права кантонов Швейцарского Союза иметь официальные сношения согласно ст. 9 и 10 своей Конституции с иностранными правительствами), относятся к исключительной компетенции федеральных органов. Законы субъектов не должны противоречить законодательству федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется прежде Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, федеральным законодательством и законами субъектов Федерации. Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяет Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[138].

Конституция Российской Федерации в сфере регулирования правового статус субъектов Российской Федерации провозгласила принцип равноправия все субъектов Федерации (ст. 5), закрепила равный объем их прав по предметам совместного ведения (ст. 72, 76), одинаковые возможности регионального правотворчества (ст. 76) и организации региональной государственной власти (ст. 11, 77).

При этом принцип равноправия не следует смешивать с равенством. Наличие исторических, экономических, географических и других различий не позволяет утверждать о фактическом равенстве всех субъектов федерации. Конституция закрепляет равноправие, а это означает, что российские регионы обладают конституционно-правовым статусом субъекта Федерации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал