Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательная кампания: понятие и её основные участники






 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под избирательной кампанией кандидата (избирательного объединения) понимается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами. Среди её субъектов можно выделить основных, без участия которых не обходится ни одна избирательная кампания. К ним относятся избиратели, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, избирательные объединения, избирательные комиссии.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем признается каждый гражданин Российской Федерации (в предусмотренных законом случаях – иностранный гражданин) обладающий активным избирательным правом, то есть достигший 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратели обладают рядом полномочий, связанных с регистрацией избирателей и составлением их списков. Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания, а в случаях, предусмотренных законом, - и временного пребывания на территории этого участка. Избиратели имеют право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, а также имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Избиратели имеют право выдвижения кандидата, которое проводится путем самовыдвижения, могут участвовать в деятельности избирательных комиссий в качестве наблюдателей, членов избирательных комиссий, доверенных лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускается проведение агитации за или против кандидата (кандидатов, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, представителями избирательных объединений, методами, не требующими финансовых затрат, осуществляющих помимо избирательного фонда[174]. Избиратели имеют право участвовать в формировании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений посредством добровольных пожертвований. Они вправе требовать оповещения их о времени голосования через средства массовой информации или иным способом. В предусмотренных законах случаях имеют право на досрочное голосование, голосование по открепительному удостоверению, голосование вне помещения для голосования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления (Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования) являются наиболее значимыми субъектами избирательного права. Органы государственной органы власти и органы местного самоуправления принимают участие в назначении выборов, формировании избирательных комиссий, образовании избирательных округов, обязаны оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям при регистрации избирателей и уточнении сведений о них.

Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия с государственным или муниципальным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий.

Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политической партии, в том числе и в ходе избирательной кампании основывается на, закрепленных в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О политических партиях» принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Добровольность применительно к деятельности политических партий связана прежде всего с правом граждан добровольно объединяться во вновь создаваемые политические партии и вступать в существующие партии, а также выходить из них. Вмести с тем добровольность выражается в том, что все мероприятия организуются и проводятся политической партией по своей воле.

Равноправие как принцип деятельности политической партии имеет внутренне и внешнее проявления. Во внутренне партийном плане принцип равноправия вытекает из самого права на объединение в политическую партию, означает равные права и обязанности членов партии на пребывание в ней, участие в партийных мероприятиях, выполнение внутрипартийных функций и занятие тех или иных постов. Во внешнем проявлении принцип равноправия предполагает, что у партий одинаковые общественно-политические возможности в части влияния на государственные дела, жизнь общества.

Самоуправление как принцип деятельности означает, что в партии все вопросы организации, структуры, планирования и проведения мероприятий решаются только членами данной организации. Законность как принцип деятельности политической партии понимается как обязанность партии в целом, а также отдельных членов и органов партии соблюдать закон. Гласность в деятельности политических партий означает, что эта деятельность носит открытый характер. Создание партии, её уставные документы, решения партийных органов становятся достоянием средств массовой информации[175].

Финансирование политической партии осуществляется за счет вступительных и членских взносов, пожертвований, поступлений от гражданско-правовых сделок, средств государственного бюджета.

Избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях».

Избирательные объединения обладают рядом прав. К ним относятся право на выдвижение кандидатов, в предусмотренных законом случаях - списки кандидатов, образование избирательных фондов, участие в формировании избирательных комиссий, иметь своих представителей в избирательных комиссиях, вести предвыборную агитацию. Наличие прав порождает обязанности, предусмотренные избирательным законодательством: создание избирательных фондов при выдвижении списка кандидатов, соблюдение законов при проведении предвыборной агитации, предоставление отчетов о формировании избирательных фондов и затратах, произведенных из них.

Общественные объединения принимают участие в формировании избирательных комиссий, проведении предвыборной агитации в допустимых законом формах и законными методами. Также общественные объединения обладают право обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Как уже отмечалось выше, если при проведении федеральных или региональных выборов избирательным объединением является политическая партия, то при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

В соответствии с законодательством общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм, к которым относится и упомянутые выше политические партии:

а) общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

б) общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

в) общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах;

г) общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

д) орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членства в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией кандидатом на выборную должность.

Избиратель обладает правом самостоятельного выдвижения своей кандидатуры, а также может дать согласие на выдвижение в списке кандидатов от политической партии. Выдвинутый кандидат обязан предоставить в соответствующую избирательную комиссию предусмотренный законодательством объем сведений биографического характера, сведений о размере и источниках дохода, об имуществе, принадлежащим ему на праве собственности.

Кандидаты с момента уведомления соответствующей избирательную комиссию имеют право назначать доверенных лиц, осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры. Также кандидат обязан открыть счет в банке с целью образования избирательного фонда для сбора пожертвований на проведение своей избирательной кампании. Кандидат и его представители обладают правом участвовать в проверке подписей избирателей в его поддержку, представленных в избирательную комиссию, знакомиться с материалами проверки и получать копии соответствующих документов.

Зарегистрированный кандидат – это лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, которые возникают в момент их регистрации соответствующей избирательной комиссией.

Избирательными комиссиями являются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение федеральных, региональных и муниципальных выборов. В российском законодательстве закрепляются следующие функции избирательных комиссий:

1) осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов;

2) обеспечивают реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

3) осуществляют меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»;

4) осуществляют меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяют выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролируют целевое использование указанных средств;

5) оказывают правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

6) осуществляют международное сотрудничество в области избирательных систем и др.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно.

Избирательные комиссии образуют строгую иерархическую систему, адаптированную к выборам различного уровня, в которую входят:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- окружные избирательные комиссии, формируемые в случаях предусмотренных избирательным законодательством при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

- муниципальные избирательные комиссии, формируемые в пределах муниципального образования;

территориальные избирательные комиссии, формируемые в пределах территориальной единицы;

- участковые избирательные комиссии.

Система характеризуется соподчиненностью и распределением полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Центральная избирательная комиссия является вышестоящей комиссией для всех других только при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Система взаимоотношений и полномочий избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъекта Федерации и органы местного самоуправления устанавливается региональным законодательством. Следовательно, при проведении выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой регламентируется соответствующими федеральными законами либо законодательством субъектов. Так, при проведении выборов Президента Российской Федерации не образуются окружные избирательные комиссии.

Правовые основы статуса и порядка формирования избирательных комиссий содержатся в четвертой главе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и находят развитие в законах субъектов Российской Федерации.

Особое место в системе избирательных комиссий Российской Федерации занимают Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Они в соответствии с п. 11 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются государственными органами. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами. В пределах своей компетенции она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является юридическим лицом, действует на постоянной основе и формируется на пять лет.

Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов: пять членов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, пять членов - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, пять - Президентом Российской Федерации. Назначение членов комиссии палатами Федерального Собрания регулируется Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Законодатель предъявляет к кандидатам в члены Центральной избирательной комиссии требование иметь высшее профессиональное образование. Из своего состава тайным голосованием члены избирательной комиссии избирают Председателя избирательной комиссии, его заместителя, секретаря Центральной избирательной комиссии. Центризбирком рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, как и Центральная избирательная комиссия, действуют на постоянной основе и являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет пять лет. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с положениями закона субъекта Российской Федерации, предусмотренного п. 17 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым в случае, если установленный законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный процент голосов избирателей превышает 5 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов, а также предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве шести – двенадцати членов с правом решающего голоса. Ее формирование осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Формирование избирательной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с положениями закона субъекта Российской Федерации, предусмотренными п. 17 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Они действуют на постоянной основе и срок их полномочий составляет пять лет. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти-четырнадцати членов с правом решающего голоса.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Формирование избирательной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Участковые избирательные комиссии формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей по общему правилу на пять лет. В исключительных случаях участковая комиссия может быть сформирована не позднее чем за три дня до дня голосования. В этом случае срок полномочий участковой избирательной комиссии устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Формирование названной избирательной комиссии осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя ― 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя ― 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей ― 7-16 членов участковой комиссии. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах и референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривается возможность возложения полномочий одной избирательной комиссии на другую. Так, в соответствии с п. 4 ст. 24Закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Аналогичная процедура в отношении передачи полномочий территориальной избирательной комиссии избирательной комиссии муниципального образования предусмотрена п. 4 ст. 26 Закона. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

При формировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и нижестоящих избирательных комиссий законодательные, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории России.

Членов избирательных комиссий можно разделить на две группы: члены избирательных комиссий с правом решающего голоса и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Близкими родственниками кандидата являются дети, родители, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Он освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии российского гражданства; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности.

Избирательное законодательство установило гарантии деятельности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. На период проведения выборов их нельзя привлекать без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергать мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, увольнять с работы, либо без его согласия переводить на другую работу по инициативе работодателя.

Правом назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладают кандидат - после его регистрации, избирательные объединения после регистрации выдвинутого им списка кандидатов. Член избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса имеют право: выступать на заседаниях комиссии, вносить свои предложения по вопросам входящим в компетенцию соответствующей комиссии, знакомиться с любыми материалами, документами, обжаловать действия (бездействия) избирательной комиссии. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не может выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировки избирательных бюллетеней и подсчете голосов, составлять протокол об итогах голосования, участвовать в голосовании на заседаниях комиссии и подписывать решение избирательной комиссии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал