Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства о выборах






Процедура защиты избирательных прав граждан связана с возникновением избирательных споров, которые в зависимости от объекта спора можно разделить на: 1. споры, связанные с нарушениями в ходе подготовительно-организационных действий к проведению выборов; 2. споры, связанные с реализацией пассивного избирательного права кандидатами (в том числе и в составе списка кандидатов); 3. споры, связанные с процедурой голосования и подведением итогов выборов; 4. споры, связанные с поствыборными событиями (например, связанные с признанием выборов недействительными)[177].

В соответствии с действующим российским избирательным законодательством выделяются судебный и административный порядки рассмотрения избирательных споров. Административный порядок предполагает рассмотрение избирательных споров соответствующими избирательными комиссиями. Так, например действие (бездействие) избирательной комиссии можно обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию.

Судебный порядок предусматривает рассмотрение избирательных споров судами в соответствии с подсудностью, которая устанавливается главой 3 ГПК РФ. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.

Смешанный порядок (предусматривает участие избирательных комиссий и судей) предусмотрен в отношении избирательных споров, которые предполагают применение мер административной ответственности[178]. В процессе рассмотрения споров принимают участие члены избирательных комиссий, правоохранительные органы, которые составляют протоколы об административных правонарушениях. После этого протоколы направляются в суд. Общественное значение рассмотрения дел, связанных с проведением выборов, подтверждается предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях возможностью проведения по ним административного расследования. Этим самым, законодатель приравнивается общественную опасность правонарушений в сфере избирательного права к правонарушениям правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и других, по в ходе рассмотрения которых также может проводиться административное расследование.

В соответствии со статьёй 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении избирательного законодательства, по общему правилу, рассматриваются по месту их совершения. Исключения составляют дела, по которым было проведено административное расследование. Они рассматриваются судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Большинство дел, связанных с разрешением избирательных споров рассматриваются мировым судьёй. Исключения составляют дела, по которым было проведено административное расследование. В соответствии с пунктом 3. статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти дела рассматриваются судьями районных судов.

Юридическая ответственность, возлагаемая на участника избирательной капании в случае его виновности, является публично-правовым средством обеспечения правопорядка при реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов. Юридическая ответственность является правовой гарантией проведения подлинно свободных демократических выборов. В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности. Во-первых, это ответственность по избирательному законодательству, которая является разновидностью конституционной ответственности. Данный вид ответственности в отличие от других допускает ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов избирательного права (другие виды ответственности носят персональный характер). Во-вторых, административная ответственность. В - третьих, уголовная ответственность.

Конституционно-правовая ответственность за нарушения законодательства о выборах заключается в применении к нарушителям избирательного законодательства конституционно-правовых санкций. В зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций выделяются следующие разновидности конституционно - правовой ответственности: конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий; конституционно-правовая ответственность кандидатов, избирательных объединений и иных участников избирательного процесса.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий и членов избирательных комиссий. К избирательной комиссии может быть применена такая мера конституционно-правовой ответственности как её расформирование. Данный вид правовой ответственности регулируется статьёй 31 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она наступает при совершении членами избирательных комиссий закрепленных в законе избирательных правонарушений. В соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия может быть расформирована судом, в случаях:

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов;

б) неисполнения избирательной комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых по результатам рассмотрения жалоб;

в) невыполнения избирательной комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, установленными п. 2 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 19 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Санкцией по данному виду ответственности может являться отмена решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. Если нарушения были допущены кандидатами, включенными в списки избирательных объединений, соответствующая избирательная комиссия может отменить регистрацию списка.

Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права. Регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по их заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам)[179], превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти или 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) по следующим основаниям:

а) вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации;

б) использование кандидатом, избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократное использование кандидатами, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения;

г) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей;

д) несоблюдение кандидатом, избирательным объединением ограничений по злоупотреблению свободой массовой информации;

е) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).

Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности. В настоящее время, основным источником, регламентирующим этот вид правовой ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Значимость защиты избирательных прав подтверждается тем, что в Кодексе составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, содержатся в 25 статьях, с которых начинается Особенная часть и первая из её глав «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Значительное внимание уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Основанием административной ответственности служит совершение административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, закреплены в главе 5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1), неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3), нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (ст. 5.4), нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6), отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7), нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8), нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9), проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10), проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11), изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12), непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (ст. 5.15), подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16), непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17), незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18), использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.19), незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20), несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21), незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 5.22), сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (ст. 5.23), нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой " Повторный" или " Повторный подсчет голосов" (ст.. 5.24), непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25). За нарушение избирательного законодательства в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается санкции имущественного характера – административные штрафы.

В настоящее время уголовная ответственность рассматривается как крайняя мера борьбы с правонарушениями в сфере избирательного права, рассчитанная на наиболее вредоносное посягательство на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав. В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится четыре статьи, касающиеся преступлений в сфере избирательных правоотношений: статья 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), статья 141.1 (Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), статья 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов) и статья 142.1(Фальсификация итогов голосования).

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Ответьте на вопрос: что такое объективное и субъективное избирательное право? Раскройте содержание понятий «активное избирательное право» и «пассивное избирательное право».

2. Сформулируйте понятие принципов избирательного права и раскройте их систему.

3. Назовите основные принципы избирательного права и дайте их классификацию.

4. Назовите принципы, обеспечивающие избирателям возможность контроля за соблюдением законности проведения выборов.

5. Сформулируйте понятие «избирательная система», дайте классификацию избирательных систем.

6. Назовите черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Какая из них предпочтительней для России.

7. Какие избирательные системы применяются при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации. Назовите причины их закрепления в российском законодательстве?

8. Ответьте на вопрос: что представляет собой избирательный процесс, назовите стадии избирательного процесса? Почему, по Вашему мнению понятие избирательного процесса не находит закрепление в российском законодательстве? Выделите основные и факультативные стадии избирательного процесса.

9. Ответьте на вопрос: что представляет собой информирование избирателей. Назовите условия его проведения.

Что такое финансирование выборов? Назовите виды финансирования выборов.

10. Охарактеризуйте порядок финансовой отчетности кандидатов.

11. Почему образование избирательного фонда является гарантией равного статуса кандидатов?


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал