Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президента Российской Федерации






Конституция Российской Федерации предусматривает следующие случаи досрочного прекращения полномочий главы государства: 1) его отставка; 2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешение от должности.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации выборы нового главы государства должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, который не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Эти ограничения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации[190], касаются всех случаев, когда Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации: как в случае досрочного прекращения полномочий Президента, так временной их передачи Председателю Правительства.

Примером временного приостановления Президентом своих полномочий является издание Указа от 19 сентября 1996 г. № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»[191]. Причиной издания этого акта являлась предстоящая осенью 1996 г. Президенту Российской Федерации хирургическая операция. Согласно Указу, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти глава государства временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации осуществлялось Председателем Правительства Российской Федерации в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Председатель Правительства Российской Федерации приступал к временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации с момента, определяемого Указом.

По окончанию операции Президент Российской Федерации подписал Указ от 6 ноября 1996 г. N 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации»[192]. Председатель Правительства исполнял полномочия Президента с 7.00 5 ноября до 6.00 6 ноября 1996 г.

Отставка Президента Российской Федерации – это добровольное сложение им своих полномочий по собственному заявлению. Причины подобного заявления могут быть самые различные: от личных до политико-правовых. Практика реализации этого института впервые юридически была оформлена Президентом России Б.Н. Ельциным 31 декабря 1999 г. Президент обращаясь к гражданам России, сообщил им о своей отставке и подписал указ «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации». В соответствии с ним полномочия глав государства были прекращены 31 декабря 1999 г. и исполнение его уполномочий временно возложены на председателя Правительства Российской Федерации.

В российском законодательстве не определяется процедура прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Существует лишь правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации[193], согласно которой применение этого основания требует наличия особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия. Волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности является высшей формой конституционной ответственности. Регулирование порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации вследствие применения процедуры отрешение от должности, ограничивается ст. 93 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Наличие в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления подтверждается заключением Верховного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Попытка выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации была предпринята в июне 1998 г. В адрес главы государства были выдвинуты пять обвинений.

1. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в разрушении Советского Союза и ослаблении Российской Федерации путём подготовки, заключения и реализации Беловежских соглашений.

2. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении им в сентябре 1993 г. государственного переворота.

3. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской Республики.

4. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении действий, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

5. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении действий, приведших к геноциду российского народа.

По окончанию почти годичной работы Комиссии по выдвижению обвинения 13 мая 1999 г. данный вопрос был рассмотрен палатой. Все пункты обвинения были отклонены (см. таблицу № 1.).

 

Таблица № 1. Политический состав итогов голосования за обвинения

 

Депутатские фракции и депутатские группы   Развал СССР События 1993 г. Война в Чечне Развал вооружённых сил РФ Геноцид русского народа
  + - + - + - + - + -
КПРФ                    
ЛДПР                    
Наш Дом Россия                    
Яблоко                    
Аграрная группа                    
Народовластие                    
Российские регионы                    
Независимые                    
Итого:                    

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал