Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание является законодательным и представительным органом государственной власти Российской Федерации. К компетенции Федерального Собрания как законодательного органа относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. В качестве представительного органа оно представляет интересы многонационального российского народа. Законодательная власть в общей структуре государственной власти обладает рядом особенностей. Во-первых, осуществляющий её орган обычно называется парламентом, полностью или одна из палат которого, формируется на основе всеобщих выборов и выступает органом народного представительства. Во-вторых, орган, представляющий законодательную власть – парламент, наделён исключительным правом издавать нормативно-правовые акты, которые называются законами. Идея народного представительства была выдвинута и разработана Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Б.Н. Чичериным и другими отечественными и зарубежными мыслителями прошлого. Они противопоставляли народное представительство абсолютизму и рассматривали его как единственно верную форму государственного устройства. Посредством парламента, сформированного за счёт народных представителей, должны приниматься законы, призванные ограничивать права монарха и охранять права и свободы человека. Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент - является постоянно действующим органом и состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. В настоящее время в мировой практике прослеживается тенденция стремления к двухпалатной структуре парламента (бикамерализм). В федеративных государствах парламенты почти всегда состоят из двух палат: одна обычно представляет интересы населения страны в целом, а другая - формируется как представительство субъектов. Положительной чертой двухпалатной структуры парламента является рациональное разделение его полномочий между палатами и построение между ними системы сдержек: одна палата противостоит негативному радикализму другой. Знаменитый французский юрист Л. Дюги в начале ХХ в. отмечал, что «лучший способ, найденный до сих пор, чтобы избежать, по мере возможности, парламентской тирании, состоит в создании двух собраний, совместная работа которых необходима для вотирования законов и бюджета и которые, таким образом, ограничивают друг друга»[212]. Можно выделить следующие цели двухпалатной структуры Федерального Собрания. Во-первых, она отражает федеративное устройство России: члены Совета Федерации, как правило, представляет интересы субъектов Федерации, Государственная Дума - интересы населения страны в целом. Во-вторых, делает возможным разделить полномочия парламента между его палатами. Например, Государственная Дума назначает Председателя Счётной палаты и шесть её аудиторов, Совет Федерации - заместителя Председателя Счётной палаты и остальных шесть аудиторов. В третьих, позволяет одной палате парламента сдерживать другую от принятия недостаточно продуманных и подготовленных решений, препятствует радикализму. Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти и представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная Дума избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и состоит из 450 депутатов. Конституционный Суд Российской Федерации, давая разъяснение понятия «общее число депутатов Государственной Думы», обратил внимание, что Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты Российской Федерации. В связи с этим понятие «общее число депутатов» можно рассматривать только как конституционно-закрепленное количество депутатов (450), а не фактически избранных в Государственную Думу депутатов[213]. Указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в тексте ст. 107 и 135 Конституции Российской Федерации, должно пониматься только как единый для обеих палат принцип определения результатов голосования. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы, правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции Российской Федерации каждая из палат принимает свой регламент, который принимается большинством голосов, и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Если законы являются юридическим выражением законодательной деятельности палат Федерального Собрания, то их постановления представляют собой юридическое выражение работы палат по организации условий для нормативного осуществления законодательной и иной деятельности палат, средством самоорганизации и нормальной работы палат Федерального Собрания. Действующий Регламент Совета Федерации был утвержден Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Государственной Думы - Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации принимают большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации[214], постановления по вопросам своей компетенции. Если законы являются юридическим результатом законодательной деятельности палат Федерального Собрания, то их постановления представляют собой юридическое выражение работы палат по организации условий для осуществления законодательной и иной деятельности. Постановления могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер. Возможность издания палатами Федерального Собрания нормативных актов подтверждает п. 2 ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, который устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Совета Федерации и Государственной Думы. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Они публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
|