Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебная система Российской Федерации
Конституция Российской Федерации не определяет все структурные элементы судебной системы, а ограничивается её основами. Она закрепляет, что судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерацией и федеральным конституционным законом, и предусматривает существование высших судов Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд) и иных федеральных судов. Конституционные положения получают развитие в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[246]. В соответствии с ним в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Судебная система включает в себя совокупностью всех судов Российской Федерации, взаимосвязанных между собой, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Перечень судов закрепленных Конституцией Российской Федерацией не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»[247] перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов не является закрытым, поскольку Основной закон допускают рассмотрение ими и иных, не названных в этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возможностью введения (на основании ст. 128 Конституции Российской Федерации) новых судебных процедур, не нашедших закрепления в действующей Конституции Российской Федерации. Непосредственную связь с понятием «судебная власть» имеет понятие «правосудие». Именно посредством осуществления правосудия происходит реализация функций судебной власти. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением правовых норм. Правосудие отличается рядом характерных признаков, заключающихся в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленном законе процессуальном порядке. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», то есть выступает по отношению к ним высшей судебной инстанцией. Надзорная деятельность Верховного Суда заключается в проверке законности и обоснованности судебных решений нижестоящих судов и даче руководящих разъяснений по единообразному применению действующего законодательства. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не являются нижестоящими судами по отношению к Конституционному суду Российской Федерации, но в своей деятельности руководствуются не только конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, но и Конституцией РФ, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»[248] мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»[249]. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных федеральным законодательством, не допускается. В соответствии со ст. 26 Федерального конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривается возможность создания специализированных федеральных судов. В настоящее время активно обсуждается целесообразность и возможность создания специализированных административных судов, ювенальных судов, миграционных удов, судов по трудовым сворам. С 2013 г. функционирует Суд по интеллектуальным правам. Российским законодательством предусматривается создание военных судов. Согласно Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[250] они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судебного сообщества в Российской Федерации»[251].
|