Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент






 

Данный жанр «проявился» в отечественной журналистике в качестве самостоятельного в начале 90-х гг. Однако по сути своей материалы, подобные тем, которые сейчас часто можно встретить под рубрикой «эксперимент» (это понятие, как известно, обозна­чает один из методов исследования действительности), публико­вались на страницах прессы на протяжении десятилетий. Только выходили они в свет под другими «именами» — то ли очерка, то ли корреспонденции, то ли фельетона и пр. (Вспомним, напри­мер, публикации «Меченые атомы» и др., подготовленные О. Ру­биновым на основе экспериментов и опубликованные в «Литера­турной газете» в 1984 г.)

Почему так происходило? Как уже говорилось во введении, смысл отнесения того или иного произведения к определенному жанру (часто самими авторами не замечаемый), таится в том, что­бы указать на отличительную черту публикации определенного рода и показать неповторимость, особенность их «семейства». Особен­ность эта может связываться (и традиционно связывается) с раз­ными характеристиками текстов — то с предметом отображения, то с методом сбора материала, то с методами его осмысления, истолкования, то с разделением его на «то, что есть факты» и на «то, что есть мнения о фактах» и т.п. и т.д.

Наблюдаемое в последние годы выделение в качестве само­стоятельной группы (семьи) публикаций, базирующихся на про­веденных их авторами экспериментах, очевидно, вызвано стрем­лением журналистов подчеркнуть именно то обстоятельство, что при сборе информации, использованной затем в публикациях, ими был применен именно данный, а не какой-то иной метод. Не в малой мере это стремление — ответ на актуальные информацион­ные ожидания части современной аудитории СМИ, ориентиро­ванной на получение «живой», сенсационной информации.

Почему указание автора на то, что при подготовке публикации был использован метод эксперимента, способно привлечь внима­ние аудитории?

Прежде всего по следующей причине. Если взять, скажем, ре­портаж, корреспонденцию, отчет, рецензию и прочие жанры, то можно утверждать, что они основываются на информации, полу­ченной такими методами, которые позволяют журналисту пребы­вать в относительно пассивной, отстраненной позиции внешнего наблюдателя по отношению к предмету своего интереса, позволя­ют изучать его со стороны, не вмешиваясь в происходящее.

Такого рода пассивность журналиста обычно не очень способ­ствует появлению в газете или журнале интересного материала. Кроме того, предметом отстраненных наблюдений чаще всего ста­новятся обыденные ситуации, которых в жизни всегда больше, чем необычных. Это тоже не помогает подготовке захватывающих внимание аудитории публикаций.

Имея определенное представление (из опыта общения со СМИ) о том, что публикации, отображающие обыденные ситуации и основанные на «невключенном» наблюдении их автором, обычно представляют собой произведения «среднего уровня», аудитория часто относится к ним достаточно индифферентно.

Эксперимент же часто несет в себе определенную интригу. Она возникает потому, что не все участники эксперимента знают, что они в ней участвуют.

 

Так, корреспондент «МК», решивший проверить работу одного московского морга, притворился умершим. И в результате чуть не попал под нож ничего не подозревавшего врача, препарировавшего трупы (МК, 1987). Описание подобных неожиданностей как раз и привлекает внимание читателей к рубрике «экспери­мент» (хотя, разумеется, психологическую установку аудитории на поиск интри­гующей информации журналисты охотно эксплуатируют и в публикациях иных жанров, созданных на основе данных, полученных иными методами).

 

Поэтому журналисты, стремящиеся быть замеченными публи­кой, часто не намерены ждать, когда сложится какая-то желанная нетривиальная ситуация или произойдет интересное событие, когда Действительность сама «повернется» к автору какой-то «сенсаци­онной» своей стороной и то, что называют сущностью явления, события, «засверкает» всеми своими гранями (в таком случае его только и остается описать, скажем, в жанре очерка, корреспон­денции, комментария и пр.).

Потребность уйти от неопределенно долгого ожидания стано­вится особенно насущной в том случае, когда в обществе (или, скажем, у какого-то издания, какого-то журналиста) существует неясность в важном вопросе, вызывающем острый интерес ауди­тории и имеющем определенное значение для нее. Часто именно эксперимент и помогает устранить такую неясность. Как правило, эксперимент применяют для того, чтобы проверить наличие ка­ких-то предполагаемых, но скрытых взаимосвязей явлений, про­демонстрировать отношения, существующие между людьми, и т.д. Иначе говоря, автор эксперимента может ставить перед собой ис­следовательские задачи: выявить причинно-следственные отноше­ния, объяснить какие-то типичные явления, оценить актуальную ситуацию и т.п. (а это есть задачи, присущие аналитической жур­налистике). Эксперимент — один из важнейших путей установле­ния истины в ряде случаев.

Что такое эксперимент? В повести Андрея Платонова «Город Градов» есть сцена спора двух обывателей по поводу того, что пред­ставляет собой кусок почвы, который один из них держал в руках: «Это песок, — утверждает один из спорщиков и в подтверждение добавляет:

— Дунь и он рассыплется».

— Нет, это глина, — возражает другой, — плюнь — и она склеится».

Эксперименты, проводимые журналистами, по своему харак­теру могут быть самыми разными. Журналистский эксперимент в отличие, скажем, от криминалистического (следственного) не имеет дела с раскрытием уже совершенного действия (например, преступления). Журналистский эксперимент может проводиться по любому поводу. Например, с целью выяснить, как ходят в городе трамваи, как обслуживают покупателей в магазине, как сдают всту­пительные экзамены в вуз и пр.

Эксперимент не возможен без активного вмешательства в ход дел, интересующих журналиста, что предполагает переход от пас­сивного ожидания, от наблюдения какого-либо феномена, от «раз­глядывания» его (того же куска почвы) к определенному воздей­ствию на предмет, интересу («плеванию», «дуновению» и т.п.), т.е. к тому, что на языке журналистики собственно и называется экспериментом («организацией события»).

Эксперименты бывают разными по степени своей сложности. Порой журналист ограничивается самой простой задачей и соот­ветственно применяет элементарную форму эксперимента.

 

Такой вариант использован Н. Седякиной, М. Трубилиной, В. Семеновым, подготовившими публикации: «Как я торговала косметикой», «Как я собирала подписи за кандидата в Думу», «Как я был человеком-сэндвичем» (Комсомольс­кая правда. 1999. 22 октября). Все три автора решали самую простую задачу — запоминали и описывали все, что они наблюдали, пока выполняли какую-то роль.

 

Однако когда журналист ставит перед собой более сложную задачу, то провести соответствующую ей экспериментальную про­верку исходного предположения на нужном уровне порой бывает достаточно трудно. Многое зависит от первого шага журналиста, т.е. от организация эксперимента. По мере возможности в этом от­ношении надо ориентироваться на то, как организуют экспери­менты в науке. По крайней мере, в основе эксперимента должна лежать хорошо обоснованная схема его проведения, соответству­ющая той задаче, которую ставит перед собой журналист. К со­жалению, не все журналисты «просчитывают» то, как осуществле­ние принятого плана «сработает» на поставленную задачу.

 

Из публикации «Забег до первой дырки» (АиФ. № 44.1998)
К рубрике «Эксперимент на себе» постоянные читате­ли полосы «Для пользы дела» уже привыкли. Но в отличие от предыдущих у этого есть существенное отличие. Он коллективный. Пять женщин решили ответить на вопрос: «Почему так быстро рвутся колготки?» Всем понятно, что любая вещь «не вечна под лу­ной». И все же любопытно, что из этого получилось. Пять пар колготок, купленных в обычном ларьке в метро, были розданы каждой лично в руки. При этом никто не знал, изделия какой именно фирмы будет носить. Возраст от 16 до 50. Образ жизни активный, все ездят на работу и обратно кто на метро, кто на машине, с сумками и без оных. Все носят иногда брюки, иногда — юбки, случа­ется короткие. У всех в доме есть либо маленькие дети, либо кошки — собаки, либо нетерпеливые любовники и мужья. Специально для экспе­римента — все до одной — сде­лали маникюр и педикюр. Словом, кажется, предусмот­рели все жизненные ситуации, в которые может попасть жен­щина в колготках. Все колгот­ки были примерно одинаковой плотности — до 20 den, сред­ние по цене — 25 руб. за пару, с одним и тем же содержани­ем лайкры — до 16%. Итак, наш эксперимент начался. На старт, внимание — марш! В забеге участвовали колготки «Filodoro» (модель «Jazz»), «Omsa» («Fantastiko-20»), «Lewante» (модель «Danse»), «Golden Lady» («Reopose-20») и «Sanpellegrino» (модель «Bliss»). Все производство Италии.
Далее в публикации рассказывается о том, в какой очередности «схо­дили с дистанции» колготки разных моделей в течение месяца — срока, отведенного для испытания, и что «победителем» стали «Lewante». На первый взгляд, задача, поставленная автором, была выполнена успеш­но. Но любой опытный исследователь обязательно бы сказал, что экспе­римент проведен некорректно. Почему? Да потому, что организатором эксперимента совершены как мини­мум две принципиальные ошибки. Первая — в эксперименте использо­вались колготки разных моделей. А если это так, то резонно было бы поставить вопрос о том, какие колготки порвутся первыми? Это раз. Если бы был поставлен уже этот вопрос, то необходимо было бы создать условия испытания (эксплуатации), совершенно одинаковые для каж­дого изделия. Вторая ошибка заключается в том, что разные изделия эксплуатиро­вались совершенно разными женщинами и в совершенно разных условиях. И поэтому проследить за характером нагрузки на каждое конкретное изде­лие, продолжительность этой нагрузки и прочее автор никак не мог. Возможно, для автора было важно, чтобы в эксперименте участво­вали женщины разного возраста, разных профессий, обладающие раз­ными навыками обращения с вещами и пр. (а значит, эксплуатирующие колготки в разных условиях). Но в таком случае для эксперимента следо­вало использовать колготки только одной модели. Целесообразно было бы в таком случае сделать целью эксперимента ответ на вопрос: в каких условиях колготки такой-то модели рвутся быстрее? К сожалению, подобные «тонкости» автором публикации не учтены. Поэтому по поводу проведенного эксперимента можно определенно ска­зать только то, что он помог установить, что из колготок пяти моделей последними «сошли с дистанции» колготки «Lewante». Возможно, это произошло потому, что они прочнее других. А возможно потому, что женщина, «испытывавшая» их, отнеслась к изделию более бережно, чем другие женщины, — это остается неясным. И уж вовсе не получен ответ на основной вопрос, поставленный автором в начале эксперимента: «Почему так быстро рвутся колготки?» (т.е. в чем причины быстрого из­нашивания данного рода изделий?).

 

Использование информации, полученной методом эксперимен­та, не всегда сказывается на жанровой определенности будущей публикации. Неопределенность возникает прежде всего в том слу­чае, когда эксперимент оказывается не единственным, а одним из методов исследования действительности, примененных журнали­стом при подготовке публикации в каком-то конкретном случае.

Когда, наряду с экспериментом, он сочтет нужным прибег­нуть, скажем, к анализу документов, интервью, опросу и т.д. На основе полученных совокупных данных может быть создано произведение, которое подпадет то ли под определение очер­ка, то ли под определение статьи и т.д. В этом случае жанровая определенность возникает лишь как результат взаимодействия нескольких жанрообразующих факторов. При этом ни один из примененных в совокупности с другими метод исследования действительности скорее всего не будет учтен как доминирую­щий (и образующий «имя» жанра) фактор. На первый план могут выйти какие-то другие признаки (размеры материала, форма, язык изложения, степень детализации основного факта выс­тупления и пр.).

Однако возможны ситуации, когда примененный автором тек­ста метод исследования все-таки становится основным жанрообразующим фактором. Хорошо известный (классический) пример в этом плане — образование жанра интервью. Так, если автор при получении информации использовал только метод интервью, то в случае «фиксации» хода применения этого метода в публикации она будет отнесена к жанру интервью.

Метод эксперимента может тоже выступать доминирующим жанрообразующим признаком. Это происходит тогда, когда опи­сание хода проведенного эксперимента (а тем более — детальное) становится главным содержанием публикации. Относя публикацию к жанру эксперимента, тем самым подчеркивают то, что речь в ней идет об искусственной, специально организованной самим жур­налистом предметно-практической ситуации.

Здесь надо прояснить одно обстоятельство. Как известно, в на­уке эксперимент причисляется к эмпирическим методам исследо­вания действительности. Поэтому говорить о нем как о методе, порождающем некий аналитический жанр, вроде бы некорректно. Но это недоразумение может быть устранено, если иметь в виду то, что понятие «эксперимент» в таком случае используется лишь для указания на необычность анализируемой ситуации, которая зак­лючается в ее экспериментальности, что и порождает жанровое «имя» текстов, возникающих в результате ее анализа. Сам же анализ мо­жет опираться на те методы, которые применяются при создании текстов многих других аналитических жанров.

Публикации в жанре эксперимента выигрышны для журнали­ста тем, что они обычно позволяют создавать тексты, обладающие динамичными чертами, «живым» наглядным изложением матери­ала. Они позволяют соединить в себе аналитическое начало и репортажное. Иначе говоря, автор эксперимента не только анализирует какое-то явление, но и применяет присущее репортажу детальное описание созданной ситуации.

В настоящее время тексты в жанре эксперимента активно пуб­ликуют массовые популярные (особенно молодежные) издания. Причем о том, что выступление основано на изучении экспери­ментальной ситуации, читатель может узнать из разных, но доста­точно красноречивых рубрик.

Так, публикация «Жизнь морга» в «Московском комсомольце» (1997) прошла под рубрикой «Эксперимент», другая — «Как я звонила в Аэрофлот» в «Аргумен­тах и фактах» (1998) — под рубрикой «Эксперимент на себе ставит читатель», третья — «Забег до первой дырки» там же — под рубрикой «Коллективный экспе­римент на себе», четвертая — «Полицейский — это звучит гордо» в «Труде-7» (1997) — под рубрикой «Проверено на себе», пятая — «Совесть-то у вас есть?» в «Столице» (1998) — под рубрикой «Проверка штампов» и т.д.

в начало

 

ПИСЬМО

 

Письмо как журналистский жанр возникло в результате при­способления формы личной и деловой переписки для нужд жур­налистики. Публикация писем — это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица или их группы, а тысяч и даже милли­онов людей, т.е. массовой аудитории. В силу этого представлять дан­ный жанр могут в полной мере только такие письма, которые зат­рагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесе­ние в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики[25][6]. Значительное влияние на характер жанра оказали всевозможные воззвания, листовки, про­кламации, распространявшиеся среди населения в периоды все­возможных общественных катаклизмов — бунтов, восстаний, ре­волюций. Такие воззвания, листовки, прокламации публиковались и в газетах, что не прошло для журналистики бесследно.

Публикации, выполненные в жанре письма, часто называют эпистолярной журналистикой (от греч. epistola — послание). Эписто­лярную журналистику (в жанровом отношении) следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая пол­ноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» во многих газетах и журналах. В данном случае руб­рика означает лишь то, что материал поступил в редакцию по почте и что автор его не является штатным работником редакции. На жанр публикации такая рубрика не влияет, и ее нельзя считать жанроформирующим фактором (хотя, разумеется, под этой рубрикой мо­жет быть опубликован текст, который действительно представляет собой произведение эпистолярной публицистики).

Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему ха­рактерными признаками. Первый из этих признаков — форма не­посредственного обращения автора к адресату (читателю, слушате­лю). Второй признак — стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступле­ния.

Возможность письма быть не просто средством общения, но и инструментом эффективного воздействия на широкий круг чита­телей предопределяется рядом связанных с ним обстоятельств.

Во-первых, своим письмам, как известно, их составители час­то доверяют даже самые сокровенные помыслы. Поэтому они по­лагают, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочи­тать то, что те думают на самом деле. Эта психологическая установ­ка, помимо воли человека, закреплялась в его сознании в течение веков. И не учитывать ее журналисты не могут.

Во-вторых, в письме, как ни в каком другом материале, автор может изложить самые замысловатые извивы своей мысли, выразить любые оттенки своих чувств. А это порой бывает очень важно для достижения взаимопонимания между автором и читателем.

В-третьих, письмо четко выделяет и называет круг адресатов, избранных автором, и таким образом фокусирует на них внимание аудитории, которая в результате будет ждать их реакции на данное письмо. А в силу того, что современная пресса часто использует письмо для обращения к видным деятелям (руководителям госу­дарства, министрам, депутатам, президенту и т.п.), рассчитывая на их незамедлительное вмешательство в тот или иной «вопию­щий вопрос», то такая реакция (под «контролем» аудитории) как раз и может обернуться решением обсуждаемой в письме актуаль­ной проблемы.

В-четвертых, очень часто письмо в газете — это публичный вы­зов адресату, приглашение на открытую «арену», где он должен продемонстрировать на виду у всех не только свои профессиональ­ные качества или свою власть, но и личное мужество, интеллект, нравственную стойкость. Естественно, не каждый способен высту­пить в роли рыцаря на турнире, лицом к лицу с оппонентом. По­этому мало кому (особенно из власть предержащих) нравятся подоб­ные вызовы. В результате между автором письма и адресатом может возникнуть порой незримая, но четко улавливаемая аудиторией ситуация конфликта. А это, разумеется, привлекает читателей, Держит их в состоянии напряженного ожидания, побуждает следить за каждым очередным номером газеты или журнала, в кото­рых может появиться ответ на письмо, что, разумеется, умножает возможность воздействия публикации на читателей.

Именно эта, достаточно часто «индуцируемая» публикацией письма ситуация наиболее ярко характеризует возможности дан­ного жанра.

 

Из открытого письма Т. В. Золотниковой «Об опасных переменах» (Зеленый мир. № 2. 1997)
В третий раз обращаюсь к Вам (президенту РФ Б. Н. Ель­цину) в связи с теми действи­ями на самом высоком феде­ральном уровне, которые могут быть объяснены только аб­солютным непониманием ка­тастрофических последствий их реализации...
Далее автор излагает решения президента по изменению статуса приро-доохранительных органов, политику, проводимую им и правительством в от­ношении окружающей среды. А затем говорит о реакции президента на обра­щение к нему российских экологов:
Господин Президент! Вы недопустимо игнорируете многочисленные мнения об­щественных организаций от­носительно восстановления статуса федеральных органов, отвечающих за охрану окру­жающей среды... Вы недопус­тимо игнорируете мнения ве­дущих академиков РАН Залы­гина С. П., Яншина А. И., Добровольского Г.В., Котельникова В.А. по этому поводу... Вы недопустимо игнорируете не только мнения профессио­нальных экологов и депутатов Государственной Думы и мне­ния 60 членов Совета Феде­рации... Вы недопустимо игно­рируете обращение к Вам и B.C. Черномырдину законода­тельных органов семи субъек­тов РФ по этому же поводу... Как еще можно достучаться до Вас, чтобы были исправлены ошибочные управленческие и финансовые решения?.. Если нет иных рычагов, мы готовы начать голодовку, что­бы убедить Вас, г-н Президент, в порочности такой антиэко­логической политики...
Разумеется, что данное письмо, которое продолжает ряд подобных обращений автора к президенту, его эмоциональный накал, смелость суждений могло приковать к себе внимание всей «экологической» обще­ственности страны, читающей газету «Зеленый мир».

 

В зависимости от характера аудитории, которой адресуются письма, их можно разделить на две основные группы. Первая груп­па — письма, адресованные конкретным личностям. Такого рода пуб­ликации характеризуются ярко выраженными чертами, присущи­ми средствам межличностного общения, экспрессивностью, не­посредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим пред­метом. При этом степень «раскованности» автора письма тем выше, чем ближе к нему по социальному положению его адресат.

Вторую группу составляют письма, адресованные каким-либо со­циальным группам, населению страны в целом. Рассмотрим примеры из обеих групп.

 

Из открытого письма Филиппу Киркорову в ответ на его интервью в газете «Московские ведомости» за 30 августа 1999 года певца Александра Новикова (Московские ведомости. № 36. 1999)
Ах, Филипп, Филипп! Вся твоя жизнь — вранье. Ты всю жизнь врешь. Разноцветным враньем, — как, впрочем, и все твое творчество... Начал ты давно. Конечно же, не тогда, когда, не участвуя в отбороч­ном конкурсе на Евровидении, ты на него поехал... И когда ты поехал в Монте-Карло «представлять Россию» - ты тоже врал: никто в России тебя, кроме себя самого, туда не посылал. Ничего ты для этого не сделал... И когда же­нился — ты тоже врал. И что любишь ее — врал. Истошно, со сцены на всю страну: деше­во и громко... «Швалью», вишь, меня назвал. Хе-хе! И здесь ты врешь... Все врешь, врешь, врешь, звездопедрила...
Как видим, несмотря на весь эмоциональный накал, письмо Т. Золот­никовой выдержано в строгих рамках этики, чего никак нельзя сказать о письме певца А. Новикова. Теперь разберем обращение группы экологов уже не к одному челове­ку, а ко всем гражданам России.
Из письма «Будем судиться с президентом и правительством» (Зеленый мир. № 2. 1997)
Граждане России! Широко известен и уже реализуется проект строительства высокоскорост - ной железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» на глазах всей России уничтожает наше национальное до­стояние...
Далее анализируются причины и последствия этого строительства, говорится об огромном вреде, который оно наносит природе страны, ее сегодняшнему населению и будущим поколениям россиян, сообщается о судебном иске группы ученых-экологов к президенту РФ и правительству. Заканчивается письмо обращением к адресату:
«Друзья — граждане Рос­сии!», а за ним следует при­зыв: «Мы предлагаем каждо­му занять активную гражданскую позицию и участвовать в судебном процессе в качестве истца. Обращение в суд дол­жно быть всенародным».
Очевидно, что степень эмоциональности обращения к адресату в дан­ном материале значительно ниже, чем в письмах первой группы. Во мно­гом это объясняется тем, что судьба стройки, и это понимают авторы, находится в руках не тех, к кому они обращаются. Решают вопрос о ней прежде всего правительство и президент, но не читатели (хотя и от них немало зависит). Если говорить о характере восприятия данного письма каким-то кон­кретным читателем газеты, то оно будет, очевидно, зависеть от того, на­сколько тот ощущает себя «гражданином России», ответственным за все, что происходит в стране. Реакция читателя в данном случае может про­явиться и в форме полного присоединения к «истцам» по открывающе­муся судебному иску, и в форме равнодушного просмотра публикации.

 

Подготовка любой эпистолы начинается с осознания ее авто­ром цели публикации. В качестве таковой чаще всего выступают: а) публичное одобрение, б) публичное порицание, в) публичное пред­ложение, г) публичная просьба, д) публичное требование, е) публич­ное донесение (донос), ж) воззвание.

В настоящее время обычно публикуются письма, преследую­щие не одну, а несколько целей. Однако это не значит, что все они равнозначны для автора. В хорошей эпистоле ведущая, главная цель всегда заявляет о себе наиболее ярко.

 

Из «Письма геолога» Владимира Калмыкова «Ответьте себе откровенно» (Советская Россия. 2 сентября. 1999)
...И вот мы потеряли все, что имели, потому что не ценили завоеваний Советского Союза. Мне, геологу, проработавшему почти во всех регио­нах Союза, особенно больно видеть, как продолжается раз­рушение сырьевой базы Советского Союза предателями всех мастей, начиная с Горба­чева, Ельцина, Кравчука и Шушкевича...
Как видим, автор в начале письма выносит порицание «горбачевым, ельциным, кравчукам, шушкевичам». А далее он реализует вторую цель — выдвигает свое предложение:
Предлагаю собрать всех своих родственников на свое семейное собрание — семей­ный совет и накануне выборов в Госдуму ответить себе на следующие вопросы: Какие корни у вашей се­мьи, кем были ваши родите­ли, ваши деды и прадеды? Сколько ваших родственни­ков получили среднее, средне­техническое и высшее образо­вание при Советской власти? Сколько ваших родствен­ников получили высокую квалификацию, получали на­грады, поощрения? Кто из них гордится своей профес­сией? Боятся ли теперь остаться без работы, без медицинской помощи или без средств к су­ществованию? Есть ли у ваших детей се­годня возможность учиться или работать по своему жела­нию и способностям? Кто выиграл от разруше­ния нашей великой страны — СССР? И т.д.
Как видим, свое предложение автор конкретизирует с помощью боль­шого перечня вопросов, на которые должны дать ответ избиратели. Имен­но развернутость авторского предложения и указывает на то, что именно оно выступает основной целью данной эпистолы.

 

Чтобы письмо выполнило свою основную задачу, оно должно убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимос­ти действовать именно так, как он предлагает. А это во многом зависит от характера обоснования суждений автора.

В публикации, претендующей на серьезную реакцию со сторо­ны адресата, утверждения автора всегда подкрепленыубедительны­ми и ясными для аудитории фактами. К сожалению, на практике так бывает не всегда.

 

Из «Обращения трудовых коллективов промышленных предприятий Кемеровской области к Президенту РФ Ельцину Б. Н., Председателю правительства РФ Путину В. В.» (Комсомольская правда. 10 сентября. 1999)
Уважаемый Борис Николаевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Обратиться к Вам нас зас­тавила невозможность остано­вить творящиеся в Кемеровс­кой области беззаконие и чи­новничий произвол. Больше года не прекращается развя­занная губернатором Тулеевым А. Г. травля коллективов и руководителей нескольких ведущих предприятий Кузбас­са, сотрудничающих с Метал­лургической инвестиционной компанией (МИКОМ)... ...Неоднократные обраще­ния А. Г. Тулеева в различные государственные организации в связи с якобы имеющими место нарушениями финансо­во-хозяйственной деятельнос­ти группой МИКОМ в Куз­бассе на ряде предприятий привели к многочисленным проверкам. Однако десятки комиссий и сотни проверяю­щих не выявили никаких на­рушений... Губернатор же про­должает снова и снова писать свои обращения. Причем мало того, что эти бумаги по боль­шей части содержат грубое ис­кажение фактов и клевету, так они еще обычно содержат оп­ровергнутые комиссиями дан­ные. Вот и сейчас такое обра­щение направлено на имя Председателя правительства В. В. Путина... Тулеев, напри­мер, опять пишет... Губернатор в «праведном гневе» спешит проинформировать правитель­ство о том, что на шахте им. Дзержинского задержка зара­ботной платы «вынуждает шах­теров идти на крайние меры»...Не имеет смысла дальше пе­речислять подобной «достовер­ности» факты. Лучше обратить внимание на то, что непрерыв­ная бумагомарательская дея­тельность к руководителям фе­деральных министерств, в ос­новном правоохранительных, приводит лишь к двум вещам. Во-первых, эти проверки пока только отвлекали милиционе­ров, налоговых полицейских и инспекторов, прокуроров и контрразведчиков от их рабо­ты. Во-вторых, что куда важ­нее, проверки отрывают тру­довые коллективы от основ­ной деятельности...
Как видим, составители письма пытаются обвинить губернатора А. Г. Тулеева в предвзятом отношении к компании МИКОМ. Но кроме упреков в том, что тот «все пишет», занимается «бумагомарательством», и обших утверждений о том, что проверки отрывают коллективы от трудо­вой деятельности, никаких фактических доводов в пользу с позиции авто­ров в письме нет. Почему? Оказывается, не случайно. Вскоре после публи­кации «обращения» другая газета, «АиФ» (№ 43. 1999), в статье «Кузбасс покупает уголь на Кипре» рассказала о том, что в МИКОМе, именно благодаря А. Г. Тулееву, было раскрыто воровство в огромных размерах... Писать убедительно автору эпистолы помогает знания приемов, ме­тодов убеждающего информационного воздействия, овладение мастер­ством аргументации, знание психологии своего адресата.

 

в начало


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал