Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип неприменения силы и угрозы силой.
Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы. На протяжении истории суверенным правом государства считалось право на войну (jus ad bellum). Начало изменению ситуации было положено в 1928 г. Парижским пактом об отказе от войны как орудия национальной политики. Пакт явился важным шагом в становлении принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Окончательно утвердился он с принятием Устава ООН. Устав поставил главной целью - избавить грядущие поколения от бедствий войны. Вооруженные силы могут применяться не иначе как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав ставит в один ряд угрозу силой и ее применение. Из этого следует, что угроза силой будет противоправной в тех же случаях, что и ее применение. Это положение подтверждено Международным Судом ООН. Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. 1) по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). 2) в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51). По решению Совета Безопасности принудительные меры могут предприниматься и участниками региональных соглашений. Без полномочий Совета такие меры на основе региональных соглашений предприниматься не могут (ст. 53). Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны. Агрессия представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства. Декларация о принципах МП выделяет обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого гос-ва или в качестве средства разрешения международных споров или вопросов, кающихся гос-ных границ 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия 3) актов репрессалий, связанных с применением силы 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого гос-ва 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом гос-ве или потворства подобным актам в пределах собственной территории 7) военной оккупации территории гос-ва или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения. Принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, независимо от того, имело ли место формальное объявление войны. К ним отнесены следующие действия. 1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, если она явилась результатом вторжения или нападения. Это относится и к аннексии территории государства в результате применения силы. 2. Применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил. 3. Нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого. 4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий такого соглашения. 5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии. 6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного права. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Иные действия также могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН. В Декларации 1987 г подчеркивается обязанность гос-в не применять и не поощрять применение экономических, политических или других мер с целью добиться подчинения себе другого гос-ва для осуществления им своих суверенных прав и получения от этого каких-то преимуществ. Допускается правомерное применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН и региональных организаций безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности. Статья 51 Устава ООН указывает: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». Право на самооборону принадлежит гос-вам изначально, вне зависимости от устава ООН. Но, реализуя эти полномочия, гос-ва – члены ООН обязаны немедленно сообщать о принятых мерах Совету Безопасности. Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению. Воздерживаясь от угрозы силой или ее применения, гос-ва вправе обращаться к мерам, не вязанным использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Перечень таких мер дан в ст 41 Устава ООН: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
|