Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние взрослых на развитие личности дошкольника






Условия развития дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа Значительно повышаются требования взрослых к его поведению Центральной требованием является соблюдение обязательных для всех прави ил поведения, норм общественной морали Новые возможности познания мира способствуют усвоению форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать и с ними свои действия, считаться с их интересами и мыслями все время меняется и усложняется ее деятельность, предъявляет новые требования к восприятия, мышления, памяти, умение организовывать свою повед инку Все это постепенно формирует личность ребенка, а каждое личностное достояние меняет, расширяет возможности для воспитания Условия развития и само развитие личности взаимосвязанныхв'язані.

Развитие личности ребенка охватывает такие качественные изменения:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых он осуществляет свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, его независимость от внешних обстоятельств

Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе Сильнее всего на ребенка влияет на поведение близких й ей людей Она подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей Однако это влияние не ограничивается близкими людьми Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью доро слыхом людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т.д. Для нее образцовой является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят, авторитетных от нолиткив, персонажей сказок, мультфильмов и др. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка найавтор итетнишетніша.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки Предъявляя требования, эти инюючы поступки, они требуют от детей выполнения правил Постепенно малыши начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесникки.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются оволо надеть этими правилами Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех Иногда является попыткой открыть новое, неизвестное правило В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делатьобити.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов това Ариша Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая Овладение ими происходит на основе опытду.

ближайшее социальным окружением ребенка является, как правило, семья Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека Особая значимость семейного микросреды пояснюет ться относительной самостоятельностью ребенка, зависимости жизни и благополучия от заботы и помощи взрослых людей, ее воспитывают Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведениеінки.

Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению Отрицательно влияют на их самооценку и достигнет ения, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения ее элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения (с целью приучения к д оброго, положительного), оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценностиі.

В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как дем демократического и авторитарнымі.

По демократической формы семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ей, уважают мнение, разъясняют приняты в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т.д.

Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т.д.

Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества), адекватную эмоциональность в социальных взаимо емина.

Психологический климат в семье, который отображается на характер общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблем, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика я ребенка Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержена пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого ха рактеру Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизмму.

На формирование личности дошкольника влияет и составе семьи Ребенок, в воспитании которой, кроме родителей, участвующих бабушки и дедушки, более способна к сочувствию, дружелюбным, однако менее самостоятельная н упорная, ей недостает организаторских способностейй.

Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как она относится к ним, оценивает их Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх хи, напуганная), играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказыванияях.

Особая роль в семейном микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп Важное значение имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой сею, нередко - с далекими родственниками.

 

36. Психологические основы гуманистического взаимодействия с детьми???????


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал