![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы труда и их развитие в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте Ребенок в дошкольном детстве постепенно овладевает различными трудовыми действиями и операциями, совершенствуются все виды его труда: хозяйственно-бытовой – самообслуживание, уход за помещением и бытовыми предметами, оказание помощи взрослым в приготовлении еды; труд " в природе" – уход за комнатными растениями, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными; ручной труд (с элементами конструирования) – создание игрушек и элементарных поделок из бумаги, из природного материала, работа по дереву и др. Сначала ребенок выполняет самые элементарные действия, которые затем усложняются и становятся все более разнообразными. Результаты трудовой деятельности ребенка постепенно приобретают все большую значимость для него. Трудовые действия сочетаются с общественно полезной работой и начинают выполняться во внутреннем плане – усвоенные ребенком внешние действия становятся источником внутренних психических действий. Соотношение внутренних и внешних действий в процессе трудовой деятельности и по мере развития ребенка постепенно изменяется. Первоначально доминируют внешние действия, а затем решающую роль начинают играть действия внутренние. Совершенствование трудовой деятельности происходит как овладение все более сложными трудовыми действиями при возрастающей роли психических процессов. На протяжении дошкольного возраста происходят изменения в характере трудовой деятельности (табл. 8.4). В младшем дошкольном возрасте дети чаще всего выполняют трудовые задания не из-за получения какого-либо результата, а ради удовольствия во время процесса деятельности. Границы между игрой и трудом еще не определились. Дети не умеют планировать свои действия и соотносить их с сознательно поставленной целью, запас их трудовых навыков ограничен. Поэтому они выполняют самые элементарные действия: помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, поливают цветы и т.п. В процессе деятельности дети нередко забывают о поставленной трудовой задаче и переходят к игровой деятельности. Практический пример Во время прогулки педагог предлагает собрать опавшие листья на участке, раздает детям корзиночки и мешочки. Две девочки взяли одну корзиночку, чтобы собирать листья, отошли в дальний конец участка, собирали листья вместе. Потом расположились на столике, начали играть в " магазин". Листья превратились в капусту, морковь, конфеты. Дети увлеклись игрой. Таблица 8.4 Особенности трудовой деятельности ребенка на различных этапах дошкольного детства
Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста усложняется и становится разнообразнее. Дошкольники начинают отличать трудовую деятельность от игровой, интерес к процессу деятельности начинает дополняться интересом к результату труда. Создание замысла последующих трудовых действий начинает предшествовать их реальному выполнению. Трудовые навыки накапливаются и совершенствуются. В выполнении трудовых заданий дети становятся более самостоятельными и меньше зависят от помощи взрослых. Старших дошкольников интересует уже не только результат своей деятельности, но и ее значение для других людей. Постепенно начинают формироваться высокие мотивы общественно полезного человеческого труда, одновременно формируются волевые качества, определенные трудовые навыки. Старшие дошкольники с удовольствием делают что-либо из бумаги или из дерева, помогают взрослым в домашней работе, с большей ответственностью относятся к даваемым им поручениям. В процессе развития трудовой деятельности дошкольников выделяют следующие фазы взаимодействия ребенка и взрослого: • фаза прямого научения (подчинения); • фаза совместно разделенного взаимодействия; • фаза внешнего контроля со стороны взрослых за самостоятельной деятельностью; • фаза самостоятельной деятельности (творческой или исполнительной). Поскольку ход трудовой деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата, для ее выполнения необходимы планирование и контроль своих действий. Процесс труда может сопровождаться преодолением ребенком не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию волевых свойств личности. В процессе трудовой деятельности у детей формируются положительное отношение к труду и общественные мотивы собственного труда, возрастает самостоятельность, совершенствуется умение оценивать свои действия и действия товарищей, при этом оценка становится более объективной, формируются трудолюбие, настойчивость и т.д. Во всяком труде задействованы познавательные процессы, всегда более или менее важную роль выполняют знания и навыки. Ребенок в процессе выполнения трудовых действий может сталкиваться с новыми ситуациями, в которых необходимо учитывать изменяющиеся условия, проявлять инициативу и решать новые задачи. В какой-то мере на определенном этапе развития в труде может быть представлен элемент творчества. Труд связан с запоминанием фигур, величин, расстояний, движений. Он способствует развитию конкретного делового мышления, проверяемого результатами деятельности, продукцией, его количественными и качественными показателями. В процессе трудовой деятельности ребенок практически всегда анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, формулирует выводы. Это обусловливает влияние трудовой деятельности на развитие познавательной сферы дошкольников. Участвуя в коллективной трудовой деятельности, ребенку необходимо действовать согласованно с другими людьми, выполнять определенные общественные требования, согласовывать свои действия с действиями партнеров по общему делу. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию коммуникативных и организаторских умений. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста совершенствуются процесс трудовой деятельности и его результаты, соотношение внешних и внутренних действий в процессе труда. Дети постепенно овладевают новыми трудовыми действиями и операциями, начинают осознавать значимость своего труда, приобретают умения планировать, контролировать и оценивать результаты своей трудовой деятельности. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на психическое развитие дошкольника. для выполнения учебной и трудовой деятельности у человека должны быть. Трудовая и учебная деятельность усваиваются ребенком с дошкольного возраста. Ребенку даются трудовые задания, предполагающие результат, имеющий значение для других людей (дежурство по уголку природы, по столовой и т.д.). Элементы учебной деятельности — это познавательный интерес, который формируется от любознательности ребенка (возраст почемучек) и овладение ребенком умением и желанием учиться.
|