Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика актуальности профориентационной работы с осуждёнными на этапе их освобождения
На сегодняшний день в Исправительной колонии № 2 профориентационная работа с осужденными как направление в деятельности специалистов отсутствует. Однако, неверно говорить о том, что профориентация не проводится совсем. Специалисты по социальной работе организуют и проводят встречи с сотрудниками центра занятости населения, которые в свою очередь ориентируют осужденных на ту или иную профессиональную деятельность. Опыт учреждений других регионов показывает положительные результаты проведения подобной работы и высокий процент трудоустроившихся осужденных по освобождению. Для проведения профессиональной ориентации осужденных в полном объеме необходимо выяснить, является ли это направление актуальным, считают ли специалисты такую работу нужной, имеются ли в учреждении необходимое количество потенциальных участников такой деятельности. В связи с этим была проведена диагностика актуальности профориентации осужденных на этапе освобождения. Образование как внутренний ресурс человека играет определяющую роль в выборе профессии осужденным. Находясь в местах лишения свободы, осужденные обязаны посещать общеобразовательную школу, в случае если ранее они не получили среднее (полное) общее образование по каким-либо причинам. Исследование по выявленной проблематике проводилось двумя основными методами: количественный (анализ документов), качественный (экспертный опрос). Диагностика актуальности профориентационной работы среди осужденных проводилась в 2 этапа: 1) Выявление лиц, потенциально нуждающихся в профессиональной ориентации среди общего контингента осужденных Исправительной колонии №2 на основе анализа документов. 2) Проведение экспертного опроса среди сотрудников, принимающих участие в проведении занятий в Школе по подготовке осужденных к освобождению – выявление необходимости проведения профориентационной работы среди осужденных на этапе освобождения, возрастных или иных ограничений в случае положительного ответа на первый вопрос. Количество осужденных, обучающихся в общеобразовательной школе, составило 1035 человек, т.е. 68 % от общего числа осужденных пребывающих в ИК-2. Количество имеющих образование кроме среднего(полного) общего составило 331 человек, т.е. 22 % от общего числа осужденных. Среди них: осужденные, имеющие среднее профессиональное образование – 309 человек (93 %), имеющие высшее профессиональное образование – 22 человека (7%). Наибольшее количество заключенных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеют среднее профессиональное образование. Однако, объединив в единое целое группу лиц, не имеющих среднее (полное) общее образование и тех, кто не имеет ни среднего, ни высшего профессионального образования, можно говорить о том, что подавляющее количество осужденных, по освобождению столкнутся с выбором профессиональной области, а значит, уже сейчас им необходима работа по профессиональной ориентации. Таким образом, уровень образования осужденных в количественном отношении можно представить следующим образом:
Рис. 4. Уровень образования осужденных
На втором этапе диагностики был применен такой эмпирический метод, как экспертный опрос, в ходе которого было опрошено 5 человек. Из них 3 человека – сотрудники Исправительной колонии №2, 2 человека – специалисты других учреждений. Все участники экспертного опроса являются разработчиками лекционного занятия и принимают непосредственное участие в их проведении. В качестве специалистов внешних учреждений выступили сотрудники Центра занятости населения и Центра социального обслуживания населения Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Из Исправительной колонии №2 участниками опроса стали старшие инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных и специалист психологической лаборатории. Делая вывод, необходимо сказать, что в колонии назрела необходимость внедрения в процесс подготовки осужденных к освобождению нового элемента. Данный факт подтверждается экспертным интервьюированием. Подводя итог по результатам проведенного исследования, а так же на основе данных исследований прошлых лет, необходимо отметить, что как специалисты колонии, так и осужденные испытывают необходимость в переосмыслении той информации, которая сообщается в рамках подготовки осужденных к освобождению, изменению формы ее подачи. 2.3. Разработка плана профориентационного мероприятия в рамках «Школы по подготовке осужденных к освобождению»
На основании изученной теории, полученных данных в ходе прикладного исследования, а так же исследований прошлых лет, был разработан примерный вариант профориентационного мероприятия и составлен его план (Таблица 1). Профориентационное мероприятие предполагается включить в план-график занятий «Школы по подготовке осужденных к освобождению». Цель мероприятия: оказания помощи осужденным в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Таблица 1 План профориентационного мероприятия
аким образом, можно сделать вывод о том, что занятие в «Школе по подготовке осужденных к освобождению» было полезным для самих осужденных и носило не только теоретический, но и прикладной характер. В ходе мероприятия были озвучены основные правила написания резюме, основные требования к его оформлению, а так же распространенные ошибки при написании резюме. Следует отметить существенный минус мероприятия, это отсутствие возможности проведения мастер-класса с использованием компьютеров, для того чтобы осужденные могли не только составить черновой вариант резюме, но и оформить его в текстовых редакторах.
|