Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хозяйственный результат натурального и товарного производства.
Форма производства
| Форма продукта
| Сущность формы продукта
| натуральное
| продукт
| Производственный вещественный или нематериальный результат человеческого труда. Продукт в условиях натурального хозяйства создаётся для собственного потребления.
| товарное
| товар
| В товарном производстве продукт производится для реализации на рынке.
|
Товар
полезность стоимость
Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности людей.
Оценка стоимости товара – первое направление (Петти, Смит, Рикардо, Маркс).
Трудовая теория стоимости – основой стоимости товара является труд, потраченный на их производство. Стоимость создаётся в процессе производства, а проявляется в обмене.
Оценка стоимости товара – второе направление (Менгер, Бен-Баверк, Визер).
Теория предельной стоимости – ценность товара определяется его полезностью и редкостью. Поэтому стоимость – это категория обмена. В её создании участвует не только труд, но и все факторы производства.
Неоклассики соединили теорию предельной полезности с трудовой теорией стоимости. Стоимость определяется взаимодействием рыночных сил, лежащих на стороне как спроса (предельная полезность), так и предложения (издержки производства).
14.
Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. Одноименной книга Э. Чемберлина. Со временем сам автор пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы и того и другого, и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической (несовершенной) конкуренции. Классификация, представляемая автором наиболее исчерпывающей: 1) чистая конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) чистая монополия. Основная черта рынка монополистической конкуренции – дифференциация продукции. Субъекты рынка – многочисленны, каждый из них занимает на рынке незначительную долю, обладают некоторой властью за счет дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. Сходство с совершенной – множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок. Отличие от совершенной – неоднородность, дифференцированность продукции. Отличие от олигополистического рынка – предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимосвязанными, если их доли на рынке сравнимы по размеру, поведение ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий. Модель несовершенной конкуренции «доминирующее предприятие-аутсайдер» – на рынке присутствуют одно – два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий аутсайдеров. Для данной системы отношений характерна модель приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров – модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции. Спрос на товары предприятия на рынке «доминирующее предприятие – аутсайдер» не является абсолютно эластичным, т. к. приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Существенным детерминантом рыночной власти служит не ценовая политика, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. На рынках монополистической конкуренции основной фактор конкурентоспособности товара – уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая место неценовой конкуренции. Инструменты неценовой конкуренции: рекламные компании, конкуренции сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента, местоположения и др.
Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты: 1) единственный продавец, т. е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; 2) нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т. е. нет приемлемых альтернатив; 3) диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой; 4) заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т. п.). Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки: 1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен; 2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; 3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию; 4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; 5) тип продукта – дифференцированный. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара. Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты: 1) наличие нескольких фирм (продавцов); 2) тип продукта – стандартизированный или дифференцированный; 3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре; 4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль; 5) очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта). Олигополия получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара
15. Собственность: понятие, формы и сущность.
Собственность – это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.
Субъект собственности – индивидуумы, предприятия, государство.
Объект собственности – основные факторы производства, готовая продукция.
|