Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущностные основы рационального поведения потребителей.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. Полезность какого-либо блага – его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. Рациональное поведение – это поведение, при котором потребители на имеющиеся денежные средства приобретают такое количество товаров и услуг, которое позволяет им получать максимально возможное удовлетворение от их использования. Термин «полезность» был введен в научный оборот Иеремия Бентамом (1748-1832г.). Он утверждал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Теория потребительского поведения – составная часть экономики благосостояния в рамках неоклассического направления. Теория потребительского поведения: общественное благосостояние индивидуальное благосостояние Общественное благосостояние (Адам Смит). Благосостояние зависит: 1.) Количества годового продукта, созданного трудом, и числа потребителей. 2.) Соответствия потребления годового продукта и удовлетворения нужд потребителей. Индивидуальное благосостояние (Л. Вальрас, К. Менгер, У. Джевонс) Теория предельной полезности – пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
Билет 17 Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров на основе движения денежных средств. (Дом. хоз-во; Гос-во; Предприятия фирмы) " Рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
Бартерный обмен – прямой обмен товара на товар (Т-Т) Денежный обмен – обмен продукта посредством денег (Т – Д – Т) Основные признаки классического рынка: 1)множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих: Что производить? Кому? И Как? 2) множество независимых потребителей самостоятельно решающих у кого покупать продукцию. 3) эквивалентный объём по стоимости. 4) стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения. 5) стихийное регулирование процесса воспроизводства 6) свободная конкуренция, свободный «прилив каптала» Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции Основные функции рынка: - ценообразование- управление инфляцией - обеспечение связи между производителями и потребителями; - обеспечение пропорциональности в структуре общественного производства; - признание общественно необходимых затрат труда на производство товаров; - формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложения, как выражение предельной полезности данного товара; - стимулирование издержек производства; - ускорение НТП. Рынок выступает в двух формах: - рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции; - рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткогогосударственного администрирования, то рынок покупателя нормальнофункционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования. Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своегопоражения, которое называется фиаско рынка.Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координироватьпроцессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективноеиспользование ресурсов.Причины фиаско рынка: - внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в ценеблага; - возрастание общественного блага; - недостаточная конкуренция.Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. 18 Количественный (кардиналитский) подход к анализу поведения потребителя. Законы Госсена. Количественная теория полезности исходит из предположения, что потребитель дает субъективную оценку полезности потребляемых экономических благ и пытается ее измерить, используя понятия «предельная полезность» и «общая полезность». Поскольку потребитель удовлетворяет свои потребности в порядке очередности, постольку блага, удовлетворяющие более насущные потребности, оцениваются по полезности выше, чем все остальные. Каждая дополнительная единица блага приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага. Таким образом, предельная полезность - это та полезность, которую потребитель извлекает из очередной дополнительной единицы блага. Сумма предельных полезностей дает общую полезность. Количественный анализ полезности предполагает, что увеличением количества потребляемых единиц блага общая полезность возрастает до определенного предела.Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все медленнее. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы.Правило максами ищи и полезности: потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Таким образом, в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение известно как второй закон Госсена.
|