Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бюджетно-налоговая, фискальная политика.
Вопрос №22
Государственный бюджет представляет собой совокупность государственных расходов и доходов за определенный промежуток времени, установленный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год. В РФ финансовый год совпадает с календарным годом, а в некоторых странах они отличаются друг от друга. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, а также автономных в бюджетном отношении институтов и учреждений. Бюджетная система РФ является довольно сложной и включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, внебюджетные фонды и местный бюджет. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно, а в целом все они составляют консолидируемый бюджет государства. Выделяют два принципа формирования государственного бюджета: 1) Принцип демократического централизма. Он характеризуется: а) высокой степенью централизации денежных средств (примерно 70-80% национального дохода перераспределяется через бюджет); б) местные бюджеты полностью подчиняются государственному бюджету. 2) Принцип фискального федерализма. Он характеризуется: а) значительно меньшей степенью централизации денежных средств (25-20% от национального дохода перераспределяется через государственный бюджет). Кроме этого всякий бюджет должен отвечать принципам единства, полноты, реальности и гласности. 1. Принцип единства означает, что в бюджете указываются абсолютно все доходы и расходы государства. 2. Принцип полноты означает, что доходы и расходы государства указываются в полном их объеме. 3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение расходов и доходов государства. 4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения о расходах и доходах государства. Задачей государственного бюджета является выполнение политических, экономических, социальных целей государства с помощью денежных средств. В частности, бюджет призван выполнять 1) Фискальную функцию, т.е. создание финансовой базы функционирования государства в условиях отсутствия у него собственных доходов (исключение составляет только доход от государственной собственности); 2) Бюджет выполняет функцию экономического регулирования; 3) Бюджет выполняет социальную функцию (перераспределение доходов населения). Строение бюджета: Бюджет делится на две большие части доходы и расходы. Что касается доходов государства, то основными источниками доходов являются налоги, государственный долг (у населения, за границей) и денежная эмиссия. Нормальной является ситуация, когда налоги покрывают свыше 90% общей суммы расходов, а на доля эмиссии приходится 2-5% в год. Среди расходов государства выделяют три основных групп расходов: 1. Политические расходы (расходы на оборону, содержание правоохранительных организаций, на содержание аппарата управления, на финансовую помощь зарубежным государствам); 2. Экономические расходы (расходы на финансирование различных отраслей экономики, на осуществление экономических программ государства, на обслуживание гос. долга); 3. Социальные расходы (расходы на здравоохранение, образование, на культуру, отчисления из гос. бюджета в местные бюджеты). Баланс бюджета означает равенство между доходами и расходами. Бюджетный дефицит – это превышение гос.расходов над доходами в течении финансового года. Бюджетный избыток (профицит) – это превышение доходов над расходами в рамках финансового года. Выделяют два вида бюджетного дефицита структурный и циклический дефицит. Структурный дефицит – это разница между доходами и расходами, которые могут быть получены в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Дстр = G – T*УF, где G – государственные расходы, УF – доходы в условиях полной занятости, Т – ставка налога. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом. Дцикл =(G – T*У) – (G – Т*УF) = Т*УF – ТУ = Т*(УF –У), где У – фактически получаемый доход. Циклический дефицит образуется например в следующих ситуациях: если в экономике потребительские расходы (С) или инвестиционные расходы I, или расходы на чистый экспорт сокращаются, то совокупные расходы (А) сокращаются, объем производства падает, занятость падает, доходы населения падают, налоговые поступления снижаются, и при неизменной сумме расходов государства образуется дефицит, превышающий запланированный (структурный).
Фискальная политика представляет собой манипулирование государственными расходами (гос.закупки, трансфертный платежи) и налогами, с целью обуздания инфляции, достижения полной занятости и стабильного экономического роста. Т.к. основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы, то ее часто называют бюджетно-налоговой политикой, а государственные расходы – бюджетными расходами. Виды фискальной политики: С точки зрения проведения фискальной политики выделяют: а) фискальную политику – она основана на сознательном вмешательстве органов законодательной или исполнительной власти в налоговую систему и структуру бюджетных расходов; б) недискрицианная (автоматическая) политика – не требует специальных решений, основана на действии встроенных стабилизаторов, которые осуществляют автоматическое приспособление экономики к фазам цикла. С точки зрения экономического цикла выделяют: а) стимулирующую фискальную политику (экспонсионистская) – она включает в себя следующие мероприятия: снижение налогов, увеличение бюджетных расходов, одновременное снижение налогов и увеличение расходов. Это политика проявляется в период спада в экономике и в краткосрочной перспективе она способствует увеличению объема производства, увеличению доходов населения и увеличение занятости. В долгосрочной перспективе эта политика приводит к полной занятости, а в результате к инфляции спроса; б) сдерживающая или рестрективная или контактивная фискальная политика – включает следующие мероприятия: повышение налогов, сокращение гос.расходов, одновременное повышение налогов и сокращение гос.расходов. Проявляется в период инфляции, в краткосрочной перспективе ведет к стабилизации уровня цен, а в долгосрочной перспективе к сокращению объема производства при одновременном сокращении уровня цен, т.е. к стагфляции.
Рассмотрим воздействие на экономику первого инструмента, государственных или бюджетных расходов. а) Подход с позиции метода
сопоставления совокупных расходов
и объема производства.
Государственные расходы приводят
к увеличению совокупных расходов
с А до А1, при этом новое
равновесие устанавливается в точке
Е1. При этом объем производства
увеличивается с мультипликативным эффектом с Ех до Ех1. Таким образом, существует мультипликатор государственных расходов (бюджетный мультипликатор) и он равен: mG = Δ ЧНП/Δ G. б) Подход с позиции метода изъятий и инъекций: к
изъятиям в экономике относятся
сбережения (S) и импорт, к инъекциям
I+X+G
| | относятся инвестиции (I) и экспорт (Х).
Государственные расходы также
являются инъекциями, поэтому они
сдвигают кривую инъекций вверх,
т.е. происходит увеличение
инъекций. При этом устанавливается новое равновесие в точке Е1, и происходит увеличение объема ЧНП с эффектом мультипликатора с Ех до Ех1. При уменьшении гос.расходов объем производства сокращается с эффектом мультипликатора.
Рассмотрим воздействие на экономику второго инструмента: налоги и налогообложение: а) Подход с позиции метода сопоставления совокупных
расходов и объема производства:
Предположим в экономику вводят
аккордный (паушальный) налог, т.е.
налог, который дает одинаковую
величину поступлений, независимо от
величины ЧНП, и пусть Т – сумма налога,
уровень располагаемого дохода
сокращается, что приведет к сокращению сбережений (S), и потребления (С), причем Δ С = Δ Т*МРС, а Δ S = Δ T*MPS. В свою очередь сокращение потребления (С) приводит к сокращению совокупных расходов (А), от А до А1, и равновесный объем производства уменьшается с Ех до Ех1 с эффектом мультипликатора, этот мультипликатор называют налоговым и он равен: mТ = Δ ЧНП/Δ Т. б) Подход с позиции метода изъятий и инъекций: Налоги представляют собой изъятия
из экономике, поэтому при
введении налога величина изъятий
увеличивается, и кривая изъятий
смещается вверх, что приводит к
сокращению объема производства
от Е до Ех1 с эффектом
мультипликатора. Совокупные
расходы равны А = C + I + Xn +G, таким образом государственные расходы являются непосредственным компонентом совокупных расходов и оказывают прямое воздействие на их величину. Налоги же оказывают опосредованное воздействие на величину совокупных расходов (налог влияет на величину располагаемого дохода, а располагаемый доход на потребление). Из-за такого опосредованного воздействия налогов их налоговый мультипликатор оказывается слабее, чем бюджетный. Из различия налогового и бюджетного мультипликатора вытекает одно следствие, впервые его сформулировал Трюгве Хаавельмо и получившее название теоремы Хаавельмо. Ее суть в следующем: если гос.расходы и налоги увеличатся на одну и туже величину, то ЧНП увеличится на ту же величину, если Δ G = Δ Т, то Δ ЧНП = Δ G.
Влияние гос.расходов и налогов на совокупный спрос. Исследования показывают, что увеличение гос.расходов и снижение налогов на одну и туже величину оказывают разное влияние на совокупный спрос. При увеличении гос.расходов они непосредственно, в полном своем объеме влияют на экономику, увеличивая совокупные расходы, объем производства и уровень занятости. При снижении налогов увеличивается величина располагаемого дохода, но часть его домохозяйства направляют на сбережение, поэтому потребление возрастает не на туже величину, на которую снижаются налоги, а значит и рост совокупных расходов, объема производства и занятости так же отстают от темпов снижения налогов. Кроме того гос.расходы и налоги оказывают разное влияние и на бюджетный дефицит. Рост бюджетного дефицита отстает от роста гос.расходов, т.к. при возрастании гос.расходов увеличивается объем производства, увеличивается занятость, увеличиваются доходы населения, а значит и налоговые поступления, которые отчасти покрывают бюджетный дефицит. При увеличении же налогов бюджетный дефицит сокращается на меньшую величину, чем возрастание налогов. Это связано с тем, что рост налогов ведет к сокращению объема производства, занятости и доходов населения, в результате чего налоговые поступления в бюджет сокращаются. При снижении же налогов бюджетный дефицит увеличивается большими темпами, чем данное снижение налогов. Таким образом, при осуществлении фискальной политики следует иметь в виду, что увеличение гос.расходов оказывает большее влияние на совокупный спрос, чем снижение налогов, а снижение налогов ведет к большему бюджетному дефициту, чем увеличение гос.расходов.
Недискриционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – это любые меры, которые увеличивают бюджетный дефицит в период спада экономики, и сокращают дефицит в период подъема и инфляции. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. 1) Прогрессивная система налогообложения. В период подъема в экономике и нарастания инфляции доходы населения растут, а поэтому налоговые поступления в бюджет увеличиваются, таким образом изымаются лишние деньги из экономики, сдерживая рост цен и тормозя подъем. При спаде в экономике доходы населения уменьшаются, налоговые поступления уменьшаются, это способствует замедлению падения совокупных расходов и тормозит спад. 2) система социальных пособий. В период подъема в экономике доходы населения растут, а поэтому социальные выплаты уменьшаются, тем самым, сокращая совокупные расходы и сдерживая подъем. В период спада доходы населения сокращаются, соц.выплаты увеличиваются, совокупные расходы возрастают и спад замедляется. Кроме этого к встроенным стабилизаторам относят изменение уровня цен и процентной ставки.
Существует несколько проблем при осуществлении фискальной политики: 1) Проблема временных лагов (промежутков): а) существует временной промежуток между возникновением проблемы и ее осознанием. В экономике в течении 2-5-месяцев может быть инфляция прежде, чем это проявится в статистических данных и будет осознано правительством; б) существует временной лаг между осознанием проблемы и принятием решения. Чтобы правительство приняло решение о понижении или повышении налогов необходимо длительное время. Этот временной лаг называют административным запаздыванием; в) существует временной лаг между принятием мер и их последствиями для экономики. Этот лаг получил название функционального запаздывания. Все эти временные лаги снижают эффективность фискальной политики. 2) Политическое воздействие на экономику. Здесь возможны две ситуации: а) существует политическая предрасположенность к бюджетным дефицитам, т.к. население всегда будет требовать уменьшение налогов и увеличение гос.расходов. В результате, чтобы завоевать симпатии населения политические деятели проводят иногда стимулирующую политику, даже если в экономике подъем и инфляция, а значит необходима сдерживающая политика; б) существует понятие политического цикла в экономике. Это цикл, обусловленный политическими мотивами. В преддверья выборов правительство проводит обычно стимулирующую политику, чтобы завоевать голоса избирателей. В результате, в экономике возникает подъем, вызванный правительством. После выборов, в следствии такой стимулирующей политики в экономике как правило возникает инфляция. В таких условиях правительство принимает решение о проведении сдерживающей политики, чтобы потом перед выборами вновь осуществить стимулирующую политику. 3) Эффект вытеснения. При проведении стимулирующей политики в бюджете возникает дефицит. Есть 3 способа его покрытия: а) эмиссия – он не эффективен, т.к. приводит к инфляции; б) займы у Центрального Банка – этот путь также является инфляционным; в) займы денежных средств у населения по средством выпуска облигаций – этот способ менее инфляционный, т.к. общее количество денег в экономике не увеличивается. Для осуществления займа государство выходит на денежный рынок. При неизменном предложении денег спрос на деньги повышается, что вызывает рост процентной ставки, в результате мелкие и средние предприятия уменьшают свои инвестиции и частные инвесторы вытесняются с рынка государством. Причем, если инвестиционные расходы сокращаются в том же объеме, что и увеличиваются гос. расходы, то действие стимулирующей фискальной политики полностью нейтрализуется. Здесь существует два ограничения: Во-первых, стимулирующая политика может улучшить ожидания предпринимателей в результате чего, даже при росте процентной ставки объем инвестиций не снизится; Во-вторых, можно обеспечить в экономике равенство между спросом на деньги и предложением денег. В таком случае процентная ставка повышаться не будет и эффект вытеснения не срабатывает. Графическое изображение эффекта вытеснения: Увеличение
гос.расходов должно вызвать смещение
кривой совокупного спроса с AD до
AD1, но из за того, что часть частных
инвестиций вытесняется государством
эффективность стимулирующей
фискальной политики ослабляется и
AD смещается только до уровня AD2.
4) Проблемы инфляции. Если экономика функционирует на промежуточном отрезке, то при увеличении
гос.расходов и уменьшении
налогов прирост совокупных
расходов от части будет
рассеиваться из-за роста цен и
снижать эффективность
стимулирующей политики.
Стимулирующая фискальная
политика смещает кривую
совокупного спроса с AD до AD1, при этом из-за роста цен объем производства увеличится не до Q2, а до Q1. экономика функционирует в условиях близких к полной занятости, то действие стимулирующей политики полностью нейтрализуется ростом цен (при стимулирующей политике AD1 смещается к AD2, цены возрастают доP2, а объем производства фактически не меняется. Таким образом, стимулирующая политика лишь подтолкнула рост цен (инфляцию).
|