Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая работа 1 страница
Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия (например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь). Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника. Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить. Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали?», «Какие мои слова или действия были вам наприятны?», «Представьте, что вы на меня злитесь». Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Например, попросить еѐ посмотреть на мужа и почувствовать, появляется ли в еѐ теле напряжение. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Ещѐ один вариант — попросить Беверли действовать наоборот: постоять за себя, сказать мужу, что она права, и не позволить ему взять ситуацию под свой контроль. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента («Как вы сейчас дышите?»), до сложнейших ролевых игр с большим количеством участников. Когда эксперимент ещѐ не стал привычным для клиента, вклад терапевта (активность, новые предложения, энергия) очень велик. На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает? Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает?». Если эксперимент попал в точку, клиент будет всѐ больше и больше втягиваться в процесс и влиять на то, что происходит: «Нет, я хочу сказать другое» или «Я только что понял что-то новое». У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Всѐ это относится не к результату эксперимента. Результат — дело клиента. Задача терапевта — занять позицию творческого безразличия, когда возможно всѐ и не бывает хороших и плохих результатов. Завершение Во время эксперимента часто случается, что клиент неожиданно выходит из роли или останавливает процесс. В этом случае важно понять, чего в действительности хочет клиент: сделать паузу, прекратить эксперимент или выбрать другое направление. Однако на определѐ нной стадии эксперимента становится понятно, что пора заканчивать. Ориентируйтесь на клиента. Выход из роли, комментирование клиентом того, что произошло, инсайт, перепад энергии, который сигнализирует о том, что клиент уже не здесь, — верные признаки того, что эксперимент закончился. В такой ситуации терапевту очень легко пойти на поводу у собственных амбиций и представлений о том, как нужно закончить эксперимент, и настоять на том, чтобы клиент продолжил. Порой терапевту приходится приложить грандиозные усилия, чтобы удержаться в позиции творческого безразличия и позволить клиенту прийти к результату, который устраивает клиента (не терапевта!). Учитывая всѐ вышесказанное, не стоит останавливать эксперимент в тот момент, когда и клиенту, и терапевту очевидно, что начинается новый, интересный виток. Тем не менее, есть смысл завершить эксперимент как минимум за десять минут до конца сессии, чтобы иметь возможность восстановить отношения клиента с терапевтом, отчитаться о проделанной работе и подготовиться к прощанию. Можно просто напомнить клиенту о конце сессии, можно договориться перенести то, что вы не успели сделать, на следующий раз. Терапевт использует всю свою чувствительность и креативность, чтобы помочь клиенту завершить эксперимент и вернуться к реальной жизни. Пример Беверли инсценирует жаркий спор с мужем. Еѐ трясѐ т от гнева. Терапевт понимает, что до конца сессии осталось всего пятнадцать минут и принимает решение вмешаться. Он говорит, что сессия подходит к концу и Беверли должна найти способ как-то завершить этот контакт — на данный момент. Терапевт предлагает Беверли сказать мужу, что сейчас они должны остановиться, но она ещѐ вернѐ тся. Беверли представляет себе, как она помещает мужа в безопасное место, где он будет ждать еѐ возвращения. Затем терапевт просит Беверли понаблюдать задыханием и чувствами, вернуться в кабинет, к терапевту, и понять, что ещѐ ей нужно сделать, пока сессия не закончилась. Ассимиляция опыта После завершения эксперимента стоит подвести итоги. На этой стадии клиент может обсудить с терапевтом то, что случилось во время сессии, и ассимилировать новый опыт, как в контексте этой встречи, так и в более широком смысле — применительно к реальной жизни клиента. Здесь очень важен момент осознавания клиентом ограниченности его системы убеждений. Иногда можно составить план дальнейших действий клиента по ассимиляции нового опыта. Очень важно в этот момент подчеркнуть взаимозависимость внутренних ресурсов клиента и внешней среды. Инсайты, более глубокое самосознание, расширившиеся горизонты, возможно, не сразу дадут о себе знать в реальной жизни. Иногда клиент кричит: «Эврика!» — и сразу видит всю картину целиком. Но иногда эксперимент — это лишь первый шаг на пути к исследованию себя или завершению незавершѐ нного гештальта. Пример Выразив свой гнев, усилив самоподдержку и найдя в себе силы посмотреть мужу в глаза, Беверли осознала, что всю жизнь избегала конфликтов с отчимом. Так Беверли перешла в новую фазу своего психотерапевтического процесса, где начала исследовать источники своих проблем. Беверли приняла решение попробовать этот новый паттерн поведения за пределами кабинета и поговорить о прошлом со своим отчимом. Если клиент прерывает эксперимент на середине, возвращаясь к тому, что происходит здесь и сейчас, тоже очень важно подвести итоги. Терапевт должен сказать о том, что эксперимент приостановлен, и прояснить, что было причиной остановки, какое значение имеет эта остановка и что нужно клиенту для завершения ситуации. Ниже мы предлагаем читателю два эксперимента — небольшой практикум на закрепление пройденного.
Глава 9. Модификация и прерывание контакта Вы не раз слышали, что гештальт — это терапия контакта. Гештальт-терапия считает, что психически здоровый человек обязательно находится в контакте с самим собой и окружающей средой. Однако то, как человек вступает в контакт, зависит от множества факторов. В разных ситуациях мы действуем по-разному: мы сдерживаем, например, свой порыв перебежать дорогу, и смотрим сначала по сторонам, а на похоронах — не сдерживаем слѐ зы. По сути, жизнь здорового человека — это непрерывное творческое приспособление, направленное на удовлетворение постоянно меняющихся потребностей и поиск компромисса между желаниями самого человека и потребностями окружающих его людей и среды. В идеале процесс приспособления непрерывен: человек меняется сообразно изменениям в поле. Это можно наглядно проиллюстрировать следующим примером. Младенец выражает свою боль через громкий плач, который привлекает внимание взрослых. Когда ребѐ нок становится старше, он учится выражать эмоции словами. Постоянно имея дело с одними и теми же потребностями, мы учимся с ними обходиться. Самые действенные из этих способов становятся привычными. Это необходимо для нашей жизнедеятельности. Проблема возникает, когда в поле происходят изменения и ранее действенный способ установления контакта вдруг перестаѐ т работать. Эти неполадки могут возникать в какой-то конкретной ситуации или затрагивать целый ряд ситуаций, превращаясь в застывший паттерн поведения (чаще всего не осознаваемый человеком). Человек теряет свободу выбора, по инерции используя способ поведения, который когда-то работал или, по крайней мере, казался более-менее удачным, например, заглушать душевную боль алкоголем или «заедать» свои проблемы. Так ребѐ нок, которого избивали в детстве, может избегать близких отношений, став взрослым. Очень большая доля проблем, с которыми клиенты приходят в терапию, связана с перезревшими плодами творческого приспособления, которые в начале были адаптивными, а затем превратились в незавершѐ нные гештальты. 9.1 От «механизмов сопротивления» к «модификации» Когда гештальт-терапия только зарождалась, было выделено несколько стандартных видов прерывания контакта. Фредерик Перлз в своих работах описывает такие виды прерывания контакта как ретрофлексия, конфлюэнция (слияние), десенсибилизация (потеря чувствительности), интроекция, проекция, эготизм. Польстеры в 1973 году дополнили этот список понятием «дефлексия». Тогда способы прерывания контакта воспринимались как нездоровое проявление: как механизмы сопротивления, попытки сбежать или уклониться от контакта, и все усилия психотерапевта, как отмечалось в ранних трудах по гештальт-терапии, были направлены на борьбу с этими порочными механизмами, что способствовало укреплению психического здоровья клиента. Однако в последние годы взгляды на эту проблему кардинальным образом изменились32. Согласно теории поля, не бывает хороших и плохих, полезных и ненужных механизмов сопротивления. Всѐ зависит от конкретной ситуации. Таким образом, сегодня терапевты стараются отказаться от термина «механизмы сопротивления» в пользу понятия «модификация контакта». «Модификация контакта» — плод творческого приспособления, которое либо работает в данной ситуации, либо не работает. Здоровый человек свободно перемещается по континууму: от избегания контакта к частичному и полному контакту — в зависимости от поля. Каждый из вариантов приемлем, нормален и может обсуждаться, только учитывая общий контекст конкретной ситуации и особенности личностного развития клиента. В этой книге мы развиваем идеи Дженни Маккевен, предлагая вниманию читателя семь континуумов. На одном полюсе находятся семь видов прерывания контакта по Перлзу, на другом — их полярности, а между ними — огромное количество оттенков. В жизни бывают ситуации, когда каждый из видов прерывания контакта оптимален для клиента, например, изоляция для отшельника или слияние между матерью и младенцем. Поэтому мы опишем каждый из континуумов как набор потенциально здоровых реакций, которые зависят от контекста каждой конкретной ситуации. Все способы модификации контакта приведены в таблице ниже. Напротив каждого способа модификации находится полярность; они представляют собой крайние точки континуума. Для каждого из континуумов мы предлагаем способы работы с полярностями, которые превратились в застывшие паттерны поведения.
Ретрофлексия Импульсивность Дефлексия Открытость Десенсибилизация Чувствительность Конфлюэнция Обособление Эготизм Спонтанность Проекция Присвоение Интроекция Отвержение 9.2 Некоторые соображения общего характера Очень часто клиент не осознаѐ т, что прерывает контакт и что у него есть выбор, делать это или нет. В таком случае задача терапевта — помочь клиенту осознать, как клиент вступает в контакт. Здесь терапевту надо быть очень внимательным. Он должен отслеживать, какие детали клиент упускает из виду, какие варианты действий есть у клиента, какими потенциальными возможностями клиент не пользуется. Например, клиент не замечает, как меняет тему разговора, избегая тяжѐ лых переживаний (дефлексия), или как сжимает кулаки, говоря об отце. Клиент не осознаѐ т, что кроме избегания есть ещѐ и другой способ поведения: выразить эти чувства. Поделитесь своими наблюдениями с клиентом: «Я вижу, что вы сжимаете кулаки, каждый раз, когда начинаете рассказывать о своѐ м отце. Вы это осознаѐ те?» или «Попробуйте позлиться на отца». Таким способом можно привести клиента к осознанию способа прерывания контакта, который он использует, чтобы уклониться от тяжѐ лых переживаний. Возможно, в прошлом этот способ помог кли* енту выжить. В таком случае следует обратиться к истокам проблемы, используя, например, технику усиления, описанную выше. Кроме того, клиенту может потребоваться помощь в выработке новых способов поведения в сложной ситуации, с которой раньше он управлялся при помощи застывших паттернов. Иногда это приспособление становится главной целью терапии клиента. Перейдѐ м теперь к рассмотрению видов прерывания контакта, концентрируясь на тех случаях, когда они перестают работать. 9.3 Ретрофлексия-импульсивность Ретрофлексия - это подавление импульсов, побуждений к действию (что-то сказать, выразить какое-либо чувство, как-то себя повести). Поток энергии блокируется, что приводит к ряду негативных последствий. Например, чувство, которое не выразили, может естественным образом исчезнуть. Однако если сильные чувства часто не получают выражения, энергия обращается против самого человека, и это приводит к различным психосоматическим заболеваниям и депрессии. Рекомендации по работе с ретрофлексией Попробуйте найти интроект, который является причиной ретрофлексии. Здесь важно, чтобы клиент проговорил, что может случиться, если он даст волю своим чувствам. Работа с ретрофлексией считается завершѐ нной, только когда найден достаточный ресурс поддержки и клиент понимает, как обращаться с энергией, которую раньше подавлял. Пример Белла насильственно подавила в себе беспокойство, связанное с неумением адекватно выражать злость, и попробовала перешагнуть через этот интроект, чтобы прекратить ретрофлексию. В итоге Белла накричала на директора компании, в которой работала, и была понижена в должности, что, разумеется, только укрепило еѐ во мнении, что чувства надо держать при себе. Следовательно, еѐ склонность к ретрофлексии усилилась. Так как ретрофлексия тесно связана с телесными проявлениями, есть смысл отнестись с особым вниманием именно этому аспекту терапии. Предложите клиенту проследить, где в теле блокируется энергия. Можно попросить клиента поговорить с этими частями тела и послушать, что они скажут. Наконец, в некоторых случаях есть смысл попробовать «вдохнуть» энергию и расслабиться. Попробуйте попросить клиента сыграть ретрофлексию. Особенно хорошо эта техника работает, когда клиенту уже удалось выявить интроект, который является причиной ретрофлексии (например: «Нельзя злиться»). Предложите клиенту внимательно следить за своим телом, усиливая напряжение до максимума и повторяя интроект вслух. Так клиент сможет выразить чувства в безопасной обстановке. На другом конце континуума находится чрезмерная импульсивность, произвольность в выражении эмоций, которая в лучшем случае выражается в сильных вспышках активности, а в худшем — ничем не ограничена и может принести вред и самому человеку, и окружающим. Пример Леонард очень тяжело переносит любые изменения планов. На работе он часто выходит из себя из-за любых, даже самых мелких, ошибок сотрудников. Он злится, если плохо работает телефон. В таких ситуациях он бубнит себе под нос ругательства, нервно ходит из стороны в сторону и с яростью бьѐ т кулаком в дверь (причиняя себе боль), а то и швыряет телефон об пол. Рекомендации по работе с импульсивностью Если клиент понимает, что с импульсивностью надо бороться, стоит попытаться научить его осознавать и отслеживать все стадии цикла контакта. Просите его обращать внимание на возникающие в нѐ м чувства и ощущения, следить за появлением интереса, осознавать всѐ, что происходит. Затем клиент должен по порядку рассмотреть все имеющиеся у него возможности и выбрать что-то одно. Такая последовательность действий поможет клиенту снизить скорость реакции и осознать, чего он хочет и как это можно получить. Такое упражнение может оказаться очень сложным для клиента; в таком случае следует снова и снова закреплять этот навык во время сессии. Может потребоваться и помощь терапевта, который будет постоянно спрашивать клиента, что он чувствует, что ощущает и как ему это. Очень полезны бывают при работе с такими клиентами упражнения на заземление, которые мы описывали в предыдущих главах. Зачастую склонные к импульсивности клиенты полностью оказываются во власти нахлынувших чувства. Для них характерны такие высказывания: «Меня переполняет гнев», «Я сейчас взорвусь». Заземление и осознание помогут такому клиенту вернуться в свои границы. 9.4 Дефлексия-открытость Дефлексия — это уклонение, попытка не обращать внимания на раздражители внутри и вовне, избегание осознавания. Для дефлексии характерна либо блокировка раздражителя, либо переключение внимания на что-то другое. Чаще всего дефлексирующие клиенты уходят от своих чувств и переживаний здесь и сейчас, болтая без умолку, смеясь над собой или постоянно концентрируясь на нуждах окружающих. Такие клиенты резко меняют тему разговора, когда заходит речь о чѐ м-то травмирующем; кажется, что они просто чего-то не видят или не слышат, не понимают или понимают как-то по-своему то, что было им сказано. Суть дефлексии в постоянной борьбе с осознаванием, а это значит, что клиент будет всеми силами сопротивляться вашим интервенциям, как только вы попробуете затронуть больную тему. Дефлексию иногда очень сложно распознать: иногда вы понимаете, что столкнулись именно с этим механизмом только в середине разговора, когда вдруг обнаруживаете, что говорите с клиентом о чѐ м-то постороннем и не помните, как вышли на эту тему. Рекомндации по работе с дефлексией Всеми силами старайтесь держаться выбранной темы, постоянно предлагая клиенту обращать внимание на то, о чѐ м сложно говорить. Например: «Я вижу, что тебе неприятно вспоминать, что тебя усыновили, и ты предпочитаешь вообще об этом не думать» или: Пример Терапевт. Ты действительно думаешь, что она нарочно не обращает на тебя внимания? Клиент. Ну, она прошла рядом, как и на прошлой неделе. Но уткнулась в свои бумаги. Терапевт. Ты думаешь, что она нарочно? Клиент. Не так уж сложно сказать: «Здравствуй». Я просто хочу, чтобы меня замечали. Терапевт. Я вижу, что ты не отвечаешь на мой вопрос. Я спросил: думаешь ли ты, что она так поступила нарочно? Клиент (несколько секунд молчит с недовольным видом, затем расслабляется). Да нет... Едва ли. Маловероятно. Наверное, она просто меня не заметила. Думала о чѐ м-то своѐ м. Но если я не буду злиться на неѐ за невежливость, мне будет гораздо хуже. Она просто не заметила меня. Как будто я — невидимка. Терапевт. Каково это — быть невидимкой? Клиент. Ужасно. Это значит, что я никому не нужен, ни для кого не важен. Терапевт. То есть ваша самооценка зависит от того, замечает она вас или нет? Вам постоянно придѐ тся прерывать процесс дефлексии - тактично, но настойчиво, например: «Остановитесь на минутку...» Только потом вы можете поделиться с клиентом своими наблюдениями: «Я вижу, что каждый раз, когда заходит речь об этом, вы уклоняйтесь от разговора. Так ли это?» Или: «Я вижу, что вы не хотите отвечать на мой вопрос. Вам сложно говорить на эту тему?» Таким образом, с одной стороны, вы признаѐ те право клиента не касаться тем, которые он не хочет затрагивать, но с другой, помогаете ему осознать механизм дефлексии и проговорить вещи, которые могут оказаться важными. Другая полярность того же континуума — чрезмерная открытость клиента. Об открытости мы говорим, когда клиент не закрывается от мира и готов принять всѐ, что получает извне. Согласитесь, на первый взгляд довольно полезное качество, однако и оно, доведенное до предела, может мешать терапии. Современный мир полон раздражителей. Мы подвергаемся воздействию миллионов раздражителей каждую секунду своего существования. Добавьте к этому бесконечное разнообразие наших чувств, мыслей, ощущений. Слишком открытый всему человек, в отличие от дефлексирующего, получает безумное количество информации, и придаѐ т ей повышенное значение. Открытый человек зачастую оказывается неспособным фильтровать информацию, выбирать то, что нужно для удовлетворения насущных потребностей. Такому клиенту свойственно «растекаться мыслью по древу», снабжая свой рассказ массой ненужных деталей. Он ни в чѐ м не уверен, потому что слишком занят, стараясь хоть как-то упорядочить материал. В самом худшем случае такой клиент окажется психотиком, который тратит много усилий, чтобы контролировать все раздражители, и в итоге теряет способность выделять фигуру. Рекомендации по работе с открытостью Попросите клиента сосредоточиться на его мыслях и чувствах, чтобы понять, с чем связана его реакция, и составить план шагов, которые нужно предпринять для удовлетворения потребности. Помогите клиенту составить иерархию его ощущений: «Что из перечисленного для вас важнее? Как вы это поняли? Что ещѐ для вас важно?» Предлагайте клиенту больше упражнений на заземление, которые способствуют повышению самосознания. Исследуйте интроекты клиента, связанные с отношением к людям вокруг. Осторожно попросите клиента представить, что случится, если он не будет уделять внимание малозначительным вещам или людям, упустит из виду какие-либо детали и т.д. 9.5 Десенсибилизация-чувствительность Десенсибилизация служит тем же целям, что и дефлексия. Это тоже способ избегать контакта с раздражителем. Однако если дефлексия затрагивает лишь средний уровень осознавания, то десенсибилизация блокирует чувства глубинного уровня. Здесь на помощь терапевту приходят его собственные мысли и чувства здесь и сейчас. Если во время сессии вы за-сыпаете или чувствуете себя подавленным, это верный признак того, что перед вами клиент, склонный к десенсибилизации. В присутствии дефлексирующе-го клиента у терапевта, напротив, появляется много энергии, потому что терапевт чувствует раздражение, тревогу или разочарование. Пример Кэтлин жалуется, что не замечает голода, а во время сессии сидит на самом краешке стула, хотя еѐ ноги затекли; брат Жан-Люка недавно умер, а мальчик говорит, что ничего не чувствует; Джен-нифер жестоко избили, а она рассказывает об этом совершенно спокойно. Рекомендации по работе с десенсибилизацией Обращайте внимание на дыхание клиента, его телесные ощущения, следите, чтобы клиент осознавал, что с ним происходит, где в его теле есть энергия, а где нет. Попросите клиента подумать, какие чувства он мог бы испытывать в этой ситуации или что мог бы чувствовать другой человек. Поделитесь чувствами, которые рассказ клиента вызвал у вас, или предложите несколько вариантов поведения в этой ситуации. Понаблюдайте за тем, как реагирует на ваши слова клиент, отзывается ли он на что-то. Хорошую технику по работе с десенсибилизацией описывает Кэпнер (Kepner, 1977). Он предлагает совместными с клиентом усилиями отыскать наиболее чувствительную часть тела и попробовать наладить с ней контакт, что может способствовать обретению потерянной чувствительности. Затем терапевт помогает клиенту постепенно расширить чувствительную зону. Очень часто, когда клиент наконец обретает чувствительность, включаются другие «пособы блокировки — особенно если рассматриваемая тема слишком болезненна. Поэтому прежде чем сыпать соль на рану, убедитесь, что клиент это перенесѐ т. Для работы с травматическими ситуациями нужны достаточные ресурсы самоподдержки. Другая полярность — излишняя чувствительность. Такой клиент очень хорошо осознаѐ т то, что происходит здесь и сейчас. Он внимателен и к своим чувствам, и к среде. В некоторых случаях это говорит о целостности клиента и выдающемся умении сострадать. Однако если человек получает слишком много информации извне и изнутри, он оказывается перегружен этой информацией и не может еѐ фильтровать. От этого часто страдают ипохондрики или, если дело ещѐ не зашло слишком далеко, люди, которые не могут понять, каким чувствам следует уделить первоочередное внимание. Пример Рон использовал дефлексию, чтобы избегать чувства стыда и переживаний, которые казались ненужными. Когда Рон глубже исследовал свои чувства, выяснилось, что на самом деле он не может переносить пренебрежительного отношения со стороны других — реального или кажущегося. Любое случайное замечание, которое Рон воспринимал как критику, надолго выбивало его из колеи. Рон чувствовал себя униженным и поэтому предпочитал критиковать других, пряча свою чувствительность за злобой. Позже Рон выяснил, что этим паттерном обязан отцу, который был с ним холоден и постоянно критиковал. Очень часто люди находятся одновременно на двух полюсах: например, ипохондрик очень чутко относится к своему телу, но не осознаѐ т, что чувствует, следовательно, не может объяснить, с чем связаны боли. Рекомендации по работе с чувствительностью См. способы работы с десенсибилизацией. Очень важно делать паузы и не спешить, чтобы у клиента была возможность войти в контакт с собой и понять, чего он хочет. Если клиент остро реагирует на критику — реальную или воображаемую, есть смысл пройти немного дальше и понять, что может произойти, если клиента раскритикуют. Что клиент испытывает, когда слышит критику? Как клиент к себе относится? Например, клиент может быть уверен, что не имеет права быть несовершенным, потому что тогда люди будут считать его ничтожеством. Для такого клиента будет полезно упражнение на границе контакта. 9.6 Конфлюэнция-обособление Эти две полярности тесно связаны с категориями сближения и отдаления. Здоровый человек свободно передвигается по континууму от полного слияния (например, во время секса) к обособлению (чтобы расслабиться или помедитировать). Если же человек застревает на какой-то стадии, у него явные проблемы либо с привязанностью, либо с обособлением. Так, человек, который боится близкого контакта с другим, расценивая контакт как угрозу (страх потери, отвержения, обиды, что бросят и т.д.), решает эту проблему или путѐ м слияния с партнѐ ром, или, наоборот, максимальным отчуждением. Пример Наоми, описывая свои трудности в общении с мужем, внимательно смотрит терапевту в глаза. Она часто вздыхает и время от времени выдаѐ т реплики, которые явно нуждаются в расшифровке. Иногда она не договаривает предложения, словно приглашая терапевта завершить их. В эти моменты она улыбается, как бы подбадривая терапевта. Наоми. Раньше мы с мужем очень любили проводить время вместе, мы не расставались ни на минуту, но сейчас... (выжидающе смотрит на терапевта) Терапевт. Сейчас всѐ изменилось? Наоми. Да — теперь мы постоянно спорим. Раньше мы всѐ обсуждали, а теперь... Это просто невыносимо... Терапевт. То есть теперь вы не обсуждаете спорные вопросы? Наоми. Ну да. Раньше мы никогда не ссорились, наши мнения всегда совпадали — как в общем, так и в мелочах, а сейчас... Терапевт. То есть вы хотите сказать, что раньше у вас не было поводов для ссор? Наоми. И правда! Никогда об этом не задумывалась! (Здесь у терапевта появилось ощущение, что он не справляется. Он так и не понял, в чѐ м проблема Наоми, но при этом разговор вроде бы шѐ л гладко. Тогда терапевт поинтересовался, часто ли Наоми такое случается в реальной жизни). Клиент, склонный к слиянию, обычно ведѐ т себя, как будто его собеседник — часть его. Конфлюэнция — это неспособность чувствовать границы между людьми. Конфлюэнтного клиента переполняют чувства и желания другого человека. Он растворяется в другом, и поэтому каждый раз, когда наступает отделение, очень переживает или испытывает сильный страх.
|