Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усиление и модерация
Одна из самых эффективных техник повышения осознавания клиента — усиление. Попросите клиента показать во всех красках, как он злится — и вы откроете много нового. Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. И если предложить клиенту повторить, проиграть снова и снова, максимально усиливая, какое-нибудь малозаметное на первый взгляд движение бровей или губ, пожатие плечами, или жест, например, поднятый вверх палец, становится понятным, каких чувств клиент старается избегать, и что он не осознаѐ т. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией. Пример Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «...И ты не заставишь меня узнать!». В свою очередь муж, Гарри, тоже попробовал с разными интонациями говорить: «Мне всѐ надоело». Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Оба супруга очень удивились, когда осознали, сколько ярости прятали друг от друга всѐ это время. Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. «Мне было страшно, и я злилась», — объяснила она. «Пустой стул» Упражнение «Пустой стул» — одна из самых известных техник гештальт-терапии. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами. «Пустой стул» позволяет обратиться к чувствам клиента, исследовать динамику отношений клиента с другими людьми, подтолкнуть клиента к присвоению качеств, которые он отторгает, и попробовать другие способы поведения. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. «Пустой стул» позволяет высказываться каждой из сторон. Пример Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Хикаро мрачнеет: «Думаю, у неѐ не было выбора». Реагируя на появившуюся в поле фигуру, терапевт предлагает клиенту несколько раз повторить: «Думаю, у неѐ не было выбора». Клиент проговаривает эту фразу, и энергия растѐ т. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. По ходу эксперимента Хикаро занимает три позиции: с одной стороны, он испытывает сочувствие к подруге, которая заболела и поэтому была вынуждена отказаться от ужина, с другой стороны, он злится на неѐ за срыв планов. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным. Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» (интроекта) и «собаки снизу» (сопротивления интроекту). На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». «Пустой стул» позволяет клиенту найти компромисс между двумя крайностями, осознать, принять и примирить эти две стороны своей личности. Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас?» (Детали позволяют создать реалистичную картинку: например, холодный и равнодушный отец не может сидеть рядом с ребѐ нком. Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее). «Закройте глаза и представьте, во что он одет, как на вас смотрит, в какой позе сидит или стоит». (Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку). «Медленно откройте глаза и посмотрите на него. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему?» (На этой стадии часто становится очевидным, почему клиент боится этого человека. Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть»). На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать?» Имея дело с «пустым стулом», очень легко регулировать риск, обращаясь либо к тому, что происходит здесь и сейчас, либо углубляясь в переживания клиента. Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Пример Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали? Беверли. Что сыта по горло его критикой. (На этом терапевт может остановиться и продолжить разговор о трудностях, которые клиентка испытывает в общении с мужем, исследуя еѐ чувства здесь и сейчас. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить). Т. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом? Беверли. Ну... да. Не совсем понимаю вас. Т. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Беверли. Хорошо. Т. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Беверли. Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего. Т. Представьте его за столом. Как он выглядит (и т.д.)? Что вы хотите ему сказать? Беверли. Ты, козѐ л, да кто ты вообще такой?! За кого ты меня принимаешь?! Т. Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Беверли. Я... Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя... [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? Т. (с наигранным удивлением) Кого же? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Ещѐ на ступеньку выше можно подняться, если клиент решится сесть на «пустой стул» и ответить себе из другой роли или отважится сделать что-то телом, например, разыграть символическое освобождение.
|