Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздняя архаика






Архитектура поздней архаики. В это время искусство развивается в нескольких центрах. В частности, начинает складываться ансамбль афинского Акрополя.

Характерный памятник поздней архаики – упомянутый выше храм Афины (Деметры) в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э.). Он представляет собой характерную постройку конца архаики. Все пролеты выровнены. Колоннада 6х13, отношение между высотой колонны и антаблементом – 1 к 5. Здесь интересно сочетание элементов двух ордеров: дорической колоннады вокруг храма и ионической колоннады в портике пронаоса. Интересно, что между этими видами колонн есть значительный перепад по высоте.

Еще один важный храм – одно из древнейших сооружений афинского Акрополя – Гекатомпедон («стофутовый», храм Афины Полиади, «Афины покровительницы полиса», илл. 14). Он стоял на месте нынешнего Эрехтейона. Его строительство шло в два этапа. Первый храм небольших размеров был построен в 570 – 560 гг. до н.э., однако он не удовлетворил заказчика, и в 530 г. до н.э., на рубеже зрелой и поздней архаики, его перестроили. Именно в это время осознается необходимость 6-колонного портика. Так достигается компактный размер, в большей степени проявляется идея вертикали. В колоннаде храма происходят заметные изменения. Интерколумний увеличивается, теперь колонну можно выделить как самостоятельный и очень важный элемент, который обнажает вертикаль здания. Космос в эту эпоху не воспринимается как идея борьбы, скорее, речь идет о гармоническом взаимосочетании. Поэтому происходит зрительное облегчение работы конструкции. Капитель приобретает более четкие очертания, эхин тоже становится более простым и четким, из его силуэта уходит распластанность. В антаблементе уменьшается высота архитрава. Тем не менее, мощный триглифо-метопный фриз и коробка фронтона остаются неизменными. Храм заключал в себе целлу Афины с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном – с западной. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому. Фронтон украшался скульптурами.

Одним из наиболее совершенных сооружений поздней архаики был храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес, вторая половина 6 в. до н.э., илл. 15). По своей архитектуре храм Аполлона – дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью – на продольных сторонах. Портики уже не имеют такой увеличенной по сравнению с целлой ширины, которая характерна для построек ранней архаики. План уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты. Его колонны и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Крепкие и тяжелые колонны поставлены довольно часто. Высеченные из пористого известняка, они сильно сужались в верхней части. Эхин и абака имеют большой вынос – выступающие капители подчеркивали массивность лежащего на них антаблемента Еще одна важная деталь: здесь на смену известняку, который крошится и не дает четкой прямой линии и блестящей поверхности, приходит мрамор. Смена материала начинается с крыши, поскольку она видна издалека и играет решающую роль в восприятии храма.. В этом храме на первый план уже выступает ясность и гармоничность пропорций, монументальная строгость архитектурных форм, поэтому его следует рассматривать как непосредственного предшественника замечательных храмов классического периода, сочетающего в себе черты и классики, и архаики.

Наконец, обратимся и к архитектурному ансамблю поздней архаики. Речь идет о храмовом комплексе Дельфийского святилища (6 век до н.э., илл. 16). Вероятно, этот храм и храм Аполлона в Коринфе строила одна бригада мастеров. Дельфы в то время являлись важным религиозным центром и святилищем. Здесь восседал дельфийский оракул и сюда приносили богатые пожертвования со всей Греции. Для строительства здесь приглашались ведущие мастера, так что можно сказать, что именно эти памятники подводят итог искусству архаики и подготавливают эпоху классики.

В состав архитектурного комплекса входило множество зданий. Раскопками открыты: храм Аполлона Пифийского (6 – 7 вв.до н.э.), сокровищницы сифносцев (около 525 г. до н.э.), афинян (начало 5 в. до н.э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 г. до н.э.), театр (2 в. до н.э.), стадион (6 век до н.э.) и другие сооружения.

Ведущую роль здесь играл храм Аполлона (илл. 17, периптер 6х15 колонн с широким интерколумнием, сильно вытянутое помещение, состоявшее из пронаоса, трехнефной целлы и опистодома). Согласно мифу, первый храм Аполлона в Дельфах представлял собой хижину из лавровых ветвей, второй был сделан из пчелиного воска, третий из меди, а четвертый был построен мифическими строителями Трифоном и Агамидом с помощью самого Аполлона. Очевидно, именно этот храм, выстроенный из туфа, погиб в пожаре 548 г. до н.э. Храм, который появился после него, был построен на взносы, собранные по всей Греции и у иностранных владык. Он был окончен около 510 г. до н.э. Выстроен он был из туфа с мраморной облицовкой. Темой восточного фронтона стало явление Аполлона: приход бога в Дельфы в сопровождении своей сестры, Артемиды, и своей матери, Латоны. В центре композиции была изображена колесница с этими богами, а справа и слева – мужские и женские фигуры. На западном фронтоне изображена сцена гигантомахии, от которой сохранились только фигуры Афины, павшего гиганта, фигура мужчины и передние части двух лошадей.

Землетрясение 373 г. до н.э. уничтожило архаический храм, и святилище повторно прибегло к общегреческой помощи для его восстановления. Третья Священная война воспрепятствовала работам, и только в 330 г. до н.э. храм был вновь передан жрецам для совершения священнодействий. Построен он был по тому же плану и практически в тех же размерах. Этому-то храму и принадлежат развалины, которые мы наблюдаем сегодня.

Отметим его основные моменты:

· Храм Аполлона располагался высоко в горах. При его планировке определяющую роль играла следующая идея: храм не доминирует над пространством, а вписывается в него и выделяется на фоне природы как идея космоса, противостоящего хаосу. Отсюда две важных задачи: формирование системы точек зрения на храм и взаимодействие храма и окружающего пейзажа.

· Специально для этого комплекса была рассчитана особая живописная планировка. Храм нужно лишить фронтальной точки зрения, поэтому дорога к нему петляет по склону холма, а не идет прямо как ось. Храм постоянно виден, но при этом он не виден все время с одной точки зрения. Таким образом, он постоянно воспринимается заново.

· В храме сочетаются брутальная каменная кладка и четко выстроенная архитектура. Космос побеждает над хаосом.

· Нет застройки в красную линию. Отчасти это сделано как знак противостояния врагам – ахеменидскому Ирану, с которым Греция вскоре вступит в войну и который предлагает как раз вариант застройки в красную линию (взять хотя бы Персеполь).

· Храм возвышается на платформе. Идея борьбы горизонтали и вертикали, колонны и антаблемента, здесь более не актуальна: очевидно, что идея вертикали доминирует и играет принципиальную роль.

· Важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение.

Среди прочих памятников комплекса стоит упомянуть сокровищницу афинян в Дельфах (510 – 507 гг. до н.э., илл. 18). Стройные колонны портика по пропорциям близки к классическим.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал