Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование советской детской и молодежной журналистики






Меняется принцип коммуникации изданий с аудиторией (система «старший товарищ – младший товарищ»). Основные функции изданий и радиогазет – идеологическая и воспитательная.

В 1919 году в Петрограде по инициативе сотрудников литературного издательства отдела Наркомпроса вышел в свет первый (сдвоенный) номер ежемесячного советского журнала для детей 9-12 лет «Северное сияние». Председателем редакционной коллегии журнала стал А. М. Горький. С журналом сотрудничали В. Авенариус, В. Конашевич, А. Чапыгин; художники — П. Бычкин, К. Фридберг, И. Симаков.

Редакция «Северного сияния» предлагала читателю разнообразный материал в отделах беллетристическом, научно-популярном «Клубе любознательных», где помещались очерки и заметки из области естествознания, техники и прикладного искусства, обзоры важнейших открытий. Был в журнале отдел «Венок книге». Содержания его составляли изречения известных философов и писателей всех времен о книге. Развлекательный материал помещался в отделе «Загадки и шарады». Четкое членение отличает «Северное сияние» от прежних журналов для детей. В 1920 году «Северное сияние» издавалось тиражом 1500 экземпляров. По тем временам, особенно если учесть затруднения с бумагой, это тираж большой. Журнал предлагал читателям присылать в редакцию свои статьи, очерки и заметки.

В 1922 году возникло детское коммунистическое движение. В эти годы начинают издаваться первые пионерские журналы: в Москве в 1922 году - журнал детских коммунистических групп «Юные товарищи», в 1923 году - журнал «Барабан», в том же году в Петрограде - детский альманах «Воробей», в 1924 году он был переименован в «Новый Робинзон». В этом же году в Москве был создан журнал «Пионер», в Ленинграде вместо «Нового Робинзона» начинает выходить «Красный галстук». В 1927 году начал издаваться первый журнал для деревенских читателей «Дружные ребята». Детские журналы выходили и как приложения к газетам и журналам для взрослых: «Юные строители» (1923-1925) - приложение к «Рабочей газете», «Гудок» - детям (1927-1928) - к газете «Гудок», «Детский уголок» (1927) - к «Женскому журналу».

В апреле 1925 года в формате «Радиогазеты» открываются рубрики «Радиооктябренок» и «Радиопионер», «Гимнастика для детей». Радиостанция имени Коминтерна организовала также выпуск радиогазеты для молодежи «Молодой ленинец» (впервые была передана 21 мая 1925 года). На данном этапе важнейшей задачей детской и молодежной журналистики являлась борьба за социалистическое переустройство общества, за победу революции во всех сферах жизни, в том числе и в области воспитания детей. Газета и радио являются пропагандистом, агитатором молодежи.

6. Новая эпоха в советской детской журналистике началась с выходом журналов «Еж» (1928— 1935) и «Чиж»» (1930—1941).

Меняется концепция общения с читателем («на равных»). Основные функции, журналистики реализуемые в журналах, – коммуникативная, обучающая, образовательная, организаторская.

Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К. И. Чуковского. «Ежемесячный журнал» был рассчитан на аудиторию среднего школьного возраста (подростки). К сотрудничеству в «Еже» Маршак привлек писателей, составивших авторскую группу журнала «Воробей», Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина, Е. Шварца, Н. Олейникова, а также членов литературной группы «ОБЭРИУ» — Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого.

Принципы, лежащие в основе формирования журнала:

— основа концепции журнала — учет интересов и потребностей целевой аудитории, а не идеологического компонента;

— обработка информации с учетом психологических особенностей подростков (обучение в игровой форме, например, рубрика «Карта с приключениями», ребусы и головоломки и др.);

— разрабатываются различные герои (закрепляются архетипы), которые являются ведущими соответствующих рубрик (Топорышкин – чудак-изобретатель, Макар Свирепый — путешественник «единственный писатель, который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади» и др.), таким образом формируется содержательная и композиционная модель журнала;

— разнообразие форм коммуникации с читателем (осуществление регулярной обратной связи —

публикация писем, рисунков, стихотворений, рассказов; ведение рубрик «вопрос - ответ», например, страница профессора Трубочкина и др.; реализация внешнередакционной организаторской деятельности редакции — конкурсы, дни и праздники журнала, встречи с читателями и т. д.).

— подписная кампания (рекламная функция — рекламные лозунги и стихотворения, конкурсы, акции).

«Чрезвычайно Интересный Журнал» первоначально он выходил как приложение к «Ежу», но затем приобрел статус самостоятельного издания. Целевая аудитория — двойная (дети дошкольного и младшего школьного возраста и взрослые). Создание же нового журнала позволяло осуществить преемственность между разными возрастными группами читателей (основные функции – коммуникативная, обучающая).

Принципы, лежащие в основе формирования журнала:

— основа концепции журнала — разностороннее развитие целевой аудитории (тематические блоки — литература, наука, быт, обучение и общение в детском саду, школе и др.; для родителей предлагались методики обучения детей письму, чтению, усидчивости, опрятности и т.д.);

— обработка информации с учетом психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (борьба с «беглым чтением» — литературный и публицистический материал журнала компоновался таким образом, чтобы ребенок мог сосредоточить свое внимание, также использовалась система наклонного и вертикального расположения строк; в зависимости от содержания текста применялись различные цвета, размеры и начертание букв; особенность художественного оформления журналов — иллюстрации выполнены техникой, напоминающей ребенку графические приемы, которыми он творит сам);

— придуманные и нарисованные герои ведут соответствующие разделы рубрики (Умная Маша

предлагает варианты решения различных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок; в рубрике «Похождения Умной Маши» печатаются комиксы);

— разработка графической модели журнала как важного элемента концепции (создание модели обложки, привлечение в штат художников — приключения Умной Маши рисовал Б. Малаховский; сериалы первых отечественных комиксов, пронизанных идеей гуманизма, создавал Н. Радлов; животный мир предстал в рисунках Е. Чарушина и В. Курдова; сказочных персонажей рисовали В. Конашевич и Ю. Васнецов);

— создание приложений (журнал в журнале «Красная Шапочка», где публиковались литературные эксперименты Д. Хармс, А. Введенский, Е. Шварц, Н. Олейников, Э. Паперная, Н. Дилакторская, Н. Гернет).

7. Развитие советской детской и молодежной журналистики.

С 30-х годов XX века начинается построение системы ДиМСМИ (периодическая печать и радио). В 1935 г. выходит Всесоюзная детская радиогазета «Пионерская зорька», главными авторами являются юнкоры (см. вопрос о юнкоровском движении). В формате радио для детей реализуются три направления: 1) информационно-просветительские программы о жизни школьников и пионеров; 2) просветительские программы; 3) радиотеатр.

В 1956 году из главной редакции радиовещания для детей и юношества выделилась в качестве самостоятельной редакция вещания для молодежи. Это позволило более четко определить возрастной состав слушателей и разграничить тематику передач, рассчитанных на различные возрастные группы.

В 1962 году прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Внутри молодежных программ появилась дифференциация: специальные рубрики адресовались рабочей и сельской молодежи, студентам, воинам Советской Армии. Вечерняя программа «Юности» посвящалась литературе, музыке и другим видам искусства. Важными функциями радиостанции «Юность» были пропаганда и воспитание в духе советского патриотизма. Была создана серия передач, рассказывающая молодежи о героических подвигах старшего поколения в гражданскую и Великую Отечественную войны, о тех, кто отстаивал и защищал Советскую власть.

 

 

В сфере периодической печати постепенно выстраивается возрастная вертикаль, которая позволяет осуществлять преемственность между разными возрастными группами читателей (формировать советского читателя с активной жизненной позицией):

1) журнал «Веселые картинки» (1956 г.) — для детей дошкольного возраста;

2) журнал «Мурзилка» (1924 г.) — для детей младшего школьного возраста;

3) журнал «Веселый затейник» (1930 г.) — для детей младшего и среднего школьного возраста;

4) газета «Пионерская правда» (1925 г.), журналы «Пионер» (1924 г.) и «Костер» (1936 г.) — для детей среднего школьного возраста;

5) газета «Комсомольская правда» (1925 г.) — для студентов и работающей молодежи.

Происходит дифференциация изданий по возрастному, тематическому, гендерному признакам. Особую нишу занимают просветительские издания (литературные, научные и т. д.). 60-ые, 70-ые годы являются бумом научно-технических (журнал «Юный техник» - 1958 г.) и научно-популярных журналов (журнал «Квант» - 1970 г.).

В 1986 г., по данным Всероссийской книжной палаты, существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Дети и молодежь в качестве сегмента целевой аудитории телевизионных передач стали рассматриваться только в конце 60-х годов. Первыми программами была серия репортажей о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г. Молодежная редакция Центрального телевидения была создана на Центральной студии телевидения в феврале 1958 г. в которой велась разработка и производство телепередач для детей и молодёжи. В 1958 г. в программе центральной станции телевидения появились журналы «Юный пионер», «Молодость». В Ленинграде начинает выходить тележурнал «Молодой ленинградец».

В 1964 г. был запушен проект «Спокойной ночи, малыши!». Конец 70-ых – начало 80-х годов происходит бурное развитие телевидения для детей и молодежи («А ну-ка, парни», «Это вы можете», «12 этаж»). Многие программы существуют не одно десятилетие: «До 16 и старше» - аналитическая программа, посвященная проблемам молодежи (1983-2000 г.), «Телебашня» (1985-1996 г.) и др.

Таким образом, ДиМСМИ становятся самостоятельным компонентом общей системы СМИ, который реализует различные функции.

Два последующих этапа по сути являются ответом на вопрос №2 «Актуальные проблемы для детей различных возрастов».

8. Детские и молодежные СМИ конца XX века (постперестроечный период).

Параллельно существуют два направления развития системы ДиМСМИ: первое — продолжение просветительских и организаторских традиций советской журналистики (без пропаганды и идеологического компонента); второе — реализация западной модели (приоритетное направление — развлекательная и рекламная сфера).

В рамках первого направления разрабатываются образовательные проекты. Например, в 1996 году вышел первый номер «Школьной роман-газеты» (с 2000 г. она называется «Путеводная звезда»). Инициатором выпуска данного издания стал российский детский фонд. Роман-газета выходит один раз в месяц и публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в том числе и отечественной. Внутри издания есть журнал в журнале «Большая перемена» - веселые и познавательные материалы о жизни современного юношества. Журнал рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения учащихся 6-11 классов.

Программы образовательного и обучающего формата существуют и в телевизионном эфире («Звездный час», «Умники и умницы», «Джунгли зовут» и др.) В середине 90-х годов отмечался пик развития детской и молодежной прессы. В 1996 году существовало 40 газет и более 80 журналов. После кризиса 1998 года многие ДиМСМИ оказались коммерчески невыгодными проектами, поэтому были закрыты.

В условиях свободного рынка детская и молодежная печать стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность у читателей («Юношеская газета», «Новая “Пионерская правда”», «Смена», «Мы», «Недоросль», «Ровесник» и др.). Специфической чертой детской журналистики России на данном этапе является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки (газеты «Рост», «Детская веселая газета», «Уральский следопыт» и др.).

В рамах второго направления появляется много СМИ, являющихся «франшизой» и делающих упор на развлекательный контент. В печати на первое место выходит формат гламурных и информационно-развлекательных журналов «Упс», «Yes», «Cool girl», «Штучка», «Bravo» и т. д. На телевидении приоритет отдается музыкально-развлекательным форматам (MTV, МузТВ).

9. Детские и молодежные СМИ начала XXI века (современный этап).

Современные детские и молодежные программы и издания (в отличие от советского периода) не являются системой, так как существуют разрозненно и рассчитаны на отдельные сегменты детской и молодежной аудитории. Радио как СМИ вообще не учитывает детскую и молодежную аудиторию (исключение санкт-петербургский проект «Детское радио»), поэтому в качестве основной зоны интересов подростки называют программы музыкальных приветов и поздравлений.

На телевидении в качестве информационных островков остаются отдельные каналы и программы. При этом доминирует информационно-развлекательный формат (MTV, МузТВ, Q2, «Домашние сказки», «Телетеремок», «Мультиклоуны» и др.). В 2006 году «Первый канал» запустил коммерческий проект канал «Теленяня» (целевая аудитория – дети дошкольного и младшего школьного возраста). В 2007 году в рамках государственной программы по поддержке детского телевизионного вещания был запущен первый детский канал «Бибигон» (целевая аудитория – дети среднего и старшего школьного возраста). В 2011 году на базе программ каналов «Бибигон» и «Теленяня» был создан канал «Карусель». Основная проблема – это кабельный канал, который доступен только жителям крупных городов.

В сфере периодической печати заполненными являются информационные ниши изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как эти журналы рассчитаны на двойную целевую аудиторию (детей и родителей), то есть могут окупаться за счет рекламы. Журналы для дошкольников: «Веселые картинки», «Научи меня, мама!», «Вини и его друзья», «Ну, погоди!» и т.д. Журналы для младших школьников: «Geoленок», «Познай историю с Волли», «Смешарики», «Тошка», «Барбри», «Принцесса» (с точки зрения гендерного признака происходит переакцентирование в сферу изданий для девочек) и др. Преобладающие форматы – информационно-развлекательные и развлекательно-обучающие (визуальная информация превалирует).

В настоящее время на российском рынке масс-медиа наблюдается дефицит качественных информационных продуктов для подростков и студентов. Это обусловлено рядом причин: падением интереса к чтению, переакцентуацией внимания молодежной аудитории в сферу электронных СМИ, переориентацией деятельности редакций в формат развлечений, слабым государственным финансированием изданий, невниманием со стороны рекламного сектора, трудностями распространения печатной продукции и т. д.

Множество проблем, связанных со сложностью создания и реализации информационно-просветительских проектов, свидетельствует о том факте, что ниша молодежных СМИ не заполнена и является своеобразным информационным пробелом. Парадокс заключается в том, что невостребованной оказывается самый активный пласт целевой аудитории. Так, на информационном рынке Новосибирска сложилась уникальная ситуация: на начало 2012 года выпускается только одно городское издание для молодежной аудитории — журнал «Город молодых».

Чтобы понять причину возникшего дефицита прессы для старшеклассников и студентов, необходимо проанализировать тенденции развития соответствующего сегмента рынка масс-медиа. В течение последних пяти лет (2006-2011 годы) городская молодежная пресса Новосибирска была представлена следующими изданиями:

газета «РОСТ» (целевая аудитория — старшеклассники плюс учащиеся первых курсов вузов и ссузов). Из-за недостаточного финансирования в декабре 2011 года было принято решение о приостановлении выпуска издания.

газета «Студенческий город» (целевая аудитория — учащиеся вузов, ссузов) закрыта в 2009 году из-за кризиса;

газета «Gaudeamus» (целевая аудитория — учащиеся вузов, ссузов, работающая молодежь), санкт-петербургский проект закрылся в 2008 году;

журнал «RE: акция» (целевая аудитория — учащиеся вузов, ссузов, работающая молодежь) московский проект закрыт в 2009 году;

журнал «Zigzag» (целевая аудитория — старшеклассники и студенты первых курсов вузов, ссузов). В 2011 году журнал прекратил свой пуск, в связи с отсутствием финансовой поддержки со стороны администрации Новосибирской области (завершение гранта).

журнал «Город молодых» (целевая аудитория — учащиеся вузов, ссузов, работающая молодежь) выпускается три раза в год.

Информационный пробел частично восполняют школьные издания («Автограф», «Школьные новости»), корпоративные вузовские газеты и журналы («Весь университет», «Вестник НГАУ», «Энергия» и др.), а также интернет-ресурсы (www.bibigosha.ru — образовательный сайт для дошкольников и младших школьников, www.mirbibigona.ru — образовательный сайт для подростков, www.shararam.ru — игровой портал и социальная сеть для младших школьников и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал