Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методическое описание программы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи
Цель формирующего эксперимента: профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста путем разработки программы для использования совместно с родителями. Первой ступенью данной программы является непосредственно работа с родителями. Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [57]. Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции [36; с. 25]. Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу Для профилактики агрессивного поведения детей родителям была предложена программа состоящая из рекомендаций по работе с родителями по профилактике проявления агрессивного поведения, а так же 10 психотехнических игр и игровых упражнений (табл. 2). Каждая игра и упражнение рассчитано на 15-20 минут. Родителям рекомендуется применять несколько упражнений в день в течении двух недель. Цели программы: профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи программы: 1.Знакомить родителей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку. 2.Учить родителей определять разные эмоциональные состояния у ребенка и соотносить эти состояния с реальной ситуацией. 3. Учить конструктивным способам управлять эмоциональным состоянием ребенка (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации). Таблица 2. Программа совместной работы ДОУ и родителей по снятию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и игровых упражнений по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. 1. Упражнение «Черная рука — белая рука» [55]. Изобразить «черную руку» — руку, готовую к агрессии: напряженную, со сведенными пальцами. А затем, по условному сигналу, превратить ее в «белую» — расслабленную, готовую приласкать. 2. Упражнение «Разозлились — одумались» [56]. По сигналу «Разозлились!» — напрягается все тело, сжимаются кулаки. По сигналу «Одумались» — все расслабляются и улыбаются друг другу. 3. Упражнение «Рубка дров» [14; с.115]. Цель — прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и истратить ее во время игры. Участники встают так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Поднимают воображаемый топор над головой и с силой опускают его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» 4. Упражнение «Тух-тиби-дух» [61]. Цель — снять негативные настроения и восстановить силы. Учитель на правах ведущего объясняет правила: «Сейчас я сообщу вам слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему. в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. Примечание (которое заранее родителям сообщать не стоит): В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя слово «тух-тиби-дух» должно произноситься сердито, через некоторое время никто уже не может не смеяться. Исследования психологов показали, что агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии — способности чувствовать другого человека. Заключительная игра поможет детям развить его. 5. Упражнение «Доброе животное» [15; с. 56]. Цель — учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Все встают в круг и берутся за руки. Слова ведущего: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем — два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед, выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе!» 6. Игра “Волшебные шарики”. Цель: снятие эмоционального напряжения. Ребенок сидит закрыв глаза, сделав из ладошек “лодочку”. Затем один из родителей вкладывает ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения [16; с. 185]. 7. Игра “Добрые привидения” Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев. Родитель предлагает ребенку поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у” [44; с.84]. 8. Игра: “Кляксы” Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Ребенку предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который ему хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса” [2; с. 92]. 9. Игра: “Котик” Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе. Ребенок находятся на ковре. Под спокойную музыку ребенок придумывает сказку про котика, который: · Нежится на солнышке, · Потягивается, · Умывается, · Царапает лапками с коготками коврик. Используется спокойная музыка. 10. Игра: “Брыкание”. Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара [17; с.19].
|