Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов эксперимента ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 43% (6 человек) детей имеют слабый уровень агрессивности, 57% (8 человек)- средний уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.2). Таблица 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей после внедрения программы по снятию агрессивного поведения в условиях семьи у пятерых детей уровень агрессивности снизился до среднего, а у троих до слабого уровня проявления. Однако следует отметить, что у одного ребенка уровень агрессивности (по результатам методики наблюдения Лаврентьевой) не снизился. У данного ребенка агрессия в коллективе детей не проявляется. Проявление агрессивности наблюдается только дома. Родителям данного ребенка было рекомендовано продолжить занятия по разработанной программе, а так же посетить совместно с ребенком психотерапевта.
Заключение
Различные подходы к объяснению детского агрессивного поведения не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако ясно одно: детское агрессивное поведение есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально–психологические факторы. Детское агрессивное поведение появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации " принципа удовольствия". В дальнейшем развитие такого поведения зависит от отношения к нему родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло–ролевой идентификации и социализации. Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение. Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста является первостепенной задачей психолога в ДОУ. Вовремя проведенная профилактика агрессивного поведения позволит в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций. Для профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста педагогам ДОУ необходимо вести активное взаимодействие с родителями дошкольников. Родители должны обладать четким пониманием причин возникновения агрессивного поведения, и наравне с педагогами активно участвовать в его профилактике. Семья, как и дошкольное образовательное учреждение в работе с детьми должны использовать игры и игровые упражнения, направленные на предупреждение и снятие агрессивного поведения. Только при совместной работе ДОУ и семьи профилактика агрессивного поведения позволит предотвратить его возникновение.
Библиографический список используемой литературы
1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. Семья в России, 2008, № 2, - 32 с. 2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009, 87-89 с. 4. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юрист, 2006. 366 с. 5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., Просвещение. 2008. 16 с. 6. Бандура А. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. СПб.: Речь, 2007. 236 с. 7. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. М.: ТЦ Сфера, 2007, №3. 204 с. 8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2012. 512 с. 9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт РАН, 2009. 368 с. 10. Бреслав Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с. 11. Бреслав Г.М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и диленантов. СПб.: Речь, 2007. 144 с. 12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2005., с. 245 13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.СПб.: Питер, 2008. с.351 14. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. СПб.: Речь, 2007. 146 с. 15. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. Дошкольное воспитание. 2008. № 6. 55-58 с. 16. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2010. 211 с. 17. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии! Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- 17-21 с. 18. Воронин Д.П. Опасные забавы. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2008. 198 с. 19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2007, 253 с. 20. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2007. 144 с. 21. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики.- М., 2009. 350 с. 22. Зинченко В.П. «Психологический словарь» - СПб., 2009. 416 с. 23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 621 с. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акудемия», 2012. 416с. 25. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников. Психолог в детском саду. 2009. №1.с.64-66. 26. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2010. 203с. 27. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. М.: МГУК, 2009. 285с. 28. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М. 2009. 315с. 29. Кузыщин Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. Пермь, 2010. 458 с. 30. Культура и образование. Проблема взаимодействия. Вопросы философии. 2009. № 2. 142 с. 31. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2010. 235 с. 32. Левитов Н.Д. «Психологическое состояние агрессии», М., 2009., 274 с. 33. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 2010. 136 с. 34. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2010. 102 с. 35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., Институт практической психологии, 2007. 269 с. 36. Мулко И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с. 37. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка. М.: ИНФРА, 2009. – 126 с. 38. Платонова Н.М. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. СПб., 2009, 320 с. 39. Реан А.А. Психология детства: Учебник. – СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2006. 350 с. 40. Руманцева Т.Г. Агрессия и контроль. Вопросы психологии. 2009, №5, 6.- 236 с. 41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии.1991. №1. – 94 с. 42. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. Мн., 2009. 158 с. 43. Семенов В.Д. Педагогический процесс. Екатеринбург, 2009. 113 с. 44. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с. 45. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное образование. 2003.№5. 62-67 с. 46. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. Вопросы психологии.- 2012.- №1.- с.17-26. 47. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2008. 208 с. 48. Холостова Е.И. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСУ, 2009. с. 205 49. Фурманов И. А., Фурманова А.М.Психология депривированного ребенка. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. 252с. 50. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 2006., С.185 – 216. 51. Черепанова Е.О. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 2009. 94 с. 52. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2009. 336 с. 53. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. СПб.: Питер, 2008. 438 с 54. Критерии агрессивности по Лаврентьевой Г.П и Титаренко Т.М. Мир научной и популярной психологии. URL: https://psyholog.dp.ua/dlya-psixologa/psixodiagnostika/povedenie/agressivnost/ kriterii-agressivnosti-u-rebenka-po-lavrentevoj-g-p-i-titarenko-t-m.html 55. Упражнение «Черная рука — белая рука». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-detskaya-agressiya-2/ 56. Упражнение «Разозлились — одумались».. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-detskaya-agressiya-2/ 57. Программа тренинга для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста по снижению агрессивности.URL: https://festival.1september.ru/articles/414095/ 58. Основы социальной медицины. Конспект лекций. URL: https://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1325/u_lectures.pdf 59. Технология социальной работы. URL: https://uchebniki.ws/12461220/sotsiologiya/sotsialnaya_profilaktika 60. Анкета для родителей " Ребенок в семье". URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/ankety-dlya-roditelei 61. Упражнение " Тух-тиби-дух". URL: https://www.psyoffice.ru/4-0-2740.htm
|