Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-демографический портрет студенческой молодежи






Молодежь - это социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями [22, с. 13]. Жизнь молодежи как социальной группы в обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими реалиями этого общества. Специфика социального облика молодежи во многом определяется тем, как она реализует свои основные функции - трансляционную, инновационную, воспроизводственную. Это зависит как от способностей самой молодежи, так и от тех возможностей, которые ей предоставляются обществом. Как пишут В.Г. Немировский, С.В. Соколова в монографии посвященной анализу структуры и динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи в 1988-2004 гг. Авторы работы опираются на постнеклассический (универсумный) подход в современной социологии. В основе монографии лежат эмпирические исследования, проведенные среди студентов вузов Красноярского края [22]. Молодежь, ощущает на себе все последствия кризисов в обществе, последствия нравственных, экономических и социальных реформ проводимых в обществе. Все выше сказанное относится непосредственно и к студенческой молодежи, которая представляет собой наиболее социально активную когорту данной общественной группы. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи является социально-психологический настрой, их готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациям. Изучать молодежные представления, анализировать проблемы этой социальной группы для социолога актуально. «Сегодняшняя молодежь - потенциальный участник общественной жизни, и от того, какими ценностями она руководствуется, и какие идеалы она несет, во многом зависят характер общественных отношений и социальная структура России в недалеком будущем» [22, с. 6].

Студенческую молодежь как когорту всей общественной группы молодежи в первую очередь характеризует общий вид деятельности, а именно познавательная, учебная деятельность, в сочетании с научно-исследовательской работой. Также важной характеристикой является наличие статуса «студента». Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, но и само составляет многочисленную и важную социальную группу. Для студенческой молодежи характерны определенные социально-психологические черты, функции, социальные роли, условия жизни, условия труда, условия бы­та, ценностные ориентации, социальное поведение [31]. Эти особенности студенчества определяются в первую очередь общим для всех студентов видом деятельности - обучением, размещением значительной части представителей когорты в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это при­водит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причаст­ности и принадлежности к особой социальной группе - студен­честву. Этому способствуют и различные средства идентифика­ции личности со своим вузом и студенчеством в целом, например, посвящение в студенты, выдача вузовских значков. В сфере культуры для молодежи свойственно стремление максимально использовать предоставляемые в обществе культурные возможности, приобщится к культурным ценностям, развивать свой эстетический вкус. Обучение в вузе существенно влияет на рост культурного уровня у студентов. Культурные запросы студентов формируются как в процессе обучения, так и благодаря информации, получаемой, прежде всего из СМИ. Студенческую молодежь наиболее социальна активная группа. Характеристики, в том числе, и по склонности самостоятельно решать проблему своего трудоустройства и изменения своего социально-профессионального статуса, также молодежь преимущественно поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации.

Студенческая молодежь отражает фундаментальные социальные, политические и макроэкономические изменения. Эти изменения, прежде всего отражаются в социальном составе и положении молодежи в социальной структуре. Вторая группа изменений связана с социальной дифференциацией и расслоением молодежи. Все более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. Например, к традиционным социальным дифференцирующим признакам (по формам занятости, по характеру и содержанию труда) добавляются новые более значимые. Это социокультурные, этнонациональные, социально-пространственные, регионально-поселенческие, материально-имущественные. Сегодня такие тенденции также актуальны. Такое усиление социальной дифференциации молодежи имеет как положительные, так и отрицательные особенности. Например, в условиях развивающегося общества можно усилении дифференциации расценить как положительную особенность, так как для реализации, например, многоплановых групповых интересов появляются новые структурные возможности. А если же общество будет находиться в кризисном состоянии, такая особенность будет негативной, социально-дифференцирующие признаки здесь, часто приобретают статусное значение, что усиливает социальное расслоение и ведет к дезинтеграции общества. Сегодня, расслоение происходит преимущественно по формам собственности, по доступности источников жизнеобеспечения (работы, зарплаты), по материальному и имущественному основаниям.

Но рассматривать молодежь в качестве одной из составляющих будущего общества, в традиционном смысле недостаточно. Ее необходимо рассматривать как часть современного общества, которая несет в себе функцию ответственности за развитие и сохранение этого общества, страны. Эти функции в обществе не выполняет, не замещает ни одна другая социально-демографическая группа. Итак «Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, имеющая свои отличия в образе жизни, ценностных ориентациях, жизненных планах, эталонах поведения и многом другом. Важная особенность молодежи как социальной группы заключается в том, что в этот период закладывается фундамент духовных, нравственных, трудовых позиций, основы ее социального облика»: - отмечает В.Г. Немировский [22, с. 7].

В литературе существуют различные точки зрения на молодежь как особую социальную группу. Также подробно интересы, проблемы, ценности молодежи рассматриваются в рамках социологии молодежи, которая начала формироваться со второй половины 20 века, благодаря инициативе молодых ученых [11, с. 108]. При анализе студенческой молодежи как социально-демографической группы следует использовать обобщенные методологические подходы как российских, так и зарубежных ученых, качественно и подробно описанные в монографии В.Г. Немировского и Е.В. Соколовой «Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход» [22]. Именно материалами из этой монографии мы и будем пользоваться, описывая следующие методологические подходы.

Рассмотрим первый подход, психоаналитический. В основе этого подхода лежит концепция жизненного пути, выводимая из психоанализа. Базируется на идеях доктрин З. Фрейда, которые развивали его ученики, такие как Л. Фойер Л. Шелефф, Р. Бенедикт, Э. Эриксон, благодаря им получила дальнейшую разработку теория «эдипова комплекса», в соответствии с этой теорией объясняется природа конфликтов между поколениями и причины агрессивности выступлений молодежи. Благодаря данному подходу, принципов «понимающей социологии» удалось проникнуть в глубинные пласты молодежного сознания и более полно раскрыть индивидуальность молодых людей.

Второй подход, рассмотренный в вышеописанной монографии, структурно-функциональный. Его сторонники это Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон. В рамках данного подхода была разработана концепция межпоколенного взаимодействия. Согласно этой концепции, самовоспроизводство это основная цель любой социальной системы. Эта цель достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закреплёнными функциями. Но применение данного подхода малоэффективно при анализе такой социальной группы как молодежь, он не всегда применим при изучении динамики в молодежной среде социальных подвижек, и при прогнозе тенденций развития молодежной среды.

И третий подход, который мы рассмотрим, культурологический подход. Основоположники этого подхода Т. Лукман, П. Бергер, А. Шюц. В рамках культурологического подхода рассматривают молодежь с точки зрения феноменологической социологии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Благодаря культурологическому подходу социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе [22, с. 9].

Молодежь представляет собой неоднородную по составу группу, с характерными специфическими социально-психологическими свойствами, ценностями. Следовательно, и при ее изучении нужно придерживаться основных принципов, специально выделенных для научного исследования молодежи:

1. молодежь - определенная социально-демографическая группа, существующая в рамках конкретно-исторического общества;

2. следует анализировать пути постоянного развития молодежи, поскольку каждое новое поколение вырастает в разных социальных условиях;

3. дифференцированный подход - молодежь не является однородной группой.

Существуют разные точки зрения на определение возрастных границ молодого поколения. Общими считаются границы от 15 до 30 лет. Б.А. Ручкин разграничивает эти временные этапы: подростки от 15 до 18 лет, молодежь от 18 до 24 лет и «молодые взрослые» от 25 до 29 лет [22, с. 16]. Мы же молодежь, как социально-возрастную группу, определяем в пределах 18-24 года, так как объект нашего исследования непосредственно студенческая молодежь, и указанные границы преимущественно характерны для студенческого возраста, для процесса профессионального и социального становления.

Студенческая молодежь представляет собой своеобразную социальную общность, ей присущ ряд характерных особенностей. Студенческая молодежь характеризуется восприимчивостью, пластичностью, способностью к усвоению огромного потока информации. Как социальная группа, студенчество всегда открыта новому, ее можно рассматривать как инструментальный элемент социума, позволяет прогнозировать направление эволюционной динамики общества. Важная особенность студенческой молодежи это присущий представителям данной когорты юношеский максимализм. Он проявляется как в поиске знания, мудрости, так и в полном отрицании принятых норм, отрицании осмысленности существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов, готовности переступить через сформированные в процессе исторического развития общества нормы, идеалы и ценности [22, с. 17]. Еще одной особенностью является тот факт, что молодежь особенно подвержена риску, так как ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха, она так же меньше рефлексирует по поводу возможных последствий риска. Следует отметить, что позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи, в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства, свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости [12].

Студенческая молодежь формируется из представителей разных социальных слоев, что позволяет ей в периоды трансформации социальной структуры общества служить выразительным индикатором этих процессов. Многие авторы считают важнейшей характеристикой российской студенческой молодежи ее возросшее расслоение по социально-экономическим показателям, в частности по формам собственности, по доступности источников жизнеобеспечения, а именно работы, заработной платы, по возможности реализации своих интересов и прав. Такое расслоение отражается в специфичности потребностей, интересов, склонностей, ценностей, смыслов и определяет структуру содержания нравственно-эстетического развития [22, с. 18].

Такими образом, можно сделать вывод, что молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, имеющая свои отличия в образе жизни, ценностных ориентациях, жизненных планах, эталонах поведения и многом другом. Она внутренне неоднородна и имеет различия по возрастным, брачно-семейным, профессиональным, материальным характеристикам. Объектом нашего исследования выступает наиболее социально активная когорта данной общественной группы - студенческая молодежь, как социально-возрастную группу, ее часто определяют в пределах от 18 до 24 лет, так как указанные границы преимущественно характерны для студенческого возраста. При разграничении возрастных характеристик мы основываемся на монографии В.Г. Немировского и Е.В. Соколовой «Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988-2004гг. Постнеклассический подход» [22]. Так же характеризуя студенческую молодежь как социально-демографическую группу, целесообразно обратить внимание на тот факт, что изменения в социальном статусе студенчества также связаны с изменением семейного положения. Студенческая молодежь представляет собой своеобразную социальную общность, ей присущ ряд характерных особенностей, пластичность, способность к усвоению огромного потока информации. Как социальная группа студенчество всегда открыта новому, ее можно рассматривать как инструментальный элемент социума, позволяет прогнозировать направление эволюционной динамики общества.

Выбор изучения отношения именно студенческой молодежи к современному искусству обусловлен характеристикой студенческой молодежи как наиболее воcприимчивой и динамичной социальной группы. Именно сегодняшнее поколение молодых людей, формирует свою систему ценностей, взглядов и мнений, которая, возможно, в недалеком будущем станет моделью всего социума.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал