![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материал к кейсу
1. «Профессиональное изменение педагога сопровождается личностными приобретениями и потерями, это не только рост, совершенствование, но и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции неизбежны. Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к своей работе, зацикливается на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки нормативно одобряемой деятельности. Все многообразие факторов, детерминирующих развитие профессиональных деструкций условно делятся на объективные и субъективные. К объективным факторам отнесены: 1) ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности; 2) возрастные психологические изменения (ухудшение здоровья, ослабление психических процессов); 3) интеллектуальная беспомощность; 4) эмоциональная насыщенность педагогической деятельности; 5) формирование индивидуального стиля деятельности, способствующего возникновению педагогических стереотипов; 6) содержание преподаваемого педагогом учебного предмета; 7) внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности, а также случайные события и неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных планов.
Вторая группа факторов обусловлена субъективными причинами: 1) внутренними условиями развития личности; 2) сниженной активностью, необходимой для саморазвития; 3) психологическими качествами (агрессивностью, пассивностью и др.) и психофизиологическими свойствами личности (ригидностью, экстернальностью и др.). Данные психологические особенности личности определяют поведение личности в трудных жизненных и профессиональных ситуациях. Профессиональные деструкции порождают психическую напряженность, ухудшают самочувствие. Если педагог в течение длительного времени не может разрешить возникший дисбаланс, то это приводит к кризисам профессионального становления. Деструктивный выход из кризиса может повлечь за собой регресс личности, резкую смену профессии, отход от активной профессиональной деятельности. Это нерациональное, пассивное, неадекватное реагирование на кризис или уход и возложение ответственности за разрешение противоречий на других людей или на обстоятельства.
|