Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование для устойчивого развития






Современный мир переживает период фундаментальных трансформаций, связанных с формированием постиндустриального общества и принципиально новой инновационной экономики. Формируется постиндустриальное образование, идет процесс перехода к более инновационной его форме – образованию для устойчивого развития.

Дальнейшее совершенствование и обновление системы образования связано с усилением роли человека в общественном развитии. В формировании инновационной экономики и ее конкурентной среды система образования должна обеспечить соответствие получаемых знаний и навыков быстроменяющимся требованиям со стороны общества и экономики, техники и технологий, развитию личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности интегрировать идеи, инновации.

Главным конкурентным преимуществом экономики Беларуси должна стать подготовка образованных и высококвалифицированных людей, что позволит обеспечить благоприятные стартовые позиции для вхождения в новую глобальную экономику знаний.

Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны.

Приоритетные направления развития:

– обновление содержания, структуры и организации образования;

– организация высокоэффективного непрерывного образования в течение всего жизненного цикла;

– укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования;

– модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации;

– улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе;

– развитие инклюзивного образования.

В период до 2020 года основной целью является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям устойчивого развития страны. Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

– обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги в системе дошкольного образования, в том числе на платной основе;

– повышение качества общего среднего образования, включая приобретение знаний и навыков, необходимых для достижения устойчивого развития;

– совершенствование системы профессионального образования с учетом новых принципов взаимодействия природы, экономики и человека.

В системе дошкольного образования предстоит:

– развить систему дошкольного образования в целях обеспечения для граждан «шаговой доступности» услуг учреждений дошкольного образования на основе их реконструкции и капитального ремонта, создания новых, в том числе частных учреждений дошкольного образования, развития различных форм организации дошкольного образования, расширения спектра образовательных услуг с целью получения дошкольного образования в условиях семьи;

– создать условия для развития государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

– разработать концепцию обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста;

– создать условия для увеличения сети групп в учреждениях дошкольного образования, в которых образовательный процесс осуществляется на белорусском языке;

– совершенствовать научно-методическое обеспечение дошкольного образования;

– повысить социальный статус работников дошкольного образования.

В системе общего среднего образования предусматривается:

– внедрение идеологии устойчивого развития в образовательные стандарты общего среднего образования;

– создание рациональной сети учреждений общего среднего образования в соответствии с потребностями граждан в получении качественного образования;

– разработка критериев и методики оценки качества образования по всем образовательным областям;

– расширение участия белорусских учащихся в международных исследованиях качества образования PISA, TIMSS, PIRLS и др.;

– переподготовка руководителей и заместителей руководителей учреждений образования по образовательной программе практико-ориентированной педагогической магистратуры;

– внедрение в практику механизма подушевого финансирования (бюджетирование, ориентированное на результат) и показателей эффективности использования бюджетных средств.

В системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования необходимо:

– развитие системы непрерывного образования на принципах «образование через всю жизнь» путем расширения подготовки рабочих (служащих), специалистов по интегрированным образовательным программам профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

– качественно изменение образовательного процесса путем переориентации системы профессионального образования на идеологию устойчивого развития;

– создание университетских учебно-научно-производственных комплексов с учетом направлений инновационного развития экономики;

– формирование системы двухуровневой (1 ступень – бакалавриат, 2 ступень – магистратура) подготовки специалистов с высшим образованием;

– организация системы подготовки кадров, в том числе опережающей, с участием заказчиков кадров в ее финансировании на основе целевого заказа;

– формирование системы грантовой поддержки одаренной и талантливой молодежи в целях профессионального самоопределения и жизнеустройства;

– улучшение материально-технической базы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе путем оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием и экспериментальной техникой.

В 2021–2030 годах предполагается переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения, в основе которого не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия.

Основной задачей этого этапа станет формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением и активной гражданской позицией.

В целях реализации поставленной задачи необходимо:

– разработать образовательные стандарты нового поколения, включающие вопросы обучения устойчивому потреблению, здоровому образу жизни; создать механизмы мотивации педагогов к повышению качества своей работы и т.д.;

– интегрироваться в Болонский процесс, создать условия для приобретения новых знаний и навыков, способствующих устойчивому развитию общества;

– развить электронное образование, дистанционные интерактивные формы и методы обучения, включая выпуск нового поколения электронных учебников и пособий;

– обеспечить свободный доступ к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;

– расширить рынок образовательных услуг, академическую мобильность обучающихся и педагогических кадров, их участие в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах;

– разработать и внедрить систему мониторинга и оценки качества образовательного процесса.

Повышению доступности качественного образования будет способствовать формирование системы многоканального финансирования, включающей инвестиции субъектов хозяйствования в образовательный процесс, предоставление кредита для получения образования с отсрочкой его погашения, внедрение образовательных ваучеров и другие.

4.5 Качественное здравоохранение и поощрение здорового
образа жизни

Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая основную ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

Стратегической целью развития системы охраны здоровья выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

В качестве основных критериев эффективности и качества развития системы здравоохранения выступают:

– сокращение существующего разрыва в показателях состояния здоровья населения Республики Беларусь и европейских стран;

– увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья (DALE) до 69 лет в 2030 году (против 61, 7 года в 2012 году);

– снижение уровня заболеваемости на 10 процентов и тяжести первичной инвалидности населения до 60 процентов к 2030 году.

Таблица 4.5 – Показатели здравоохранения

         
Продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья, лет 62, 0 64, 3 66, 0 69, 0
Охват антиретровирусной терапией людей, живущих с ВИЧ, и больных туберкулезом, процентов от общего числа заболевших        
Доля врачей, занятых в первичном звене, процент от общего числа врачей        
Уровень потребления алкоголя, литров абс. алк. на чел. в год 11, 6 8, 9   6, 3

 

На первом этапе (2016-2020 годы) развитие системы здравоохранения будет нацелено на укрепление здоровья граждан и улучшение качества оказываемых услуг, достижение к 2020 году устойчивого снижения преждевременной смертности по 4 основным группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета, болезней дыхательной системы) за счет создания единой профилактической среды и развития межведомственного взаимодействия.

Основными направлениямидеятельностив этот период станут:

– развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации, использования доказательных технологий, разработки системы показателей качества и методики их оценки;

– оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и новыми лекарственными препаратами, внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации;

– повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и пересмотра механизма финансирования системы здравоохранения;

– реформирование первичного уровня здравоохранения путем стопроцентного перехода участковой терапевтической службы к общеврачебной практике;

– обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации на базе создания современных региональных перинатальных центров; снижение детской инвалидности;

– сокращение уровня смертности от внешних причин на основе усиления охраны труда и разработки комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий и др.;

– достижение всеобщего доступа к комплексной профилактической, диагностической, лечебной помощи и уходу для пациентов с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, вирусный гепатит, ИППП);

– профилактика ВИЧ, наркомании, курения и алкоголизма у населения, кризисных состояний у подростков и молодежи, укрепление психического здоровья и профилактика суицидального поведения путем усиления профилактической направленности системы здравоохранения, в том числе проведение активной информационной компании о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении человека;

– расширение источников финансирования здравоохранения, включая систему добровольного медицинского страхования, а также выработка материальных методов стимулирования населения в укреплении своего здоровья.

Основной целью в период 2021–2030 годов является создание государственного механизма стимулирования здорового образа жизни как необходимости (введение «моды на здоровье» среди населения). Предстоит выработать единую концепцию здорового образа жизни населения, направленную на формирование нравственной личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и членов его семьи. Акцент будет сделан на создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья населения в процессе его жизнедеятельности (охрана и условия труда, качество окружающей среды, развитие физической культуры и спорта и др.).

Меры и механизмы реализации поставленной цели:

– формирование конкурентной модели деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг путем обеспечения равного доступа всех учреждений к бюджетному финансированию, наделения полной ответственностью и самостоятельностью государственных учреждений;

– увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне, в том числе путем создания высокотехнологичных межрайонных медицинских центров, формирования эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров;

– развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья за счет ускоренной информатизации системы здравоохранения, развития ее материально-технической базы.

Для перехода на качественно новый уровень использования современных медицинских технологий на всех уровнях оказания медицинской помощи особую важность приобретают инвестиции в систему здравоохранения. Важным механизмом финансирования станет государственно-частное партнерство.

4.6 Культура как источник духовного здоровья нации и
социальной стабильности

Устойчивое развитие человека, духовное здоровье нации базируются на системе духовно-нравственных ценностей общества, являющихся основой формирования национального самосознания, национальной идеи.

Стратегической целью развития культуры является повышение ее социальной роли в жизни белорусских граждан, упрочение статуса Беларуси в мире как самостоятельного высококультурного государства, бережно сохраняющего свое историческое наследие, реализующего конституционные права граждан.

Таблица 4.6 – Основные показатели развития культуры

         
Удельный вес бюджетных расходов на развитие культуры, в процентах к ВВП 0, 5 1, 0 1, 5 2, 0
Доля отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь        

 

Достижение поставленной цели предполагает:

– повышение удельного веса бюджетных расходов на развитие культуры с 0, 5 процента к ВВП в 2013 году до 2 процентов к 2030 году;

– увеличение количества посещений культурных мероприятий, проводимых государственными организациями культуры, к 2030 году до 5, 6 тыс. посещений в год (на 1 тыс. населения);

– обеспечение 100-процентной доступности библиотечных и музейных фондов, правовой, деловой и социально значимой информации путем создания публичных культурных центров и развития нестационарных форм обслуживания с предоставлением доступа к информации в удаленном (виртуальном) режиме;

– увеличение доли учащихся, получающих образование в детских школах искусств, в общем количестве детей школьного возраста с 13, 8 процентов в 2013 году до 30 процентов в 2030 году.

В 2016–2020 годы главными задачами в области культуры будут сохранение и приумножение культурного потенциала страны, его рациональное использование; обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ, повышение качества образования в сфере культуры и искусства.

Приоритетными направлениями деятельности в сфере культуры станут:

– сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций, расширение сферы применения белорусского языка. Как одна из мер – увеличение времени вещания телепрограмм Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь на белорусском языке на 25 процентов к 2030 году (в 2011 году всего на каналах с белорусским языком вещания – 626 час, на русском – 14 882 часов), расширение выпуска печатных изданий, включая учебные издания на белорусском языке;

– сохранение оптимальной сети традиционных культурных институтов, учреждений образования в сфере культуры как фактора сохранения духовно-нравственного потенциала нации и развития культурной индустрии;

– внедрение нестационарных форм обслуживания населения, формирование устойчивой системы многопрофильных учреждений с многоканальным финансированием, развитие фандрайзинга в сфере культуры;

– формирование экологической культуры как системы социальных отношений, общественных и морально-этических норм, касающихся отношений человека и природы;

– обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ путем разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры. Необходимо создать специальные «театральные» маршруты наземного транспорта для посещения культурных мероприятий из регионов в столицу и обратно;

– улучшение технического состояния современных объектов культуры, создание единой системы мониторинга состояния и использования историко-культурных ценностей;

– внедрение региональной системы качества культуры, а также новых подходов к системе статистики культуры (ССК), создание независимых экспертных организаций в сфере культуры;

– развитие национально ориентированного гуманитарного образования и экологического просвещения на всех уровнях образовательной системы;

– интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры, расширение межкультурного диалога путем обеспечения функционирования единого культурного веб-портала для поддержки культурной деятельности белорусской диаспоры за пределами страны, а также своевременное информирование всех заинтересованных об организации культурных мероприятий в Республике Беларусь, в том числе зарубежных потенциальных зрителей (туристов);

– создание конкурентоспособного культурного продукта и его системной репрезентации; расширение экспорта культурных услуг, участие в формировании общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза;

– всемерная поддержка талантливой молодежи в реализации новых идей и творческих проектов;

– улучшение кадрового обеспечения сферы культуры путем формирования действенной системы отбора и привлечения молодых талантливых специалистов, повышения социального статуса работников сферы культуры.

Предстоит сформировать новые формы гражданского участия в общественно-культурной и социально-экономической жизни страны путем принятия закона о меценатстве и благотворительной деятельности.

На втором этапе (2021–2030 годы) стратегической целью государственной политики в сфере культуры выступает упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской нации.

Будет изменена конфигурация культурного пространства путем расширения возможностей развития культурных индустрий в сфере развлечений, кинодеятельности, шоу-бизнеса, народных промыслов и ремесел, развития творческих кластеров (не менее одного в областных центрах и до 3-х в городе Минске).

Особое внимание будет уделено созданию условий для функционирования цивилизованного рынка услуг культуры, свободного творчества и всестороннего развития личности. Предполагается внедрить новую модель управления и альтернативные механизмы финансирования культуры и искусства, включая механизмы государственно-частного партнерства и создание эндаумент-фондов и других форм поддержки культуры.

Предстоит сформировать широкий спектр образовательных программ в области музыкального, визуального, кинематографического, архитектурного и других видов искусств для реализации экспортных образовательных услуг в сфере культуры и искусства, открыть авторские художественные мастерские ведущих мастеров искусств (не менее 2-3-х в областных центрах и городе Минске).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал