![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие науки и содействие инновациям
Развитие научной сферы будет направлено на усиление взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки, повышение эффективности деятельности научных организаций, создание условий для проведения научных исследований и разработок, аналогичных европейскому уровню, расширение международного научно-технического сотрудничества. Не менее важные задачи – привлечение к инвестированию научных исследований и разработок средств венчурных фондов, бизнеса, в том числе создание научно-исследовательской инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. К 2030 году предусматривается увеличить долю внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2, 5 процента к ВВП. При этом доля внебюджетных источников финансирования в общих затратах должна составлять не менее 70 процентов. Вместе с этим необходимо закрепление в законодательной базе механизма финансирования прорывных научных исследований и разработок с учетом направления до 20 процентов от общих средств на такие проекты. Численность исследователей в расчете на 10 тыс. населения должна приблизиться к среднему по ЕС значению этого показателя. Одним из критериев эффективности использования научно-технического потенциала является показатель удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции, который в 2030 году должен составить порядка 25 процентов. При этом удельный вес инновационно активных организаций может возрасти до 30 процентов от их общего количества. Таблица 5.2 – Показатели развития науки и инноваций
Повышение эффективности академической науки будет обеспечено посредством оптимизации ее структуры и более тесной интеграции с реальным сектором экономики. Предусматривается трансформация научных организаций в кластерные структуры, ориентированные на получение наукоемкой конечной продукции, включая научно-промышленные холдинги. Главной задачей государственной политики в научно-технической сфере в 2016–2020 годах является формирование ключевых элементов национальной инновационной системы (НИС), как базового механизма управляемого перехода к экономике знаний, сочетающего традиционные и новые институты и механизмы инновационной деятельности, со встраиванием отдельных блоков в региональные и глобальные инновационные системы. Важно задействовать в полную силу стимулы для полноценного участия производственного сектора в развитии науки, завершить формирование рынка объектов интеллектуальной собственности и системы продвижения результатов НИОКР в производство, сформировав полноценную сеть субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих трансфер технологий. Необходимо сконцентрировать научно-технический потенциал страны на прорывных научных исследованиях и разработках, обеспечив их практическое внедрение в производство. Основными направлениями развития научно-технического потенциала в среднесрочный период станут: – концентрация научно-технологического потенциала на создании высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием специализированных инновационных производств (фотоники, микроэлектроники, лазерной и космической техники, нано- и биотехнологий и др.); – формирование научно-технологических и инновационно-промышленных кластеров, направленных на создание новых технологий вплоть до этапа их промышленного масштабирования; – создание национальных исследовательских лабораторий и центров (НИЛ(Ц)), способных осуществлять фундаментальные и прикладные исследования мирового уровня и обеспечивать обоснование прорывных направлений научно-технического развития; – содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства, формирование «поясов внедрения» из практикоориентированных организаций вокруг НИЛ(Ц); – расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов физическим лицам и субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов, направленных на коммерциализацию объектов промышленной собственности; – оптимизация государственной бюджетной поддержки научно-исследовательских разработок исходя из критериев их приоритетности, значимости и эффективности для страны; – создание и развитие государственной системы единой экспертизы в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также совершенствование системы организации и проведения государственной научной и научно-технической экспертизы; – повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов наукоемких производств в цепочке «школа – вуз – научное учреждение – производство», развитие института стажировки молодых ученых в ведущих научных центрах мира и их участие в академическом обмене; – введение стимулирующих механизмов мотивации научной и инновационной деятельности, включая получение гарантированных доходов от использования интеллектуальной собственности; – развитие стандартизации как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем отмены устаревших государственных стандартов и технических регламентов, гармонизации государственных стандартов с международными, разработки технических нормативных правовых актов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности; – интеграция в мировую систему научных исследований и разработок. Необходимо сформировать действенные механизмы экономического стимулирования опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ в области информационно-коммуникационных и космических технологий; нано- и биотехнологий; генной инженерии; медицины и фармации; лазерно-оптических и оптоэлектронных технологий; робототехники; рационального природопользования и ресурсосбережения; энергосберегающих систем и др. С целью повышения результативности внедрений научных изобретений необходимо разработать новые механизмы, стимулирующие создание малых инновационных фирм на базе объектов промышленной собственности и их функционирование на период становления. Предстоит разработать и реализовать систему мер по материальной и статусной поддержке ученых-исследователей и разработчиков технологических инноваций, обновить научные кадры республики, создав систему мотиваций для притока в научную среду молодежи, усовершенствовать систему пенсионного обеспечения ученых. При оптимизации структуры и численности научных кадров большое внимание должно быть уделено сохранению и укрупнению научных школ по прорывным направлениям научно-технической деятельности. В 2021–2030 годах развитие научно-технической деятельности будет нацелено на достижение устойчивого развития конкурентной на мировом уровне национальной инновационной системы, обеспечивающей генерацию и трансфер принципиально новых научных знаний в прорывных для экономики научно-технологических направлениях. Переход к экономике знаний предполагает: – завершение системной модернизации и структурной перестройки научной сферы, интегрированной в реальный сектор экономики; – создание новых научных школ и реализацию стратегических программ НИОКР для достижения технологических прорывов; – обеспечение интеграции НИС в мировые, европейские и евразийские процессы создания и использования новшеств; – развитие системы воспроизводства научно-технических кадров для инновационной экономики. Особое внимание будет уделено расширению объемов финансирования научно-технической сферы и достижению оптимальной экономически оправданной численности исследователей.
|