Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кто важнее всех на свете - я сама, муж или дети?
Вершина пирамиды – «Я». Многие боятся признаваться в том, что самым ценным для человека является он сам. Любовь к себе, выраженная в чувстве глубокого достоинства, самоуважения, самоценности, уверенности, свободы, радости, способна привлечь таких же достойных людей в вашу жизнь и лучшие перспективы для самореализации. Так как, любя и уважая себя, вы проецируете свое состояние вовне, определяя дальнейший путь развития своей жизни. Только то, что есть внутри нас, мы способны подарить другим.
В зависимости от того, насколько вы сами преисполненным чувством внутреннего достоинства и уважения к себе, настолько уважительного, внимательного мужчину (женщину) вы сможете привлечь. Второе кольцо пирамиды – «моя вторая половинка» (любимый мужчина/женщина, муж/жена) и пространство пары. Так уж исторически сложилось, что это место чаще всего бывает занято детьми. А если человек одинок, то – работой, друзьями или домашними питомцами. Однако это второе по значимости место в вашей душе и жизни должен занимать любимый человек и то пространство, которое вы создаете совместно. Стремясь к внутренней и внешней гармонии, современная пара мужчины и женщины должна создавать свои отношения на основе любви и внутренней свободы. Такие взаимоотношения способствуют развитию обоих – росту степени самосознания, уважения, ответственности, самоценности, самореализации.
Третье кольцо пирамиды – дети. Дети – совместный акт творчества своих родителей. Поэтому, когда женщина всю свою любовь и внимание переключает на детей, второй половине ничего не остается, кроме как искать удовлетворения на стороне (хобби, другие семьи, алкоголь). В семьях, где любовь к детям распределяется верно, создаются оптимальные условия для их воспитания и формирования счастливой судьбы. Так как в этом случае дети растут в пространстве любви пары и усваивают наиболее целостное мировоззрение, что способствует построению их гармоничных отношений с миром.
Четвертое кольцо пирамиды – родители и другие родственники. Для гармоничного развития человека важны его родовые связи. Каждый из нас является представителем какого-либо рода. С точки зрения энергетики, именно родовые энергии (родители, близкие и дальние родственники) обеспечивают человеку устойчивость и внутреннюю силу перед жизненными препятствиями. Поэтому необходимо уважительно и с почтением относиться к своим родителям, к любви, которую они смогли вам дать. Однако не подменять эти понятия жертвенностью, когда человек отказывается от собственных интересов и желаний в угоду родителям. Это также нарушает равновесие.
Пятое кольцо пирамиды – работа. Как уже упоминалось выше, довольно часто работа выходит в первые ряды. Однако с точки зрения раскрытия любви и гармонии мира, эта ценность должна находиться в сознании человека именно на пятом месте. Мы часто становимся свидетелями того, как жертвуя собой и иными ценностями в жизни, человек из-за работы утрачивает здоровье, лишается семьи, детей и порой даже жизни. А вы на какое место поставили свою работу?
Шестое кольцо пирамиды – друзья, хобби, домашние животные. Все остальное – друзья, хобби, любовь к животным, общественные интересы находятся на шестом месте. Безусловно, каждый выбирает свою систему ценностей, и некоторые из вас вправе не согласиться с истинностью приоритетов в представленной пирамиде. Однако не торопитесь критиковать, задумайтесь, насколько ваши ориентиры позволяют достигать поставленных целей, чувствовать себя счастливым человеком, жить так, как хочется, а не так как придется; самому формировать события своей жизни и не быть зависимым от обстоятельств. Возможно, пришло время что-то изменить в своей жизни?
2. Распределение времени.
Тайм-менеджмент. Поднимите руку те, кто считает, что он умеет более- менее управлять временем? А сейчас те, кто поднял руки, в ближайшее время поуправляйте временем: остановите его, перенесите вперёд-назад поверните. Разве можно управлять временем? Никогда! Чем же мы можем управлять? Для того чтобы управлять временем, нужно научиться управлять собой. Фактически вопрос управления временем сводится к элементарной самодисциплине. Если нет этой самодисцины, никакой тренинг по управлению временем вам не поможет.
Начнём с того, что узнаем, на что вы сейчас тратите своё время. Определите 5 ловушек своего времени. (Стр.1, приложение).
А теперь разбейтесь на группы, обсудите ловушки вашей группы и определите наиболее характерных для вашей группы ловушки. Разбейте их на поправимые и непоправимые, т.е. непоправимые-те, которые невозможно исправить. А также на внутренние и внешние-внутренние, которые зависят от тебя, а внешние- от внешнего мира. (Перечислить, приложение, стр.2).
А теперь от каждой группы надо выйти по одному человеку и рассказать об этих ловушках. (рассказывают, сразу пусть объясняют: поправимая или непоправимая, внутренняя или внешняя). Внешние ловушки- звонки и неожиданные посетители. Кто из вас способен поступить так: вы сидите, общаетесь с посетителями, вдруг звонит неожиданно телефон, и вы просто не поднимаете трубку? Фактически, люди, которые так не могут сделать- вами управляет телефон, а не вы своей жизнью. Многие считают, что нельзя трубку не снять! А что случится? Многое случается что ли? А бывает вы в отпуск уехали или у вас батарея села? И ничего не случилось, всё нормально! Фактически, телефонные звонки и неожиданные посетители- всё это сводится к неумению говорить слово «нет». Мы не можем говорить «нет», нам неудобно, как же так, к нам пришёл человек- ЭТО НАШЕ ВРЕМЯ, нашей жизни и мы его планируем, никто не имеет права у нас его забрать!!! Вы знаете, что на всех всё- равно не угодишь, и если вы будете стараться всем понравиться, всё- равно не угодите, а своё время потеряете. И теперь эти ловушки можно свести к внутренним. Согласны? К тому, способны ли вы сказать «нет», способны ли вы не взять трубку, способны ли вы попасть в ловушку и способны ли вы расставлять приоритеты. Если вы сейчас ставите целью вести совещание, то вы трубку не поднимите. Если приоритетом является вести совещание, вы неожиданному посетителю говорите «нет». За исключением тех случаев, когда это составляет более сильный приоритет. Что касается ловушки- запоздалой информации. Кто-то бы сказал: да, я бы сделал, но мне поздно придёт информация. Это позиция жертвы. Но можно же сказать: а что, если попросить, чтобы её мне прислали вовремя? (разобрать ловушки групп)
В конечном счете, позиции внешние все можно свести к внутренним, если вы занимаете позицию ответственного человека, когда вы считаете, что всё в вашей жизни зависит от вас. Или вы считаете, что что-то от вас не зависит? всё зависит от вас, тогда вы всё внешнее переводите к внутреннему, и уже можете с этим справиться.
А сейчас поговорим об оттягивании- это отрицательная задержка. Плохо, когда не нужно откладывать, а вы откладываете. Вот несколько причин этой задержки: 1. оттягивание, вызванное перфекционизмом (стремлением к совершенству). Это когда человек доклад написал и ещё много времени начинает тратить на шрифт, оформление. А надо ли? Это занимает очень много времени. Предложите ему на весах взвешать, стоят ли эти затраты полученных результатов? Насколько это важно? Хороший менеджер принимает решение, когда он видит 95% информации, потому что время, которое необходимо на сбор оставшихся 5% информации=времени, которое он собирал 95%. А пока он собирает %5, 95% устареют. Поэтому хороший менеджер всегда рискует, недособрав 5%, а плохой менеджер стремится к совершенству. А так как совершенства не достичь, он всегда стоит на месте.
Упражнение: разбейтесь на пары, и каждая пара подойдёт к стене. Один из пары дотянись до самой высокой точки на стене, а 2-й зафиксируй эту точку. Теперь тот, кто дотягивался до максимальной, дотянитесь выше этой максимальной точки. А теперь ещё раз на локоть выше, чем до этого. А на 2 локтя сможете? А на 5 метров выше сможете? (жертва говорит: да, но… а ответственный человек: а что, если…). Можно просто подняться на другой этаж. Нет предела совершенству. Если вы дотянулись до максимума, потом подумали, дотянулись ещё и т.д.. Перфекционизм- это страшная болезнь! Вы будете всю жизнь сидеть и шлифовать доклад, вместо того, чтобы зарабатывать деньги.
2. оттягивание, вызванное скукой. Посмотрите на свою ладонь. Посмотрите на неё так, как будто видите её впервые, посмотрите, какие там цвета (красный, синий, фиолетовый, розовый и т.д.), посмотрите, какие там линии. Скажите, сколько можно по времени любоваться своей ладонью, исследовать её? Бесконечно! В один день у вас будут одни клетки, на утро уже совсем другие. Каждый день клетки рождаются, и если вы возьмёте микроскоп, то можете бесконечно изучать их, веками. Люди, к сожалению, часто видят не реальность, они видят свою точку зрения о реальности. Это вызывает у них скуку. Это очень опасный симптом. Почему? Потому что, если вы хотите учиться, вы будете постоянно находить что-то интересное в том, что уже делали когда-то. Если нет, то зачем вам обратно возвращаться, вы вчера уже были там. Это же скучно, там одно и тоже.
3.оттягивание, вызванное враждебностью. Оттягивание-это слабость, если у вас есть с кем-то конфликт, его нужно разрешить, это лучший способ. Если вы не разрешили, ситуация не решится, вы будете оттягивать, конфликт будет только усугубляться. Поэтому, если есть конфликт, лучший способ- идти и разрешить его.
4. оттягивание, вызванное возбуждением крайнего срока. Мы созданы природой так, чтобы мы бегали, прыгали за мамонтом, а мы вместо этого ездим на машинах. В результате у нас адреналин вырабатывается, а потратить его некуда. Отсюда предложение- ходите в спортзал, бегайте, прыгайте. Тогда вам не придётся напрягаться и тянуть до последнего срока с завершением какого-то дела. У вашего организма просто не будет такой потребности. Оттягивание повышает уровень стресса…(стр.2 приложения)
А теперь изучим, когда задержка продуктивна. (стр.2 приложения)
Сейчас мы разберём технику, которая позволяет говорить «нет». Если вы научитесь говорить «нет», это сэкономит у вас кучу времени. Выйдите 2 человека. Один просит у другого ручку пописать, а другой ему её не даёт. -дай мне ручку, она нужна… -нет -почему? -…. -…. (долго просят-не дают) -…. Спасибо! Что произойдёт после такого общения? Один обидится и уйдёт, говоря: он жадный, он мне не дал ручку и т.д. Ну, ты ещё подойдёшь ко мне! Это типичный способ, когда люди отказывают неправильно. Единственная неправильность в том, что когда люди общаются, у них возникает костёр общения, который поддерживается дровами, бросаемыми в костёр. Дрова- это аргументы- слова. Если нет аргументов- нет дров, костёр затухает. А на аргумент находится подаргумент. И если ты человека не убедил в своих аргументах, человек обижается, потому что решает, что его аргументы важнее аргументов просящего.
Как делается техника ответа «нет»? есть 2 пункта: 1.вам надо твёрдо решить, что вы скажите «нет». Потому что иногда надо сказать «да», согласны? Но если вы твёрдо решили сказать «нет», только тогда в силу вступает пункт 2, который я сейчас продемонстрирую. Выйдите 1 человек и просите у меня ручку -дай мне -я не могу этого сделать -… -я не могу этого сделать -… -я не могу этого сделать и т.д.. Я всё время говорю одну фразу «я не могу этого сделать», не «не хочу», а «не могу», больше ничего. Если он начинает на вас наподдать: дай ручку, ты меня любишь- не любишь, ты ко мне относишься, … -- -Почему? Я хорошо к тебе отношусь, но не могу. Тут может быть 2 ситуации. Этот человек ассертивный- человек, который уверен в себе и уважает других. 1-е правило ассертивности звучит так: никто никому ничего не должен в этой жизни и каждый имеет право делать то, что считает нужным для себя. 2-е правило- за все действия, которые вы сделали, за все их последствия ответственность несёте тоже вы. Так вот, опираясь на 1-е правило: я никому не обязан! Если я заработал деньги, я не должен давать их в долг, я их заработал для себя, для своих целей, я никому ничего не должен. Или я не обязан давать ручку. Самое главное- я не обязан объяснять, почему я не даю! Это моё личное дело! Если человек понимает это и он сам такой, конфликта не будет. Он будет общаться с вами на равных. Он не будет долго просить: нет, так нет, пойду попрошу у другого. Нет смысла спрашивать, почему? Если не дал, значит, так надо. И не надо манипулировать, говоря человеку: потом, когда- нибудь и т.д.. И не надо извиняться, чувствовать неудобство! За что? Это он должен извиняться: он подошёл и потратил время моей жизни на свои проблемы, требовал что- то от меня. Извиняться не за что!
5 случаев, когда вы должны говорить «нет» (стр.2 приложения).
А теперь изучим ещё один из видов пожирателя времени- лишние бумаги. Запомните, лучший друг менеджера- корзина! На рабочем столе не должно быть ничего! Если на рабочем столе что-то есть, значит, вы не умеете планировать и организовывать своё время!
Как же научиться планировать? Существует система папок или ящичков. Вы делите всю поступающую корреспонденцию или все свои дела по категориям на папки, и то, что приходит, сразу раскладываете по папкам, потом, исходя из приоритетов, распределяете, с какой папкой сейчас работать. То же самое касается компьютера. (приложение, стр.3-классификация)
Наш мозг может делать только одно дело хорошо, сосредоточенно. И если в момент чего- то делания вам поступает другая информация, вы отключаетесь, а потом нужно 6 минут, чтобы восстановиться и начать делать важное для вас дело. Если важных дел больше 10, то мозг взрывается от перегрузки и появляется фильтр-блок- вы просто ничего не воспринимаете вообще. Это может быть и при перегрузе информации на школах. У нас есть специальные фильтры, чтобы наши мозги отдыхали. Но есть ещё подсознательный мозг, в котором очень много информации. И всё, что вы когда-то видели, слышали, читали- всё там хранится. Человек всё помнит, только сознание ставит фильтры. Представьте, если бы вы всё помнили, все наши радости и горе, боль, что бы было? Чтобы не перегружать свой ум, на рабочем столе следует иметь максимум 10 папок или полок или ящиков. Если вы пишите план выступления, презентации, то пунктов надо иметь не более 10. если 11, у вас мозг перегружается, и вы уже ничего не можете запомнить. Но внутри каждой папки может быть ещё 10, там ещё 10 и т.д..
Для лучшего учёта времени есть такая таблица: (приложение, стр.3).: дела, приоритетность… Если вы будете заполнять вашу табличку хотя бы 2 недели, вы увидите, на что вы тратите время. Если к вам приходит какая-то ненужная информация, её можно удалить или положить в папку на будущее, сейчас не тратя своё время на её прочтение. Для того, чтобы решить, что делать, а что не делать, нужно научиться расставлять приоритеты на важные и не очень важные. Многие люди начинают делать день с того, что делают много неважных дел, второстепенных (пыль подтёрли, где можно было не подтирать), и после этого смотрят, времени на важную встречу уже нет. Ну, думают, ладно, не поработали, главное- чисто. Исследования проводились во многих странах и выявили, что например 20% немцев вообще не убирают в своих квартирах. Пыль- это для них не важно, есть наиболее важные дела.
Есть метод расставления приоритетов: вечером напиши все дела, которые ты планируешь на завтра, и поставь у самого важного цифру 1, у менее важного 2 и т.д. начни день с выполнения дела 1 и пока его не сделаешь, не перходи ко 2 и т.д.. (приложение, стр.4).
Есть ещё принцип Эйзенхауэра. Он добавил к шкале важность, шкалу срочность. (приложение, стр.5) Он все дела делил на 3 категории: 1. самые важные, срочные дела, их он делал сам 2. менее важные, менее срочные дела. Их он делал либо сам во 2 очередь, либо делегировал 3. не важные, не срочные. Их он не делал вообще. Но лучше, если у вас будет немного дел в 1 категории. Не надо затягивать с решением задач, чтобы они перешли в категорию срочных и важных, иначе вы будете постоянно в стрессовом состоянии, а это вредно для здоровья. Лучше делайте профилактику Лучше делайте профилактику, чтобы потом не тушить пожары. Например, у человека вдруг заболел зуб, и ему надо идти его лечить (важно и срочно), а другой бы заботился о зубах постоянно, делал профилактические работы, и ему бы вообще не пришлось идти их лечить. Можно раз не провести школу со своими дистрибьюторами, 2, 3, зачем, итак всё хорошо, а потом бац, и сеть развалилась! Нужна срочная и важная мотивация!
Существует принцип Парето=80 на 20. (приложение, стр.5)
Отсюда вытекает метод «АВС-анализ» (прил., стр.6). Категорию А вы делаете сами, В-делегируете, С-делегируете или не делаете вообще.(прилож., стр.7).
В управлении временем есть схема «4 вопроса в управлении временем» (прилож., стр.7). эти вопросы хороши для расстановки приоритетов. 1. необходимо ли это сделать? Задавая такой вопрос, мы часть ненужных дел уже откидываем. И т.д..
Иногда не выгодно таратить время на стирку, глажку, выгоднее можно потратить его на встречу, которая принесёт доход. А стирку отдать специалисту. Для того, чтобы хорошо расставлять приоритеты, нужно иметь цели. В одном американском университете провели опрос: что вы хотите иметь после университета? 3-е конкретно ответили: то-то и то-то, 20% предположили, что бы хотели иметь, 70%-не знают, как Бог даст. Через 20 лет посмотрели на их судьбы: 3 человека, которые точно знали, чего хотят- вместе стоили больше, чем все остальные, вместе взятые. Потому что они чётко знали, чего хотели.
К чему эта история? Идти туда, не знаю куда- проще всего. Но вы и получите то, не знаю что. Если у вас нет цели, то вся энергия разбрасывается неизвестно куда. Для того, чтобы научиться управлять своим временем, для того, чтобы знать, когда говорить «нет», а когда «да», нужно начать с самого главного- с цели своей жизни. Статистика- только 10% людей на планете имеют цели жизни. Цели жизни ставятся так: Вы их ставите на данный момент. не сравнивайте себя с другими, или себя с собой в прошлом. Ставьте ту цель, которая вам сейчас необходима.
Метод, с помощью которого можно написать свои цели: 80 желаний. Вы берёте несколько листов бумаги, на которых отмечаете строчки 80 штук. Дальше вы отвечаете на вопрос: что я хочу? И пишите. Главное условие- чтобы вас никто не отвлекал, выключите телефон. Почему 80? Так устроено подсознание: сначала вы напишите всякую муть, потом вам из себя будет трудно что-то выжать и тогда из вашего подсознания пойдёт действительно то, чего вы хотите. В результате в этих 80-ти вы напишите много очень важных для вас вещей.
Сделайте перерыв 3 часа или просто на следующий день вычеркните 40 желаний. Потом снова перерыв. Вычёркиваете ещё 20, потом перерыв- ещё 10, потом остаётся 5-6 желаний. Вот эти 5-6-главные области в вашей жизни, в которых вы хотите достичь результата. Это ещё не цели. Обычно эти области бывают- здоровье, карьера, дети, личная жизнь, личностный рост, развитие, хобби и т.д.. Вот когда это будет написано, вы берёте листик и отвечаете на вопросы по цели (цель должна быть чётко сформулированной, она должна быть записана, отвечать на вопросы когда, сколько, цель должна быть желаема и реальна). При оценке реальности нужно завышать цель, чтобы была мотивация. Человек всегда идёт или вверх или вниз, прямо пройти невозможно. Вот так вы ставите свои цели жизни. И дальше вы выстраиваете план действий на свою жизнь. Он называется ёлка. Рисуете ёлку: ствол-ваши цели, они гармоничны, ветки-это ваши цели на 1 год, у ветвей есть ветки- это ваши цели на 1 месяц, у ветки есть веточки- это ваши цели на 1 неделю, и у веточек есть иголочки- это ваши цели на день. Т.о., у вас получаются списки дел. Это ещё не план действий. Что нужно, чтобы был план действий? Нужно привязать эту ёлку к календарю. Необходимо поставить сроки. Помогает в таком планировании хороший органайзер.
Если не планируешь ты- планируют тебя!
Если вы не любите планировать, постоянно, когда что-то делаете, спрашивайте себя: то, что сейчас я делаю, приводит меня к моей цели? Если ведёт-делаю, не ведёт- не делаю. Надо направлять поток своей жизни так, чтобы он шёл через эту жизнь. А терперь мы изучим 4 поколения в управлении временем: 0 поколение- когда человек вообще ничего не планирует. Он всё запоминает. Жизнь как попало идёт- ничего не получается. 1 поколение-когда человек начинает записывать. Такого человека легко узнать. К нему придёшь, у него над столом и везде наклейки с пометками. Это уже хорошо, хотя бы не забудет. Минус- он не знает, с какой наклейки начать. Приоритетов нет, непонятно, какое дело важное, какое неважное. Это самый низкий уровень самоуправления временем. 2 поколение- когда человек начинает заводить ежедневники. Многие знают, что надо иметь ежедневник, но не многие знают, что его надо заполнять. Заполнять его нужно правильно. А многие используют его вместо наклеек или записной книги, тетради для школ. Это тоже нехорошо, но лучше, чем наклейки, хотя бы в одном месте, но необходимую информацию надо ещё найти.осмотрите, какие там цвета 9красный,. 3 поколение- это как раз вот эта ёлка, где вы расставляете приоритеты, ставите конкретные цели-долгосрочные, промежуточные, краткосрочные. Здесь же появляется ежедневное планирование. И у вас ежегодно из месяца в месяц, из дня в день чётко вырисовывается, что нужно сделать. Это поколение до последнего времени считалось самым лучшим, потому что оно чётко структурировало, позволяло чётко достигать цели. Но есть недостатки 3 поколения: слишком жёстко ограничивает жизнь, не учитывает личные потребности человека. Поэтому разработали 4 поколение: оно принципиально отличается от всех других. Все остальные поколения работают так: вы составляете список дел, а потом расставляете приоритеты. Вы можете расставлять приоритеты, исходя из цели, вы можете планировать дела, исходя из цели. 4 поколение делается так: вы сначала расставляете приоритеты в своих делах, а потом составляете в них расписание. Сначала на год планируется, что мне нужно для меня? Для моей жизни? Не для моих дистрибьюторов, не для моего мужа, для меня. Один человек решил отдыхать за год 3 раза, распланировал. И потом, если в это время кто-то хотел его занять делами, он просто говорил, что занят. Чем? Делами. Не будет же оправдываться и говорить, что отдыхает. В результате он ездит то туда, то сюда, и всё успевает. Так же и здесь, вы можете запланировать всё, что угодно. И не важно, что встреча деловая, для вас ведь и жизнь личная важна. (приложение, последняя страница). Если в предыдущих поколениях акцент в матрице делался на квадрат 1 (срочные, важные), то в 4 поколении на квадрат 2 (важные, но не срочные- это профилактика, чтобы не бежать к зубному врачу, надо чистить зубы, чтобы иметь хорошее здоровье, нужно принимать «Тенториум», для того, чтобы структура не развалилась, и не надо было её мотивировать и вытягивать, нужно регулярно проводить школы, приглашать тренеров и т.д..) Иблагодаря этому мы перемещаемся из квадрата 1 в квадрат 2. там ты никуда не торопишься, всегда спокоен. Богатый человек- это тот, у кого нет внешних проблем со здоровьем, все зубы здоровые. Богатый человек имеет время, чтобы за собой следить, у него хорошие ногти, у него есть время на спортзал, на внешность. И у него добродушное, спокойное выражение лица. Потому что у него расставлены приоритеты, у него нет стресса. Время- самый главный, самый ключевой ресурс нашей жизни, всё сводится к этому. Когда человек говорит: нет здоровья, фактически у него нет времени, чтобы ходить в спортзал. Если он говорит, что у него не ладятся отношения в семье, значит, у него просто нет времени уладить эти отношения.
3.
Состояние нехватки энергии знакомо каждому. Бесконечные «надо» и «должна» приводят к ощущению, что больше отдаешь, чем получаешь. Для душевных отношений с близкими к концу рабочего дня сил просто не остается. Как справиться с эмоциональной опустошенностью и повысить уровень энергетики? — Когда человек жалуется на нехватку энергии, что это означает с научной точки зрения? — Мы все обладаем психической энергией (или жизненной силой), которая выражается в способности человека совершать действия в окружающем материальном мире. Запасы этой энергии зависят от врожденных индивидуальных особенностей и тренированности человека. Но есть и внешние факторы, которые часто приводят к эмоциональной опустошенности. Основной принцип существования живой материи, в том числе и человека, — единство вещества, энергии и информации. Человек является в большей степени информационным существом. Большое количество дел, вопросов, по которым в течение дня приходится принимать решения, требует затрат психической энергии. Часто, когда идет массированный поток информации, мозг не успевает дифференцировать ее по принципу важности, срочности, ценности для конкретного человека, и мы говорим о нехватке энергии и эмоциональной опустошенности. — Какую роль играют эмоции? — Эмоции являются связующим звеном между внешней, внутренней информацией и физиологическими процессами в организме. Именно эмоции «заряжают» тело к определенному действию. Вся информация, воспринимаемая человеком, поступает в лимбическую систему. Ее еще называют «эмоциональным мозгом» — именно там информация проходит «первичную обработку» и получает эмоциональную оценку. Каждая эмоция вызывает физиологические изменения, посредством выделения определенных веществ (например, гормонов) готовит организм к адекватным действиям, реакции на информацию. Но запасы тех же гормонов небезграничны, скорость их выделения лимитирована. При переизбытке информации наступает эмоциональное истощение. Обычно это сопровождается негативными переживаниями, потерей смысла жизни и способности радоваться чему бы то ни было. Иными словами, у человека начинается дистресс, при котором задействуются глубинные резервы организма. Эмоции всегда сигнализируют человеку о том, насколько удовлетворены его потребности, реализованы жизненные планы. Одной из причин эмоционального истощения является невозможность или затруднение реализации ведущих ценностей в повседневной деятельности. — Как защитить себя от стресса без побочных эффектов? — Достаточно своевременно восполнять расход энергии, отключаться от обыденных дел. Чтобы вернуть ясность мысли и бодрость, можно послушать любимую музыку, прогуляться по парку, сходить на расслабляющий массаж или просто поспать. Не случайно в Японии открываются кафе, предлагающие не изысканное меню, а бизнес-сон. Заплатив за вход, там можно отдохнуть в уютной кровати под звуки природы. Положительные эмоции питают нас психической энергией. Поэтому, периодически переключайтесь с того, что вас «обесточивает» и сосредотачивайтесь на том, что радует и расслабляет. Для этого важно понять, где ваш источник пополнения растрачиваемой энергии. Отделить его от «надо» и «должна», начать делать то, что приносит непосредственное удовольствие. Источник удовольствия индивидуален. — А как быть, если расслабиться не удается? Когда нет времени и сил на то, что еще вчера приносило удовольствие? — Первое, что следует сделать, — это разобраться с внешними и внутренними причинами снижения энергии. В каких ситуациях вы чувствуете наиболее острую нехватку энергии? А в каких энергии больше? Как и то и другое ощущается в теле, какие эмоции вызывает? Затем найти ответ на вопрос «А чего хочу я?». И приступить к рассмотрению имеющихся ресурсов для достижения желаемого и выстраиванию приоритетов. Возьмем, например, самый распространенный подход к формированию ресурсного состояния — воображаемая прогулка в ресурсное место. Это место из прошлого, где человеку было по-настоящему хорошо, спокойно, где он чувствовал себя уверенным, полным сил. Во время такой мысленной прогулки лимбическая система санкционирует выработку гормонов, поддерживающих вспоминаемое позитивное состояние на физиологическом уровне. В результате, организм человека действительно входит в это ресурсное состояние, происходит восстановление энергетики за счет переключения нейронных связей. Человек чувствует себя отдохнувшим и может эффективнее работать, принимать адекватные решения. Безопасный способ выхода из любого дистрессового состояния — медитация. Этот метод, который могут освоить все, проверен тысячелетиями и работает вне идеологии. 20 минут медитации ежедневно «подпитает» вас энергией при повседневной нагрузке.
|