Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль учителя музыки в вокально–хоровом воспитании ребенкаСтр 1 из 6Следующая ⇒
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ МУЗЫКИ Учитель музыки – это: · Музыкант – должен уметь играть на инструменте и обладать великолепным слухом, быть музыкальным человеком, творческой личностью; · Руководитель – должен уметь управлять коллективом, быть примером для учеников; · Музыковед – знать историю музыки и других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, ориентироваться в той эпохе, когда оно было создано; · Артист – должен быть эмоциональным, с яркой мимикой на лице, а также обладать хорошим воображением и безграничной фантазией; · Дирижер – помощник в исполнительской деятельности класса; · Человек – добрый, отзывчивый, воодушевленный, внимательный к переменам настроения у детей, а также требовательный, настойчивый, целеустремленный. Очень большую роль в вокальном воспитании ребенка играет учитель музыки. Каждый класс для учителя музыки должен рассматриваться, как отдельный исполнительский коллектив, к которому нужен индивидуальный подход, потому что дети имеют разную подготовку, разный уровень развития. Об этом в свое время говорил еще Д.Б. Кабалевский. Учить должен любить детей, понимать их настроение, уметь вести беседу, не забывать, что спокойное и ровное отношение - лучшие помощники в организации учебного процесса. Необходимо с первого урока создать тесный контакт с учащимися, завоевать их симпатию и уважение. Если этого не произошло, то отрицательное отношение к учителю чаще всего переносится и на его предмет, что тормозит продуктивность работы на уроке. Дети с самого начала занятий должны знать, какие требования к поведению в классе предъявляет педагог. Ни в коем случае нельзя отступать от заведенного порядка. Хорошая дисциплина – это первый залог успешной работы. Профессиональная хормейстерская деятельность и работа учителя воспитание детей средствами музыкального и, в частности, музыки в школе во многом едины в своем главном деле — приобщении детей к музыкальной культуре путем активного вокально-хорового музицирования. Профессии дирижера и учителя музыки во многом схожи. Их роднят общие педагогические приемы, воспитательная работа, единые учебно-методические задачи и художественно-эстетическая направленность. Многовековой опыт музыкальной педагогики показывает, что эстетическое воспитание детей осуществляли педагоги-музыканты именно на базе хорового обучения, используя разнообразные обучающие программы. Детское хоровое творчество – важнейшая форма эстетического воспитания детей. Его основная цель – музыкально-эстетическое воспитание детей, что способствует их более интенсивному общему развитию. Происходит нравственное хорового искусства. «Учителя должны знать, что музыка – это средство воспитания, средство формирования мировоззрения и характера детей». Цель учителя музыки заинтересовать ребенка. Очень сложно добиться хороших результатов, если учителю не удалось заинтересовать детей, мобилизовать их внимание, правильно их настроить на работу, в результате у детей при пении появляется расхолаженность, не хватает активности, внимание рассеяно. Все это влияет на качество певческого звука. Детям не хватает активности, в итоге звук получается сиплый и вялый. «Некоторые учителя активизируют внимание рассеянных или недисциплинированных детей тем, что дают им индивидуальные задания, требующие от них большой собранности и сосредоточенности. Например, ленинградский педагог И. Н. Седых заставлял одного из самых невнимательных мальчиков в классе, который пел (вернее — кричал) песни неверно, не слушал пения педагога и ребят, отходить в сторону и слушать, хорошо ли поет класс и не мешает ли ему кто-нибудь. Прослушав пение товарищей, мальчик понял, что мешал им петь он сам, потому что не прислушивался к общему пению и пел неверно и со всеми врозь. Много работ над воспитанием внимания у детей у Н. Л. Гродзенской. Приведем описание некоторых применяемых ею приемов. Во время пения упражнений Н. Л. Гродзенская иногда неожиданно дает знак задержаться на каком-нибудь звуке, чтобы проверить, все ли внимательны к жесту учителя. Зная это, дети стараются быть внимательными всегда. Поведение детей регулируется и самой музыкой. Если дети возбуждены и шумят, Н. Л. Гродзенская играет им какое-нибудь тихое, спокойное произведение. Если дети вялы, пассивны, она их поднимает с места и поет с ними шуточную песню». Пропаганда музыкального искусства – это творческий процесс, который требует от педагога выдумки, воображения, включение определенных видов деятельности. Материал нужно преподносить интересно, завлекая детей. В работу должны включаться такие виды деятельности, которые помогут интенсивному развитию общих и музыкальных способностей детей. Например, такие как творчество, импровизация, ритмические движения, игровой элемент. Благодаря этому ребенок с легкостью воспринимает учебный материал, у него развиваются музыкальные способности, которые состоят из способностей эмоционально отзываться на музыку и способностей воспринимать музыкальный «язык», средства передачи содержания музыкального произведения. Учитель музыки должен помочь детям целенаправленно развивать музыкальное восприятие, чтобы ученики могли самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, различать звуки по высоте и длительности. «Одним из важнейших моментов в работе учителя пения является управление или дирижирование хором. Понимание дирижерского жеста облегчает процесс разучивания произведения и намного улучшает качество хорового звучания. Дирижерские указания учителя обеспечивают точное и одновременное начало (вступление) и снятие звука хором», одновременное взятие дыхания (в определенном темпе и характере), единую манеру звуковедения (легато, нон легато и т.д.), выравнивание строя, изменения в темпе, ритме, динамике. Учитель помогает создать единый художественный образ произведения. «Постепенное усложнение песен от класса к классу и вместе с тем рост певческих умений и навыков позволяют детям все лучше и глубже понимать дирижерские указания учителя. Особую роль дирижирование играет в процессе разучивания и исполнения произведений без сопровождения инструмента. Здесь учитель не связан необходимостью хотя бы одной рукой подыгрывать аккомпанемент песни, поэтому его дирижерские возможности могут выявиться в полной мере. Организуя жестом все моменты хорового звучания, дирижер помогает хору полнее и глубже раскрыть содержание и характер исполняемого произведения». Поэтому педагог, занимающийся с детьми музыкальным искусством должен быть человеком музыкально грамотным и музыкально развитым.
|