Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распевание
Как правило, начинать вокально-хоровую деятельность на уроке целесообразно с настройки на певческий процесс и распевания певческого аппарата. Настройка на певческий процесс выполняет функцию унисонного звучания голосов учащихся. Цель распевания — «распеть» голос и подготовить его к более совершенному овладению певческими навыками, необходимыми для исполнения песен, разучиваемых на уроке. Распевание является систематической тренировкой голоса, укрепляющей усвоение основных навыков голосообразования и дыхания. Настройка певческого процесса во многом зависит от показа учителя. Отсюда следует, что звук учителя должен быть предельно интонационно точным, собранным (округлым), мягким и выразительным по звучанию. В первом и втором классах осуществлять настройку крайне трудно. Поэтому вначале к пению нужно привлекать верно, интонирующих детей, а затем остальных. Обязательно надо сделать остановку на первом звуке, чтобы ребята услышали унисон, следить за тем, чтобы голоса сливались один с другим, чтобы не форсировали звук, а пели на динамике mp. Также постоянно ведется работа с плохо интонирующими детьми, надо просить их больше слушать правильное пение одноклассников, а затем и их включать постепенно в работу. Распевание строится на упражнениях, которые должны содействовать постепенному и последовательному накоплению различных певческих навыков. Поэтому они должны быть систематическими, то есть иметь определенную усложняющуюся последовательность в овладении отдельными навыками. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей, следовательно, нужно обращать внимание на диапозон и дыхание в упражнении. Также упражнения должны содействовать наиболее быстрому преодолению технических трудностей, встречающихся в разучиваемой песне. Необходимость в такого рода упражнениях возникает в связи с той или иной конкретной вокальной задачей, и носит эпизодический характер. Важнейшим принципом упражнений является их максимальная связь с песенным материалом и ясность художественной цели, то есть осознанность работы над любой технической деталью. Как правило, в распевание включаются упражнения, повторяющиеся постоянно, из урока в урок. Их задача — дать правильное направление работе голосового и дыхательного аппарата. «Перед началом пения учитель проверяет, соблюдают ли дети певческую установку: сохраняют при пении правильное положение корпуса и головы». Первое упражнение обычно исполняется на одном звуке, например, соль первой октавы. Детям предлагается тянуть этот звук весьма продолжительно на гласную у, потому что на этом звуке ротовая полость и глотка раскрываются широко и пение совершается как бы «на зевке». Как только педагог почувствует собранность внимания всех певцов и уверенный унисон, то переходит к следующему упражнению. Теперь дети должны пропеть этот же звук соль вновь на гласную у два раза коротко, с активным выдохом, а на третий раз протянуть его. Этот исполнительский прием активизирует процесс дыхания и утверждает свободное, ненапряженное звукообразование. Затем это же упражнение следует пропеть на гласную и, при котором приходится его округлять, то есть приближать его к ю или ы; при этом появляется возможность найти яркое, близкое звучание и активизировать работу голосовых связок. Другая группа упражнений, включаемая в распевание, обычно связывается с последовательным воспитанием тех или иных вокально-хоровых навыков, необходимых для постепенного повышения общего исполнительского мастерства. Они направлены на развитие цепного дыхания, акапельного пения. Следующая группа упражнений создается педагогом непосредственно для решения проблем, возникающих при разучивании той или иной песни. Эти трудности могут иметь интонационный, ритмический или какой-либо другой характер. В качестве упражнения также можно взять отрывок из разучиваемой песни. Но независимо от упражнения педагог обязан донести до сознания детей, что работа над ними есть важнейшая часть вокально-хорового воспитания и образования. Вот почему исполнять их следует обязательно с удовольствием, увлеченно и активно. Упражнения для детей младшего возраста чаще всего используются со словами. Для развития некоторых навыков или теоретических понятий хорошо в качестве упражнений использовать небольшие песенки, например, песни Е. Тиличеевой на слова поэта Я. Серпина, каноны Л. Бетховена, В. Моцарта и О. Мандичевского. Общий репетиционный план работы над песней Прежде чем начинать разучивание песни с детьми, учитель должен сам ее выучить и сделать анализ, с точки зрения ее содержания, средств музыкальной выразительности, выявить трудности при разучивании песни и наметить приемы их преодоления. В таком предварительном разборе намечается план исполнения песни – количество куплетов, динамика, характер исполнения, штрихи. Следует продумать содержание беседы о песне и необходимость привлечения наглядных пособий (в виде репродукций, портрета композитора). Процесс разучивания песни можно разделить на несколько этапов: 1) показ песни и беседа о ней 2) разучивание текста и мелодии 3) закрепление и художественная отделка песни Момент показа песни является очень ответственным, он решает судьбу песни (важно заинтересовать учеников), поэтому показ песни должен быть представлен на высоком уровне. Перед тем как познакомить учащихся с новой песней, учитель тщательно подготавливается к ее исполнению: разучивает музыкальный и стихотворный текст, обдумывает план работы над произведением, выявляет его специфические особенности, определяет возможные трудности. Так как главным методом разучивания песни является метод предупреждения ошибок. Показ песни в классе должен привести к созданию у детей целостного музыкального образа, поэтому ее исполнение должно быть обязательно полноценным. Если песню исполняет сам учитель, его голос должен звучать чисто, аккомпанемент — технически безукоризненно. В случае если песня показывается в записи, то она должна быть хорошего качества. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить интерпретации и совместно выбрать ту, которая глубже раскрывает содержание музыкального образа. Перед исполнением песни иногда целесообразно прочитать текст и разобрать трудные для детского понимания слова. Именно в процессе беседы формируется отношение учащихся к прослушанной песне, развивается активное желание выучить и исполнить ее. Затем происходит разбор прослушанной песни при помощи наводящих вопросов: какого характера песня, какое у нее содержание, о чем или о ком в ней поется, какие картины дети видят перед собой при ее исполнении и что они чувствуют, когда поют эту песню? Если учащиеся затрудняются при ответах на вопросы, следует исполнить песню еще раз. В первых двух классах короткая беседа о песне направлена на выявление общего характера музыки в связи с содержанием, без детального анализа выразительных средств. В третьем классе, когда у учащихся уже имеется некоторый запас музыкальных впечатлений и знаний, беседа перерастает в анализ музыкальной выразительности. Помимо определения общего характера песни, учащиеся разбирают ее музыкальный язык, определяют характер музыки и как этот характер передается разнообразными средствами выразительности: ладом, темпом, динамикой. Разучивание текста и мелодии чаще всего происходит совместно. Необходимость отдельно разучивать текст возникает в песнях с трудным произношением. Песни разучиваются по фразам, затем фразы соединяются в предложения. Перед первым пропеванием фразу, учащиеся должны несколько раз ее предварительно прослушать. При этом перед каждым прослушиванием должна быть поставлена определенная задача. «Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой»». А после каждого исполнения учитель должен давать краткую оценку пения детей. Сказать, что хорошо получилось и над чем нужно еще поработать. Объяснять причины недостатков исполнения доступным, понятным для детей языком. После этого дети еще раз исполняют фрагмент песни и сами дают себе оценку. Но ни в коем случае нельзя забывать хвалить детей, чтобы у них не пропал интерес к пению. Также важно помнить об артикуляции, говорить не громко, но внятно. Если песня написана в быстром темпе, то темпы при разучивании замедляются, если в медленном, то ускоряются. Если в песне есть ритмические трудности. То с детьми этот ритм нужно прохлопать. Проговорить слова в ритме. Если ребенок поет мелодию не правильно, то следует пропевать эту мелодию на какой – либо удобный слог. При разучивании необходимо играть мелодию. Бывают такие случаи, когда мелодия не дублируется в аккомпанементе, тогда в первое время при пении песни, нужно совмещать мелодию и аккомпанемент. Работа над преодолением технических трудностей произведения сразу определяется художественной целью и поэтому должна иметь осмысленный и целеустремленный характер. Сложные фрагменты обязательно должны выучиваться отдельно. В художественной передаче песни наиболее доступны те средства выражения, которые ассоциируются с опытом самих детей. Например, структура музыкального произведения легко воспринимается на основе ассоциации со структурой разговорной речи (музыкальная фраза — словесное предложение). Динамические оттенки в музыке (громко, тихо, ослабление, усиление) аналогичны динамике речи и являются средствами выражения определенного эмоционального состояния (возбуждения, успокоения и др.). Темп в музыке (медленно, быстро, ускоренно, замедленно) как выразительное средство имеет то же значение, что и темп речи. Понятие темпа чрезвычайно доступно, потому что оно непосредственно связано с движением человека (ходьба, бег, трудовые движения и т.д.). Наиболее сложными и своеобразными, не имеющими ассоциаций и опоры в прежнем опыте детей средствами выражения являются звуковысотная и временная организация музыки. Надо помнить, что ни одно из средств музыкальной выразительности не имеет самостоятельного значения; музыкальный образ создается лишь комплексом выразительных средств. Например, минорный лад не всегда является выражением печали, в минорном ладу может быть и траурный марш, и танец, но только в сочетании с другими выразительными средствами — темпом, динамикой, ритмом — минорный лад создает определенный характер музыки. Для создания музыкального образа важно осмысливание всех элементов музыкального языка, умение их вычленить и осознать их в выразительном значении. Правильное взаимодействие всех элементов музыкально-хоровой работы приводит уже в начальной школе к определенному исполнительскому уровню и к выполнению воспитательных задач, стоящих перед школьными уроками музыки. Полезно, если дети разученную песню вокализируют на гласной или слоге. Это необходимо, если песня напевного характера и требует вливания одного слога в другой. Подобный прием приучает детей с ранних лет к протяжному, а не отрывистому пению, какое у них обычно наблюдается. В то же время необходимо отметить, что прибегать к этому средству можно лишь тогда, когда дети не форсируют звук, в противном случае кантилена на нездоровом аппарате не только не вырабатывается, а, наоборот, укрепит вредные навыки напряжения. Вокализировать полезно даже песни подвижного характера, так как быстрые мелодии обретают лучшую звучность, если в основе их лежит непрерывность дыхания. Развитие выразительности — одна из существенных задач обучения пению с раннего детства. Осуществление этой задачи естественно находится в большой зависимости от индивидуальности стоящего перед педагогом ребенка, но успешность развития этой способности не в малой степени зависит и от методов развития у ученика его выразительных начал. Нужно вывести ребенка из равнодушного состояния и вызвать у него то эмоциональное состояние, которое непроизвольно заставит его войти в образ исполняемой песни. У детей необходимо развивать воображение и фантазию. Иногда элементарная театрализация какой-нибудь детской песни вызывает у детей те настроения, какие никак не возникают в статической обстановке. Конкретность мышления особенно свойственна младшему детскому возрасту, и поэтому самые примитивные движения ведут к тому, что дети включаются в песню, как в живую игру. Как уже упоминалось ранее, движение помогает воспитанию четкого ритма. Поэтому в практической работе при встрече с наиболее трудными для детей ритмическими группировками необходимо прибегать к помощи движений рук и ног (прихлопывания, притоптывания). Необходимо также установление в сознании ребят связи качества звука и образа произведения, зависимости характера исполнения от характера музыки, умение мысленно представить, каким звуком необходимо петь данное произведение. Учитель может предложить учащимся такое задание: " Сейчас в классе будет тишина, каждый из нас представит, как должна звучать наша песня. Каким звуком мы будем ее исполнять, а затем вместе мы найдем лучший вариант". Поскольку детям свойственна образность мышления, учителю необходимо владеть определенным арсеналом образных, интересных определений, сравнений, которые могут быть не только связаны со слуховыми ассоциациями, но и со зрительными, двигательными и другими. Например, звук может быть " мягким", " светлым", " солнечным", блестящим", " серебристым", " глухим", " жестким", " добрым", " колючим", " нежным" и даже " вкусным". Обычно песня учится 3-4 урока, а затем впевается для достижения большей исполнительской свободы, только тогда дети начнут петь, не думая о технических трудностях исполнения. Создавая эмоциональную атмосферу на уроке, учитель музыки вызывает определенный отклик в душах детей, который помогает погрузить учеников в мир музыки.
|