![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Превращение
Рисунок 1. Схема SWOT – анализа Силы(Strengths) определяются как реальные существующие ресурсы фирмы, её потенциал, место на рынке и т.п. Слабости (Weaknesses) определяются как объективная оценка, сдерживающие факторы, потенциальное отставание от конкурентов. Возможности(Opportunities) определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза (Threat) - это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т.п. SWOT-анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени: от 1-2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками. Анализ производится экспертами, хорошо знающими организацию, а также привлеченные эксперты других организаций, владеющими информацией о внешней среде организации. SWOT-анализ позволяет, используя различные сочетания сильных сторон и возможностей (СИВ), слабых сторон и возможностей (СЛВ), сильных сторон и угроз (СИУ), усилить позицию организации или нейтрализовать влияние слабых сторон (рисунок 2).
Рисунок 2. Матрица видов SWOT – анализа
Сочетание слабых сторон и угроз (СЛУ) требует особого внимания, скорейшего устранения и мобилизации всех ресурсов, так как может привести к негативным последствиям. SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств. Рассмотрим условный пример. Существует производственная компания «ШАС», которая хочет освоить новую продукцию - резиновые лодки для отдыха населения и туристов на территории Приморского края. Для определения стратегии компании SWOT-анализ. Для оформления результатов анализа используется табличная форма. На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: Æ сильные стороны; Æ слабые стороны; Æ возможные угрозы; Æ благоприятные возможности. Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, представленной в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Матрица SWOT-анализа
Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроза значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Например, для 5 бальной шкалы оценок: ♦ очень сильная – 5 баллов; ♦ сильная – 4 балла ♦ умеренная – 3 балла ♦ слабая – 2 балла ♦ нейтральная – 1 балл Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (таблица 5.2). На третьем этапе анализа результаты оценки по пятибалльной системе, приведенные в таблице 5.2, суммируются и представляются в виде матрицы (таблица 5.3). Теперь можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Таблица 5.2 - Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Затем на четвертом этапе рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ). При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. Такой анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить, насколько существенны сильные стороны и слабы слабые, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивать можно количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же, как и угрозы можно сравнивать между собой и с возможностями. Таблица 5.3 - Суммарная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами. После определения количественных характеристик, на пятом этапе следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле компании (таблица 5.4).
Таблица 5.4 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы
Расшифровка значений таблицы 5.4: А - Дальнейшее повышение качества продукции, исходя из требований потребителей; Б - Освоение передовых технологий; В - Обновление ассортимента и повышение разнообразия продукции за счет муниципальных субсидий; Г - Существующий кадровый потенциал в состоянии обеспечить разнообразие дизайна; Д - Оборудование требует затрат на замену и ремонт; Е - Помощь в приобретении оборудования по лизингу; Ж - Увеличение объемов продукции; З - Получение налоговых льгот, льготных субсидий; И - Разработка продукции, максимально приближенной к существующим условиям; К - Улучшение качества, ввод новых технологий; Л - Выход на новые рынки; М - Освоение новой продукции с высоким уровнем качества и разнообразным дизайном; Н - Повышение квалификации персонала в области маркетинга; О - Привлечение специализированных маркетинговых служб для проведения исследований; П - Получение правительственных субсидий; Р - Аккумуляция денежных средств населения (акционирование, лотерея). Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (таблица 5.5). Таблица 5.5 - Количественная оценка проблем компании
По итогам проведенного анализа и оценки проблем необходимо сформулировать вывод, в котором отразить основные стратегические цели предприятия (компании, организации).
|