Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крупина М.М.,
учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39, г. Апшеронск, Краснодарский край
С каждым годом количество транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Но, к сожалению, в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно- методического решения. Детские сады и школы являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя на улице, тем меньше станет несчастных случаев. Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения речи, где обучение и коррекция речи проходит согласно лексическим темам, интегрировала план по профилактике дорожно-транспортного травматизма в такие темы: «Мой город», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Профессии».
Цель работы: воспитание и обучение правилам дорожного движения через формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, сохранение жизни и здоровья. Для осуществления заданной цели ставила перед собой задачи, которые вы видите на экране. При выстраивании педагогического процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учитывались следующие принципы: - принцип воспитания - принцип возрастной безопасности - принцип взаимодействия «дети - дорожная среда» Знакомя детей с правилами дорожного движения устанавливалась связь между всеми разделами, указанными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (по направлению «Ребенок на улицах города»), Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Программа обучения и воспитания детей с ОНР»; - работа проводилась систематически с постепенным усложнением программных требований от одной возрастной группы к другой, с учетом индивидуальные особенности детей; - воспитание в детях самостоятельности; При построении своей работы учитывала 3 аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: - ребенок–пешеход; - ребенок–пассажир городского транспорта; - ребенок–водитель детских транспортных средств: велосипеда, самоката, санок и т.д. Весь педагогический процесс вела в тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, ГИБДД, ЮИД и родителями Для решения поставленных задач мною организована предметно - развивающая среда в логопедической группе и в кабинете, основанная на принципах: целесообразности и рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира. Вся работа проходила по следующим этапам организации педагогического процесса: Первый этап — подготовительный, уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап — расширение первоначальных детских представлений о правилах безопасности дорожного движения через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике и частью других занятий, перекликающих с лексическими темами. Занятия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Работу по ПДД предусмотрела по всем разделам коррекции: 1. Формирование лексико-грамматического строя речи; 2. Развитие фонетико-фонематического слуха; 3. Развитие связной речи; 4. Обучение грамоте; 5. Развитие общих речевых навыков; 6. Развитие общей и мелкой моторики; 7. Развитие психических процессов. В группе и кабинете имеются макеты перекрестка с улицами. На индивидуальных и подгрупповых занятиях рассказывала детям о городе, улицах, светофорах (транспортных и пешеходных), переходах и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывала, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняла, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, на перекрестках и т.д. Параллельно проводилась работа по видам коррекционной деятельности, это как закрепления лексико-грамматических форм языка и связной речи, так и по обучению грамоте, и правильному звукопроизношению. На своих занятиях с дошкольниками, я использовала и новые педагогические технологии: · моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; · самостоятельную работу в альбомах по рисованию, формирующих и развивающих познавательные процессы детей; · интерактивный опрос; · коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Третий этап — закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, проведения игр-драматизаций настольнопечатных и словесных игр, подвижных игр, логоритмики, познавательных викторин и КВН, театрализованных представлений и сказок. Мероприятия по данному направлению проводятся в различных формах, где большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности за свои поступки на улицах города. Проводилась совместная работа с ЮИД соседней школы, которая помогла детям расширить и закрепить знания по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как они обменивались информацией по ПДД с младшими школьниками в увлекательной форме. Пятый этап – работа с родителями. Ведь чтобы предостеречь детей от опасности на улице, родители должны научить детей быть внимательными, а главное – не нарушать правила дорожного движения самим. Для этого ведется большая разъяснительная и обучающая работа. Были оформлены информационные стенды, буклеты для родителей. В интересной и увлекательной форме проводились родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очень интересно прошел совместный КВН «Наш друг светофор». Совместно с сотрудниками ГИБДД проводилась акция: «Ребенок - главный пассажир», «Внимание - дети», «Родитель - водитель». Шестой этап — результативный.Сопоставив результаты обследования, проведенные в начале, и в конце года пришли к выводу, что мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма помогли повысить знания и навыки детей. Проведенная работа поможет детям: - во-первых, применять на практике технику безопасного движения на дорогах, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций на улице; - во-вторых - в опасных ситуациях контролировать свои эмоции и реакции, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт в новые ситуации; - в третьих - ребенок будет проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи; - в четвертых - ребенок будет действовать в стандартных ситуациях на дороге уверенно, компетентно и предусмотрительно. Изменились не только качественные показатели знаний, умений и навыков, но и личностные характеристики самих детей, они стали легче вступать в контакт, конфликтные ситуации свелись к минимуму, дети научились договариваться между собой. План-программа тематической недели по ПДД для детей 5 – 6лет
|