Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Й класс. Мир на рубеже Нового и Новейшего времени: основные противоречия в развитии индустриального общества.
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч)
СОДЕРЖАНИЕ
Мир на рубеже Нового и Новейшего времени: основные противоречия в развитии индустриального общества. Первая мировая война (1914–1918 гг.): причины, участники (Антанта и Центральные державы), основные этапы военных действий: 1914 г. – переход к затяжной войне, 1915–1916 гг. – война на истощение, 1917 г. – революция в России и ее выход из войны, 1918 г. – победа Антанты. Итоги: Версальско-Вашингтонская система (новые границы, выплата репараций, унижение Германии, Лига Наций). Мир после Первой мировой войны: острый социально-экономический кризис, распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и образование новых государств (Прибалтика, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия и т.д.). Международные последствия революции в России – возникновение коммунистического движения и Коминтерна (цель – мировая социалистическая революция). Революционный подъем в Европе: революции в Германии и других странах, демократизация общественной жизни, резкое усиление влияния социалистических партий, возникновение фашизма (Б. Муссолини, основные идеи). Революционный подъем в Азии: рост антиколониального движения. В Индии – движение М. Ганди (отличительные особенности идей). В Китае – образование Сунь Ятсеном (отличительные особенности идей) партии Гоминдан. Ведущие страны Запада в 1920-х гг.: стабилизация (экономическое процветание, научно-технический прогресс, пацифизм и милитаризм в 1920–1930-х гг.) Становление современной научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, ядерная физика). Мировой экономический кризис с 1929 года: причины, начало и по-следствия в разных странах. «Новый курс» в США – выход из кризиса через сочетания демократии и государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт (особенности личности и политических взглядов). Ведущие страны Запада в 1930-х гг.: варианты выхода из кризиса. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг. Победа национал-социализма в Германии (1933 г.). А. Гитлер (особенности личности и взглядов). Тоталитарная диктатура в Германии: основные черты и пути выхода из кризиса. Военно-политические кризисы в Европе (выход Германии из Версальского договора, захват Австрии, Чехословакии и Албании, гражданская война в Испании) и на Дальнем Востоке (агрессия Японии против Китая). Формирование мировых центров силы: СССР и коммунистическое движение, «западные демократии», авторитарные государства-агрессоры (Германия, Италия и Япония). Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий: годы 1939–1941, 1941–1942, 1942–1943, 1944–1945). Антигитлеровская коалиция: причины и цели создания, внутренние противоречия и их преодоление (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская встречи). Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль (политические цели и черты личности). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение. Итоги войны: потери и уроки, территориально-политические изменения. Создание ООН: цели, структура и средства. «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений и т.п.). Основные кризисы: Корейская война, Карибский кризис, война во Вьетнаме, Афганская война. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке: причины и основные последствия. Научно-техническая революция: общемировой характер, показатели и последствия. Вопрос о сохранении капиталистического общества в развитых странах Запада: формирование смешанной экономики, социальное государство, «общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – начале 70-х гг. и становление информационного общества (его отличительные особенности). Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. в развитых странах Запада (признание разными направлениями общих базовых ценностей – права человека, демократия, рыночная регулируемая экономика и т.д.) Утверждение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы: копирование советской модели социализма и последствия для развития данных стран. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Распад «двухполюсного мира»: реформы в СССР и его распад в 1991 году, падение коммунистических режимов в Европе, изменение роли США. Интеграционные процессы: включение бывших социалистических стран в мировую экономику, образование Европейского союза (1991 г.), заявления о прекращении «холодной войны». Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Религия и церковь в современном обществе. Проблема примирения исторической памяти разных российских поколений. Проблема пути развития России – общеевропейский или особый? Основные вехи исторического пути нашей страны к началу XX века. Основные проблемы социально-экономической модернизации (крестьянский, рабочий и национальный вопросы). Основные проблемы культурной и политической модернизации (революция 1905–1907 гг., общество и самодержавие, политический вопрос). Россия в Первой мировой войне: причины вступления в войну и национальное объединение, 1914 г.: переход к позиционной войне, 1915 г.: «великое отступление», 1916 г.: перестройка экономики, относительные успехи («Брусиловский прорыв»), нарастание общественных противоречий и усталости от войны. Угроза национальной катастрофы. Позиции разных политических сил. В.И. Ленин и цели большевиков. Кризисы Временного правительства и постепенная утрата общественной поддержки. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.: октябрьский переворот (октябрьская революция) в Петрограде 24–25 октября 1917 года, первые решения: «Декрет о мире», «Декрет о земле», рабочий контроль, право наций на самоопределение. Выборы, созыв и роспуск Учредительного собрания. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры: распад союза с левыми эсерами, фактический запрет других партий, контроль ВЧК, однопартийное правительство РКП(б). Брестский мир 1918 г. и выход России из Первой мировой войны. Распад Российской империи: отторжение западных областей, отделение Финляндии, казачьих окраин, Закавказья и т.д. Гражданская война (1918–1922 гг.): причины, противоборствующие лагеря: красные, белые и зеленые (цели и социальная опора). Иностранная интервенция. «Военный коммунизм»: основные черты. Красный и белый террор, казнь царской семьи. Создание Красной Армии (Л.Троцкий, командиры). Белое движение: лидеры (А.Колчак, А.Деникин), цели, причины поражения и победы красных. Новая экономическая политика: основные черты и результаты. Начало восстановления экономики. Поиск путей построения социализма: борьба в высшем руководстве компартии и установление диктатуры И.В. Сталина (черты личности, их влияние на политику, годы руководства). Советская модель ускоренной модернизации: причины принятия, первая пятилетка (1928–1932 гг.). Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства: основные методы (1929 год и раскулачивание), черты, первые результаты и цена. Проблема оправданности ускоренной модернизации СССР. Формирование централизованной (командной) экономики: плановое руководство промышленностью, роль колхозов, их внутреннее устройство, противоречивость результатов. Формирование тоталитарного режима в СССР: власть партийно-государственного аппарата, массовые репрессии (причины, методы и значение), культ личности. Конституция 1936 г. Оппозиционные настроения в обществе. Коренные изменения в духовной жизни: утверждение марксистско-ленинской идеологии (основные черты, значение монопольности), борьба с религией, социалистический реализм в литературе и искусстве (цели, черты, результаты). Достижения советского образования, науки и техники: ликвидация неграмотности, примеры научно-технических побед. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.: противоречивость целей (СССР и Коминтерн), участие в Генуэзской конференции (1922 г.) и признание СССР, участие в международных конфликтах и кризисах 1930-х годов, Договор о ненападении с Германией (причины). СССР во Второй мировой войне: проблема взаимоотношений со странами-агрессорами в 1939–1941 гг., расширение советской территории (советско-финская война, присоединение прибалтийских государств и Молдавии – причины и значение), подготовка к войне. Соотношение сил накануне войны. Начало Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (этапы и крупнейшие сражения войны). Причины поражений на начальном этапе и причины срыва немецкого плана молниеносной войны. Московское сражение: силы, ход и значение. Г.К. Жуков (особенности личности, роль в войне). Советский тыл в годы войны: перестройка жизни страны, мобилизация всех сил, трудовой героизм. Геноцид на оккупированной территории: цели, методы, результаты. Партизанское движение: причины, формы борьбы, значение. Коренной перелом в ходе войны: предпосылки и ход. Сталинградская битва: цели немецкого командования, героическая оборона, контрнаступление 19 ноября 1942 года, значение. Битва на Курской дуге: цели и планы сторон, ход, результаты. Вклад СССР в освобождение Европы: советская территория, страны Центральной и Восточной Европы, мощь Красной Армии (солдаты, военачальники, вооружение). СССР в антигитлеровской коалиции: цели создания, противоречия и соглашения, Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Итоги Великой Отечественной войны: значение и цена победы. Участие СССР в войне с Японией: цели и результаты. Послевоенное устройство. Втягивание СССР в «холодную войну». Послевоенное восстановление хозяйства: цели, средства, результаты. Укрепление тоталитарного режима. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель» и XX съезд КПСС: причины реформ сталинской модели социализма, их черты и значение. Н.С. Хрущев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Противоречивость внешней политики СССР в 1953–1964 гг: между разрядкой и кризисами. «Застой» и кризис советской системы: причины, черты, значение. Л.И. Брежнев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Достижение военно-стратегического паритета, разрядка, Афганская война. Диссиденты и оппозиционные настроения в обществе. Достижения советского образования, науки и техники, искусства 1950–1980-х годов: успехи в освоении космоса (1957 г. и 1961 г.), исследовании атомной энергии, всеобщее среднее образование и доступность высшего образования. Перестройка: причины и направленность. М.С. Горбачев: черты личности, их влияние на политику, годы руководства. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни: восстановление свободных выборов, I Съезд народных депутатов, возникновение оппозиции коммунистическому руководству страны. Обострение межнациональных противоречий: причины и последствия. Рост популярности демократического общественного движения, избрание 12 июня 1991 года президентом России Б.Н. Ельцина. Противоречия между союзным руководством и новыми лидерами республик СССР. Августовские события 1991 г.: образование ГКЧП (его цель), противостояние с российскими властями 19–21 августа, развязка. Распад СССР: вопрос о причинах, «беловежские» соглашения лидеров России, Украины и Белоруссии 21 декабря 1991 г., образование СНГ (цель и участники). Образование Российской Федерации как суверенного государства. Переход к рыночной экономике: причины, основные методы (либерализация цен, приватизация) и первые итоги. Острый социально-экономический кризис 1990-х годов. События октября 1993 г.: причины и значение. Принятие Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года). Российское общество в условиях реформ: борьба различных политических сил и социально-экономические проблемы, проблема сохранения единства федерации и война в Чеченской Республике. Избрание президентом России В.В. Путина (президентские выборы 2000 г., 2004 г.). Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность методы и результаты. Культурная жизнь современной России: основные потери и достижения. Россия в мировом сообществе: преемник международного статуса СССР, проблема выстраивания новых отношений со странами Запада и Востока. Межпредметные связи в рамках: Обществознание, 9-й класс: оформление единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей; активный перенос общественно-исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи. Литература, 9-й класс: систематический курс развития отечественной литературы, позволяющий прослеживать закономерности отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей. Биология, 9-й класс: общие закономерности развития жизни на Земле, позволяющие устанавливать взаимосвязи биологических и социальных процессов.
Выпускник научится: развивать умения по применению исторических знаний в жизни. Ученик получит возможность научиться Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новейшей истории: мировые войны, кризис индустриального и зарождение информационного общества, проблемы модернизации, строительства социализма и становление демократии в России, а также другие явления в истории нашей страны и человечества в целом. Рассматривать в развитии процессы модернизации и кризиса индустриального общества, создание и соперничество разных социальных моделей, международные отношения. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях резких общественных перемен и потрясений, слома традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху Новейшего времени. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, острых международных конфликтов. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
|