Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европа и Османская империя в XVI – первой половине XVII.
К началу XVI в. Османская империя превратилась в сильнейшую мировую державу. Утвердившись в Восточном Средиземноморье и на Балканах, она стала непосредственно угрожать Центральной и Западной Европе. Вплоть до 70-х годов XVII в. Порта предпринимала завоевательные походы против Европы. Она лишила Венецию большинства ее морских владений, захватила значительную часть Венгерского королевства, нападала на итальянские берега, австрийские и польские земли, подчинила дунайские княжества. Только к концу века Европа смогла перейти в контрнаступление. Османская империя стала важным фактором в жизни европейских государств. Они должны были выработать свою внешнеполитическую позицию перед лицом Порты. Особенности дипломатических отношений между Портой и Европой: С середины XV до конца XVI в. в Стамбуле появились постоянные дипломатические миссии наиболее значительных европейских государств: Венеции, Франции, австрийских Габсбургов, Польши, Англии, Голландии и другие. Стамбул превратился в важнейший дипломатический центр, куда сходились нити международной политики и информация о том, что происходило в мире. Однако дипломатические связи между европейскими государствами и Портой носили односторонний характер, ибо вплоть до конца XVIII в. Османская империя не имела своих постоянных дипломатических представительств за рубежом. Война, особенно с не мусульманами, считалась нормой не только с точки зрения права. Она составляла основу существования и необходимое условие для выживания военизированного Османского государства. При этом мир и -г в случае необходимости — даже союз с не мусульманами допускались, но воспринимались как временные и заключались на ограниченный срок (на 5—6 лет в XVI в. — во время наивысшего могущества османов, до 20 лет в XVII в. — в период их ослабления). В эпоху турецких завоеваний правительство султана особенно строго следило за тем, чтобы инициатива заключения мира исходила от противоположной стороны, и чтобы для этого послы заинтересованных стран прибывали в Стамбул. Посольства от султана отправлялись к европейским дворам лишь в редких случаях. Порта считала правомерным в удобных для нее случаях нарушать в одностороннем порядке договоры о мире и перемирии. Нормальному функционированию дипломатии препятствовал тот факт, что Порта считала все государства, идущие на заключение с ней мира, как бы подчинившимися ей, и в знак признания этого требовала от них уплаты регулярной (обычно ежегодной) дани, или налога. Это требование нередко становилось камнем преткновения на переговорах, а в случае их заключения — основой для споров о статусе вступившего в мирные отношения со Стамбулом государства или о характере передаваемого Порте налога. Например в правление Сулеймана I Османской дипломатией был разработан целый арсенал средств давления на иностранных дипломатов (подкуп, лесть, обман, шантаж, запугивание и т.д.) с целью достижения желаемых результатов на переговорах. Иностранным дипломатам могла грозить тюрьма, и даже смерть в случае, когда султан начинал войну против страны, приславшей посла, или был недоволен действиями его государя, расцененными Портой как враждебные. Османская империя в европейской системе международных отношений: К началу XVI в. в Европе начинает складываться такая система международных отношений, в которую в большей или меньшей степени включаются почти все европейские страны. Геополитическое положение Османской империи делало ее неотъемлемой частью действующей европейской политической структуры, в которую она постепенно интегрировалась. Любое ее движение в направлении Европы — дипломатического или военного характера — не оставалось незамеченным и влияло на европейские дела (военные действия, союзы, мирные договоры и т.п.). Порта в своих интересах использовала франко-габсбургские противоречия в своей борьбе с Габсбургами. Уже в начале XVI в. для европейских государств очевидным становится тот факт, что ни одно из них не обладает достаточным потенциалом для того, чтобы в одиночку справиться с османской агрессией. Венецианская республика и Польша в этой ситуации сочли за благо поддерживать мир с опасным соседом и неоднократно подтверждали свою позицию мирными договорами с Портой и обязательством не вступать ни в какие антиосманские союзы. Тем не менее Венеция нередко финансово поддерживала антитурецкие военные предприятия, а иногда включалась в них с оружием. В начале XVI в Венгерское королевство перешло в оборонительной политике на южных рубежах против турок. Мирные договора которые заключались между ними с каждым разом были все короче и короче и не гарантировали незыблемости южных границ. Процесс образования национальных государств именно в это время вступил в противоречие с доставшимися в наследство от средневековья универсальными христианскими монархиями типа империи Габсбургов. Этот процесс временно максимально разобщил старую Европу, в то время как османам удалось создать огромное, опирающееся на мощные человеческие и материальные ресурсы, жестко подчиненное единой власти султана государство.
|