Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянская война 1514 г.






Поводом к выступлению послужило обнародование примасом венгерской церкви кардиналом Тама-шем Бакоцем весной 1514 г, папской буллы о начале крестового похода против турок. Правящие круги страны с самого начала не желали привлекать к предприятию широкие народные массы. Между тем десятки тысяч вооруженных крестьян откликнулись на призыв церкви и пришли в назначенные в разных частях страны места сбора крестоносцев в надежде на лучшую долю в этом и спасении в загробном мире. К крестьянам присоединялись хайдуки (см. о них ниже), городская беднота, мелкое дворянство, низшее духовенство* Руководство войском крестоносцев было поручено Дьёрдю Доже. Многолюдные лагеря крестоносцев послужили форумом для обмена мнениями между страдающими от общих бед людьми. Недовольство нагнеталось тем, что начало похода умышленно задерживалось властями, а господа жестокими мерами препятствовали вступлению своих крестьян в ряды " благословенного воинства Христова". Все это способствовало перерастанию задуманного церковью мероприятия в антифеодальное выступление.
Война охватила большую часть страны. В то же время бюргерство, в своем большинстве немецкое, враждебно отнеслось к восстанию. Общая численность восставших предположительно достигала 100 тысяч человек, но действовали они разрозненно. Известно восемь наиболее крупных отрядов. Главный из них — под руководством Дьёрдя Дожи — двинулся от Пешта к Трансильвании и в одном из сражений уничтожил объединенное войско феодалов. Идеологами движения стали монахи-францисканцы, которым власти опрометчиво поручили пропаганду похода. Агитацию в пользу крестового похода монахи сочетали с критикой социальной несправедливости и нападками на власть имущих. Предводители восставших призывали к свержению власти господ и установлению всеобщего равенства, отвергали церковную десятину, требовали раздела земель церкви между " крестоносцами", предполагали оставить в стране лишь одного епископа. Они не признавали ничьей власти, кроме власти короля. В идеологии венгерских мятежников прослеживается сильное влияние гусизма.
Дворяне довольно быстро разбили один за другим разрозненные отряды восставших, Последние очаги сопротивления были подавлены в конце октября 1514 г.
Император Максимилиан I, а также чешские феодалы, обеспокоенные распространением " венгерской заразы" в своих землях, послали венгерскому королю военную помощь против восставших.
Победив крестьян, венгерские феодалы приняли в ноябре 1514 г. закон, лишавший крестьян свободы и прикреплявший их к земле.
Битва при Мохаче и распад Венгерского королевства.

В 1521 г. турецкий султан Сулейман I захватил Белград — ключ к Венгерскому королевству. Страна оказалась перед непосредственной угрозой турецкого завоевания. В этой сложной ситуации элита, занятая борьбой за власть, не уделяла должною внимания турецкой опасности.
Катастрофа разразилась 29 августа 1526 г. в битве у Мохача, в двухстах километрах от южной границы. Хорошо вооруженному, дисциплинированному 80-тысячному турецкому войску противостояло 25-тысячное, наспех собранное, не имевшее единого руководства венгерское феодальное ополчение. Венгры потерпели сокрушительное поражение. Страну охватила паника. Не встречая сопротивления, Сулейман I прошел до Буды, подвергнув страну страшному разорению. Надвигавшаяся зима вынудила его покинуть Венгрию.

Хотя в 1526 г. османы не подчинили Венгрию, поражение при Мохаче стало поворотным пунктом в ее истории. После гибели Лай-оша II враждующими феодальными группировками на венгерский престал были выдвинуты сразу два короля: крупнейший магнат Янош Запольяи (1526—1540) и младший брат императора Карла V Фердинанд I Габсбург < 1526—1564), незадолго до этого избранный чешским королем. Сторонники первого видели спасение страны в " национальном* короле, вторые — в союзе с Габсбургами.
Получив венгерскую корону, Габсбурги взяли на себя обязанность защищать не только свои наследственные земли, но и Венгрию. В 1529 г. по просьбе Яноша Запольяи, изгнанного в 1527 г. Фердинандом из Венгрии, в страну вторглись войска султана и восстановили Запольяи на престоле.
В 1538 г. между обоими королями был заключен мир, по которому каждый из них признавал власть другого на занятой им территории. В то же время предусматривалось объединение королевства под властью Фердинанда после смерти Запольяи. Однако в 1540 г. после рождения у Яноша Запольяи (который вскоре умер) сына Яноша Жигмонда конфликт вспыхнул с новой силой. Сторонники Яноша Жигмонда обратились за помощью к султану, и тот воспользовался этим предлогом для нового вторжения в Венгрию.
В 1541 г. пала столица королевства Буда, Венгрия перестала существовать как единое государство. Последовал 150-летиий период его раздела. Венгрия распалась на три части. Все Среднее По-дунавье вошло в состав Османской империи как одна из ее провинций. Узкой полосой с запада на северо-восток тянулись земли, попавшие под власть Габсбургов и сохранившие название и статус Венгерского королевства. На востоке в 60-е годы XVI в. сложилось Трансильванское княжество — вассал Порты, — переданное султаном Яношу Жигмонду (1540 1571 ).

Несмотря на распад Венгерского королевства, в течение последующих столетий между всеми его тремя частями продолжали существовать тесные хозяйственные и культурные связи; неразрывной была их политическая история; в большей или меньшей мере продолжали действовать некоторые государственные, социальные и административные институты домохачской эпохи.
Габсбургская Венгрия.

Западная часть Венгрии, попав под власть Габсбургов, формально оставалась самостоятельным королевством. Короли по-прежнему (до 1686 г.) избирались сословиями на государственных собраниях. Высшим законодательным органом являлось государственное собрание, состоявшее из представителей сословий. Сословия принимали законы, одобряли налоги, избирали первое должностное лицо государства — надора. Королям из династии Габсбургов, несмотря на все усилия, не удалось полностью подчинить себе сословия. Одной из важных причин сохранения такого положения были войны с Османской империей.
Тем не менее власть сословий и самостоятельность Венгерского королевства не были прочными. Венгерские сословия дорого платили за то, чтобы в лице Габсбургов иметь защиту от турок, ведь 70% необходимых для организации обороны средств поступали извне. Управление Венгрией осуществлялось под эгидой венских властей как через общегосударственные органы (придворные тайный и военный советы, казначейство, канцелярию), так и через те, которые непосредственно управляли Венгрией (венгерские наместнический совет, канцелярию и казначейство). Венгрия была лишена права самостоятельно вести внешнюю политику и решать военные вопросы. После падения Буды столица Венгерского королевства почти на полтора века переместилась в более безопасное место, ближе к австрийской границе — в Пожонь. Серьезные изменения произошли в социальной сфере. В ходе турецких войн немало старинных дворянских фамилий прекратили существование. Многие семьи бежали от турок и теряли не только свои земли и имущество, но даже документы, подтверждающие их дворянство. В то же время общая численность дворян выросла. Выходцы из низших социальных слоев в эти трудные времена получали возможность возвыситься на военной или административной службе как у короля, так и во владениях частных магнатов. Некоторые состоятельные горожане анноблировались за деньги. Однако в отличие от " домохачского" дворянства, которое, как правило, имело земельные пожалования, новые дворяне в своем большинстве были титулярными: их дворянский статус не подкреплялся земельными владениями. Такие изменения в составе венгерского дворянства во второй половине XVI в. еще больше, чем равыве, упрочили его зависимость от высшей аристократии.
В ходе войн с османами во второй половине XVI в. в Венгрии возник новый социальный слой: пограничных воинов — хайдуков*. В города Венгерского королевства устремился поток беженцев-дворян из захваченных турками земель.
Миграции, вызванные войнами, приводили и к изменению этнического состава городского населения.
Что же касается экономического развития городов Венгерского королевства, то перманентное состояние войны, угроза завоевания, нарушенные коммуникации, сокращение производства в целом отрицательно сказались на них. Однако те города и некоторые крупные рыночные местечки, благополучие которых строилось на транзитной торговле, переживали даже некоторый подъем.

Турецкие войны в корне не изменили положения крестьян, хотя от бедствий войны, они, безусловно, страдали. С середины XVI в. в Венгрии, особенно в плодородных зерновых западных районах, стало распространяться домениально-барщинное хозяйство, что было вызвано прежде всего потребностями внутреннего рынка при необходимости снабжать провиантом войска, гарнизоны, дворы крупных феодаловОднако эта тенденция не закрепилась, и в XVII в. в поместьях возобладал даровой труд зависимых крестьян. Барщина в среднем составляла 52 дня в году {закон 1548 г.). Крестьяне подчинялись поместному суду своего сеньора, не имели прав на свой надел, располагали ограниченными возможностями перехода. Дворянству не удалось добиться полной ликвидации крестьянского перехода. Кроме того, в условиях постоянной военной опасности и войны феодалы были вынуждены идти на уступки крестьянам из-за боязни их бегства. Наконец, в прикреплении крестьян к земле было в большей степени заинтересовано мелкопоместное дворянство, ощутимо страдавшее от потери даже одно-го-двух работников, в то время как магнаты, напротив, стремились привлечь на свои земли рабочие руки. Вследствие этого отношение к крестьянскому переходу в немалой степени определялось расстановкой сил в отдельных областях между магнатами и мелкопоместным дворянством.
В среде крестьянства шло расслоение..
В XVI в., несмотря на сложности взаимоотношений Габсбургов с венгерскими сословиями, между ними существовало некое равновесие, основанное на надеждах, которые в Венгрии возлагались на правящую иноземную династию в освобождении страны от османов.
В начале XVII в. венгерские сословия перешли в резкую оппозицию к Габсбургам.

Венгерские земли под властью Порты.

Занятая турками территория бывшего Венгерского королевства вошла в состав Османской империи и в соответствии с ее военно-административным устройством была поделена на провинции и округа. Наместником султана считался будайский пашаТурецкие власти придавали большое значение налоговой службе и работе ее чиновников, стремясь получить с покоренных земель средства, необходимые для ведения войн. Во второй половине XVI в. в целях налогообложения регулярно проводились переписи населения. Вся земля считалась собственностью султана. Стремясь не допустить формирования крупного наследственного землевладения, которое могло бы усилить сепаратистские тевденции в провинциях, султаны часто перемещали высших должностных лиц. Завоеванные области Венгрии занимали особое положение в составе владений Османской империи. Их экономика не интегрировалась в экономику Порты, а напротив, сохраняла традиционные контакты с Европой, Купцы из подвластных туркам венгерских земель вели активную торговлю с западными странами, экспортируя туда живой скот, а также продукты животноводства, и ввозя готовые ремесленные товары. В то же время турки не использовали животноводство — эту наиболее доходную область венгерской экономики — ни для продовольственного снабжения империи, ни в налогообложении.
Османы не обладали полнотой власти в завоеванных областях Венгрии. Из-за отсутствия постоянных, твердо установленных границ между турецкой и Габсбургской Венгрией сложилась широкая пограничная полоса, население которой платило налоги и туркам, и Габсбургам.
В указах султана, предназначенных для венгерских земель, определялись только суммы налогов, таможенных пошлин, давались предписания, касающиеся телесных наказаний. Мусульманское частное право распространялось только на мусульманское население, венгерское же продолжало жить по венгерским государственным и местным законам и обычному праву. На османской территории действовали некоторые социальные институты административные структуры венгерского феодального государства. Порта рассматривала свои владения в Венгрии скорее как плацдарм для дальнейшего наступления на Западную Европу и как буферную зону между владениями императора и султана. Она не могла и не стремилась установить там такие формы владычества, какие сложились в покоренных Балканских странах.
Трансильванское княжество.

Формально Трансильванское княжество ведет свое начало с 1571 года. Трансильванское княжество включало в себя территории собственно Трансильвании и венгерских затисских областей. Как вассал Порты оно платило дань султану и не могло без его одобрения вести внешнюю политику. По форме правления Трансильвания была со-словно-представительной монархией. Князь выбирался государственным собранием, в котором наряду с венгерской аристократией участвовали представители трех привилегированных " наций" — венгерского дворянства, патрициата саксонских (немецких) городов и феодализировавшейся верхушки секеев. Влахи, составлявшие в эту эпоху значительную часть населения Трансильвании, не конституировались в привилегированную " нацию". За почти полуторастолетний период самостоятельного существования Трансильванского княжества (1571—1699) князья на его престол избирались, как правило, из венгерских магнатских фамилий. Трансильванское княжество возникло в условиях ожесточенной борьбы между Габсбургами и Портой. При Яноше Жигмонде дважды предпринимались попытки восстановить единство Венгерского государства под эгидой Габсбургов, оканчивавшиеся неудачей.
В 1571 г. после смерти Яноша Жигмонда трансильванское государственное собрание отказалось признать права на Трансильванское княжество Максимилиана и избрало главой государства Ишт-вана Батори (1571—1586). Иштван Батори вел политику, направленную на усиление центральной власти, закрепление его независимости от королевства Венгрии. Были отвергнуты попытки Максимилиана II Габсбурга вмешиваться во внутренние дела княжества. В 1576 г. Батори был избран королем Польши под именем Стефана Батория и навсегда покинул родину, хотя формально оставался князем Трансильвании до конца жизни.
В 1602 г. в Трансильвании установилась власть Габсбургов, показавших свои истинные намерения в отношении княжества. Стала очевидной необходимость сохранения независимости Трансильвании от Габсбургов, что и определило внутреннюю и внешнюю политику трансильванских князей в XVII в. Восстанием Иштвана Бочкаи в 1604 г. начались антигабсбургские освободительные войны. Они исходили из Трансильвании, но захватывали и королевскую Венгрию,
Наивысшего подъема Трансильванское княжество достигло в правление Габора Бет лена (1613—1629) и Дьёрдя I Ракоци (1630— 1648). Они смогли не только отстоять независимость Трансильвании, но и расширили ее территорию за счет ряда венгерских комитатов. Базой для военных и дипломатических успехов служили мероприятия по укреплению центральной власти. Были проведены военная, административная, финансовая реформы.
В правление Габора Бетлена и Дьёрдя I Ракоци Трансильванское княжество стало заметной политической силой, с которой считались другие государства. В Тридцатилетней войне Трансильвания выступила в составе антигабсбургской коалиции. Своими военными кампаниями в Венгрии и Моравии она отвлекала с западноевропейского театра военных действий силы Габсбургов, Благодаря этому Бетлен и Ракоци смогли заключить с Веной ряд мирных, выгодных для княжества и королевской Венгрии соглашений.
Борьба народов Венгрии и Трансильвании против османского ига.

После взятия Буды в 1541 г. Порта в течение почти полутора веков не оставляла попыток полного завоевания Венгрии.
В 1552 г. Сулейман Великолепный направил свои армии в Трансильванию, которая в ответ на это вступила в соглашение с Веной. Турками был взят важнейший укрепленный центр княжества — Темешвар. Одна из армий султана осадила Эгер. Осада длилась около двух месяцев. Защитники Эгера ожидали подхода австрийских войск, но так и не дождались их. Тем не менее османы, во много раз превосходившие по численности силы противника, не смогли взять крепость и были вынуждены отступить.
В 1566 г. после восьмилетнего перемирия, заключенного в 1559 г., Порта возобновила войну с Габсбургами за Венгрию, Венгерским вспомогательным войскам, входившим в состав императорской армии, удалось одержать ряд побед. Но Максимилиан II не закрепил успеха, так как берег армию на случай похода войск султана на Вену. Между тем 100-тысячная армия Сулеймана, усиленная 300 пушками, действительно направилась к Вене. Но ей не удалось миновать крепость Сигетвар, от которой открывалась дорога к австрийской столице.
Во время осады умер султан Сулейман, и турки, потерявшие у Сигетвара четверть армии, отказались от похода на Вену. В 1568 г. между Максимилианом II и Селимом II в Адрианополе был подписан мир, по которому признавался раздел Венгрии, а Габсбурги обязывались платить Порте ежегодную дань 30 тыс. зол. флоринов.
В 15-летней войне между Портой и Габсбургами (1593—1606) сложилась антиосманская коалиция, в которую вошли также Трансильванское, Молдавское и Валашское княжества. Первый период войны ознаменовался успехами коалиции. Был освобожден ряд крепостей в Венгрии и в Трансильвании. Удачным был валашский поход 1595 г. трансильванского князя Жигмонда Батори, нанесшего тяжелое поражение войскам турок у Джурджи. Готовилась осада Буды и Темешвара. Тем временем в 1596 г. после поражения объединенных войск Трансильвании и Габсбургов при Мезекерестшеге в сеиеро-восточной Венгрии в войне наметился перелом. Пали Эгер и Канижа. Война привела не к изгнанию турок, а к антигабсбургскому восстанию в Венгрии и Трансильвании под предводительством Иштвана Бочкаи. Освобождение Венгрии из-под ига Османской империи было отодвинуто почти на век.
В 60-е гг. XVII в. турки осуществили последнее крупномасштабное военное предприятие, захватив новые территории в Венгрии и Трансильвании. Это вызвало резкое усиление недовольства Габсбургами в стране (даже среди ранее провенски настроенной части аристократии) и привело к новым антигабсбургским выступлениям.
Реформация в Венгрии и Трансильвании.

К общим причинам, вызвавшим распространение Реформации в странах Западной Европы, в Венгрии и Трансильвании добавились свои; распад государства, нестабильность в обществе, ухудшение условий жизни, ужасы османских завоевательных походов, военное бессилие Габсбургов, их безразличие к бедствиям Венгрии и т.д. Охваченные пессимистическими настроениями люди разочаровывались в привычных ценностях, искали объяснений происходящим бедствиям и находили их в протестантских проповедях.
Реформационное движение в Венгрии и Трансильвании не было монолитным. В 20—30-е годы XVI в. в Венгерское королевство проникли идеи лютеранства. В 1525 г. государственное собрание приняло декрет против лютеран, предусматривавший их изгнание из страны и даже смертную казнь. Однако» несмотря на это, лютеранство быстро распространялось.
С 30—40 гг. XVI в. в Венгрии и Трансильвании особой популярностью стали пользоваться цвииглианство, кальвинизм (объединенные общим именем " гельветская вера'1) и антитринитаризм (унитаризм), последователи которых находились как среди католиков, так и среди лютеран. Вскоре " гельветская вера" возобладала над лютеранской (" евангелической", или " августинской"). Среди радикально настроенных беднейших крестьян, городского плебса и горнорабочих Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании распространился анабаптизм. К концу XVI в, абсолютное большинство населения бывшего Венгерского королевства отошло от католицизма.
В XVI в. католики оказались полностью деморализованными полемическим напором протестантов, использовавших в диспутах и публицистике общественные настроения, порожденные турецкими завоеваниями. Самым внушительным аргументом протестантов против католиков было объяснение причин бедствий, выпавших на долю Венгрии. Турки представлялись как наказание, посланное Богом на венгров за их грехи и идолопоклонство (католицизм). Спасение же виделось в обращении к истинной вере — лютеранской, кальвинистской и др.
Отношения между церковью и государством в габсбургской, османской Венгрии и Трансильванском княжестве складывались по-разному. Османы не проявляли большого интереса к вероисповеданию местного населения. Более того, они весьма благосклонно относились к Реформации, поскольку видели в ней один из инструментов борьбы с Габсбургами. Поэтому Реформация беспрепятственно распространялась в деревнях и рыночных местечках в подвластных туркам областях. Религиозная политика трансильванских князей в целом отличалась веротерпимостью. Официальное признание получили кальвинистская, или реформатская (1564), евангелическая, или лютеранская (1568), а затем унитаристская (1576) церкви. Таким образом, в Трансильвании сложилась система четырех (вместе с католицизмом) признанных вероисповеданий, что в то время было необычным для Европы. К этим конфессиям следует добавить православие, традиционно исповедовавшееся в Трансильвании большими массами населения, в первую очередь влахами и славянами. В габсбургской Венгрии протестантские церкви на протяжении XVI в. не были признаны официально, хотя власти были вынуждены мириться с ними.
Контрреформация в Венгрии и Трансильвании.

Несмотря на большие потери, католическая церковьсохраняла свою организационную структуру не только в королевстве, но и Трансильванском княжестве, а также на турецких территориях.
С конца XVI в., в правление Рудольфа II, в Венгрии началась Контрреформация, в проведении которой католическая церковь получила решительную поддержку в лице Габсбургов. Наибольших успехов Контрреформация в королевской Венгрии достигла в первой половине XVII в., когда венгерскую католическую церковь возглавил кардинал Петер Пазмань. Он придавал большое значение возвращению в католическую веру магнатов, которые, по его мнению, послужили бы примером для дворян-протестантов, а также, в соответствии с установлениями Аугсбургского религиозного мира, повлияли бы на вероисповедание своих крестьян. Благодаря его деятельности уже в первые десятилетня XVII в. аристократия в основном вернулась в лоно католической церкви. В целях воспитания молодежи в духе католицизма Пазмань — в прошлом иезуит — способствовал укреплению в Венгрии позиций иезуитов, появлению их школ, коллегий и конгрегаций. В 1635 г. в Надьсомбате (соврем. Транава) по его инициативе был открыт иезуитский университет. Несмотря на значительные успехи Контрреформации в Венгрии, Габсбургам не удалось повторить здесь опыт Австрии и Чехии, насильственно и полностью возвращенных в католицизм.

Антигабсбургские освободительные движения в Венгрии н Трансильвании.

В конце XVI — начале XVII в. Габсбурги, в частности Рудольф II, стали активно проводить в своих владениях, в том числе в Венгрии, жесткую политику подчинения сословии центральной власти в условиях зарождающегося абсолютизма. В начале XVII в. венгерские сословия перешли в резкую оппозицию к ней, вылившуюся в ряд антигабсбургских освободительных войн, продолжавшихся с перерывами более ста лет {1604—1711). Войны распадаются на три периода, первый из которых приходится на первую половину XVII в.
Антигабсбургские войны возглавило дворянство, получившее поддержку широких народных масс: хайдуков, городского плебса, крестьян. Важная особенность этих освободительных движений состояла в том, что они инспирировались из Трансильвании и возглавлялись трансильванскими князьями.
Первый этап войн начался в октябре 1604 г, с восстания Иштва-на Бочкаи.

В течение короткого времени его войска, состоявшие в основном из хайдуков, освободили от императорской армии почти всю северо-восточную часть габсбургской Венгрии и стали вторгаться на территорию Австрии. В 1605 г. сословия избрали Иштвана Бочкаи князем Венгрии и Трансильвании. Порта поддержала мятежного князя и обещала венгерскую корону. Император Рудольф II был вынужден пойти на переговоры с Бочкаи. По Венскому миру 1606 г. Трансильвании обеспечивалась независимость, а ее территория увеличивалась за счет нескольких венгерских комитатов. Условия Венского мира почти на полвека составили основу отношений между Венгрией и Трансильванией с одной стороны, и Габсбургами — с другой. На десятилетие венгерские сословия возобладали над центральной властью и стали действовать вполне самостоятельно от нее. В 1608 г. к ним примкнули сословия других владений австрийских Габсбургов (Нижней и Верхней Австрии, Моравии* Силезии и Лужиц) и образовали конфедерацию с целью совместной защиты Венского и Житваторокского мирных договоров 1606 г. Эрцгерцог Матиас использовал конфедерацию в борьбе за власть, разгоревшуюся внутри дома Габсбургов, пообещав сословиям соблюдать их права и привилегии. Имея за спиной войска конфедерации, в июне 1608 г. Матиас заставил Рудольфа II отречься от венгерского престола, наследственных австрийских владений и Моравии и занял там место брата.
Габсбурги нарушали данные обещания, поэтому борьба с ними возобновилась при князе Габоре Бетлене.

Он ставил целью создание независимой национальной монархии на основе объединения Венгерского королевства с Трансильванией и его вхождения в государственный союз с Австрией и Чехией. В своей борьбе с Габсбургами Габор Бетлен добился немалых успехов, предприняв против императорских войск 3 похода (в 1619—1626 ггВ 1620 г, государственное собрание избрало его сначала князем, а затем королем Венгрии.
Испугавшись тягот войны и радикализации освободительного движения, феодалы стали отходить от Габора Бетлена и возвращаться на прогабсбургские позиции. В такой обстановке Бетлен был вынужден, сохранив за собой Трансильванское княжество, к которому временно были присоединены семь венгерских комитатов, отказаться от притязаний на королевскую Венгрию.
Преемник Габора Бетлена Дьёрдь I Ракоци включился в борьбу с Габсбургами на завершающем этапе Тридцатилетней войны, заключив союз с Францией и Швецией. Однако Порта, не без оснований опасавшаяся усиления Трансильванского княжества и его объединения с Венгрией в случае поражения Габсбургов, под влиянием тайной дипломатии Вены опротестовала этот самостоятельный шаг внешней политики своего вассала и вынудила его к переговорам с Фердинандом III. Линцский мир 1645 г. распространял свободу вероисповедания на крестьянство, укреплял позиции князя в присоединенных землях.
Ни Ракоци, ни Бетлен не сумели восстановить национальное королевство. Но в ходе всеевропейской войны, умело сочетая методы дипломатии с военными акциями, Трансильванское княжество добилось того, что Вестфальским миром его суверенность была юридически признана европейскими государствами. На это не могли рассчитывать находившиеся под властью Габсбургов Венгерское и Чешское королевства.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал