Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Франции в XVI.






Культура Франции в XVI в. В XVI столетии культура Возрождения во Франции была отмечена, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Расцвет культуры Возрождения во Франции XVI в. имел свои глубоко национальные корни. Главную роль в формировании французской национальной культуры сыграл язык, которым стал язык Северной Франции, объединивший складывавшуюся нацию. Этому процессу способствовала и политика абсолютизма: северофранцузский язык стал обязательным в законодательстве и судопроизводстве как центра, так и провинций. Однако процесс утверждения единого языка был сложным и медленным, тормозился сохранением различных диалектов северофранцузского языка и распространением на значительной территории провансальского наречия.

В XVI в. во Франции получают распространение идеи гуманизма, в первой половине века - в значительной мере под влиянием Италии. Это сказалось в широком интересе к филологии, древним языкам, особенно греческому. Начало утверждения гуманизма во Франции связано с деятельностью греков Георгия Гермонима и Иоанна Ласкариса, выходцев из Италии правоведа Караччоло, филологов Скалигера и Бальби, писателя Луиджи Аламани и др. Идеи итальянских гуманистов конца XV в. оказали определенное влияние на мировоззрение Лефевра д'Этапля, известного богослова, математика и филолога, применившего критический текстологический метод к изучению религиозных книг. Многие годы потратил Лефевр на перевод Библии на французский язык (она была напечатана в 1530 г.), что вызвало резкое недовольство католической церкви.

Появившиеся еще в конце XV в. типографии печатали не только французскую литературу, но и сочинения древних авторов: Цицерона, Салюстия, Валерия Максима, - а также итальянских гуманистов, в том числе Лоренцо Баллы. Большую роль в распространении трудов античных авторов и гуманистов играла типография Этьена Доле в Лионе. Этьен Доле выступал в защиту свободной творческой мысли. Деятельность Э. Доле и его единомышленников превратила Лион в центр ренессансного свободомыслия. Э. Доле восстановил против себя теологов богословского факультета Сорбонны. С санкции церкви он был сожжен в 1546 г. как еретик.

В 1530 г. в Париже была основана гуманистическая школа - Коллеж де Франс, у истоков создания которой стоял известный французский гуманист Гийом Бюде (1467-1540). Новое учебное заведение, созданное в противовес Сорбонне, располагало кафедрами древних языков, философии, математики и медицины, став ассоциацией ученых, распространявших гуманистические знания. На кафедрах Коллеж де Франс преподавали многие гуманисты.

Гийом Бюде мечтал о создании гуманистической светской школы. Большое значение он придавал филологии, рассматривая ее в ренессансном духе как путь к познанию античной культуры для совершенствования и духовного раскрепощения личности.

Современниками Г. Бюде и Э. Доле, защитниками национального языка и свободомыслия были Клеман Маро и Бонавантюр Деперье. К. Маро (1496-1544) -крупнейшая фигура во французской поэзии первой половины XVI в. Поэт-гуманист, автор лирических стихотворений, посланий-рассуждений, стихотворных новелл и басен, К. Маро был борцом за свободу совести, защитником прав человеческой личности. Значительную роль в развитии свободомыслия во Франции сыграл Б. Деперье, зачинатель французской новеллистики. Его " Новые забавы" и " Кимвал мира" представляли жизнерадостное свободомыслие передовой гуманистической интеллигенции, противостоявшей правоверной религиозности.

Особенно показательна фигура сатирика и поборника новой науки Франсуа Рабле (1494-1553). Его роман " Гаргантюа и Пантагрюэль" - произведение глубоко народное по своей идейной направленности и по форме. Под пером Рабле родилась новая проза - роман нового времени. В этом национальное и общеевропейское значение творчества великого сатирика. Рабле ведет свое повествование в духе французских сказаний о веселых гигантах, приближенных легендарного короля Артура, и таким образом создает реалистическую обобщенную картину современного ему французского общества, подвергая осмеянию средневековый уклад жизни. В романе провозглашается важнейший манифест французского гуманизма: свобода разума и гимн наукам. Рабле призывает беспрестанно совершенствоваться, в программу гуманистического воспитания он включает изучение филологических дисциплин, истории, естествознания, астрономии. У гуманиста царит подлинный культ знаний, науки. С особой силой Рабле обрушивается на католическую церковь и монашество, выступая против схоластической науки, противопоставляя ей пафос научного познания мира и овладения его богатствами на благо человека.

Вторая половина XVI в. была особым периодом в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной общественной обстановкой гражданских войн. Передовым людям Франции приходилось мобилизовывать все свои духовные ресурсы для того, чтобы, не поддавшись всеобщему ожесточению и смятению, попытаться осуществить необходимую переоценку ценностей, разобраться в себе и своем окружении. Современниками гражданских войн были Мишель де Монтень (1533-1592) и Жан Воден (1530-1596), творчество которых было неотъемлемой частью культуры Возрождения. Свойственные этой культуре гуманизм, реалистические тенденции Монтень и Воден развивали в условиях, когда само существование Франции было поставлено под угрозу. В этой обстановке были задуманы Монтенем " Опыты". Он начал их писать вскоре после событий Варфоломеевской ночи. Замысел Монтеня был оригинален - познать самого себя (" Содержание моей книги - я сам"). Идеал автора - это суровое представление о добродетели, которая позволяет человеку преодолевать невзгоды, превозмочь страдания и подавить чувство страха перед смертью. Стоицизм Монтеня отличался жизнеутверждающим характером, он укреплял в человеке веру в себя и в свое будущее. Высший критерий для человека - его разум. Мировоззрение Монтеня рационалистично. Этические взгляды пронизаны светским духом. Гуманист проникается доверием к " естественной" природе человека. Он видит в ней мудрую и добрую наставницу людей. Человек должен не чинить над ней насилие, а считаться с ее побуждениями, подвергая их, однако, контролю разума. Этический идеал Монтеня - благо отдельной человеческой личности с ее духовными устремлениями, представлениями о добре и справедливости.

В творчестве Ж. Бодена большое место заняли политические проблемы. В " Шести книгах о государстве" и " Методе изучения истории" Боден выступал защитником наследственной монархии, вскрывая национальные традиции монархического устройства во Франции. Особого внимания заслуживают попытки Бодена дать научное обоснование проблеме происхождения народов. Учение гуманиста о спонтанности, стихийности и общности происхождения народов являлось завоеванием французской гуманистической мысли XVI в. в борьбе с архаическими представлениями. Боден проводит идею об исключительном влиянии географической среды, климата на формирование характера человека, его способностей.

Реформация оставила свой след в культуре Франции. Французские кальвинисты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы: их политические и судебные речи, проповеди и диспуты стали важным элементом в формировании политической и религиозной идеологии. Особым направлением в литературе стала гугенотская поэзия, одной из значительных фигур здесь был Агриппа д'Обинье. Трагические поэмы, сонеты и " Мемуары" А. д'Обинье проникнуты духом безысходности. С особым пристрастием автор изображает политический кризис, вырождение правящей королевской династии, защищая традиции ограниченной сословной монархии.

В конце XVI в. зародилось новое литературное течение, провозвестниками которого являлись Франсуа Малерб (1555-1628) и его группа. Кружок Малерба сохранил традиции " Плеяды" в создании национальной французской литературы.

В области изобразительного искусства идеи и технические приемы Возрождения нашли воплощение в творчестве выдающегося портретиста Ф. Клуэ (1516/20-1572) и художников его круга, а также величайших скульпторов Жана Гужона (1510- 1568) и Жермена Пилона (1535-1590).

Несмотря на то что Ж. Гужон разделял религиозные и нравственные идеи Реформации, он не был склонен принять аскетический идеал кальвинизма. Его произведения выдержаны в светском духе. Образы Гужона близки поэтическим идеалам Ронсара.

Ж. Пилон являлся последним большим художником французского Возрождения. Он известен как мастер надгробных портретов, в частности гробницы Генриха II и Екатерины Медичи. Суровый реализм творчества Ж. Пилона был отражением кровавых событий религиозных войн.

Культура Франции в первой половине XVII в. В первой половине XVlI в. интеллигенцией Франции были восприняты гуманистические идеи. Творчество представителей науки, искусства и литературы характеризовали эмпиризм и реалистическое изображение действительности, национальное сознание и идеи сильной централизованной власти.

Этот период был связан с деятельностью философа и ученого, основателя современной математики и новатора в физике Рене Декарта (1596-1650) (см. гл. 39), замечательного драматурга Пьера Корнеля (1606-1684), великих художников Жана Калло (1592-1635), Никола Пуссена (1594-1665) и Луи Ленэна (1598-1648).

Выдающийся драматург Пьер Корнель, названный Пушкиным " истинным гением трагедии", создал монументальную патриотическую трагедию " Сид". В этом произведении, сюжет которого был заимствован из драмы испанского драматурга XVI в. Гильена де Кастро, получили воплощение в героических идеализированных образах политические идеи абсолютизма - единство нации, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными страстями. Трагедия имела большой успех, хотя была осуждена Французской академией. П. Корнеля призывали быть последовательным проводником политики Ришелье. Однако великий драматург оставался верным идеям свободомыслия и реализма, изображая жестокую борьбу за власть, игру политических интересов, монархов-тиранов.

Жан Калло - один из основоположников реалистического направления во французском искусстве XVII в. Его творчество отличается смелостью и меткостью наблюдений, интересом к жизни улицы и общественных низов. В лучших своих офортах он с большой яркостью воссоздает хорошо знакомые ему типы крестьян, горожан, солдат, нищих, провинциальных дворян. Исключительной силой и правдивостью образов выделяются его работы, посвященные бедствиям войны. В них он выразил протест против войны, разорившей его родину.

С 1631 г. во Франции стала выходить первая газета " Gazette de France". В 1635 г. была основана Французская академия. Деятельность академии и газета сыграли немалую роль в формировании сознания образованных кругов. Велико было участие Ришелье в организации академии и газеты. Первый министр короля стремился использовать и то, и другое в интересах монархии. Но отнюдь не с помощью Ришелье, а, напротив, вопреки идейному гнету абсолютизма достигла своей вершины французская мысль середины XVII в.

Годы правления Ришелье были периодом жестокого стеснения свободомыслия. Абсолютизм стремился укрепить свои идейные позиции. Вопросы идеологии находились в сфере особого внимания правительства. Покровительствуя писателям и поэтам, которые подчинялись официальным требованиям, Ришелье становился беспощадным к независимым. Свидетельство тому судьба Декарта, вынужденного эмигрировать в Голландию, и осуждение пьесы Корнеля " Сид".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал